Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 13:00, реферат
Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Введение 2
Правоотношение 7
Понятие гражданского и социального правоотношения и их особенности. 8
Содержание и форма социального правоотношения. 10
Субъекты социальных правоотношений. 10
Объекты социальных правоотношений. 11
Основания возникновения и прекращения социальных правоотношений. 11
Вывод 12
Список используемой литературы: 13
Приведенные данные свидетельствуют о том, что указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению (например, от изъятия их государством на другие нужды). Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды. Затрудняют нормальную работу названных фондов длительные задержки выплаты заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера.
Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем: несоответствие многих норм Закона 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" потребностям пенсионеров на современном этапе и в обозримом будущем (малый размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными пенсиями, несовершенство механизма осовременивания заработка, из которого исчисляется пенсия, и др.); систематическое нарушение сроков выплаты пенсий и пособий; определенная бессистемность социальных выплат, предоставляемых семьям с детьми; отсутствие эффективного механизма поддержания покупательной способности социальных выплат; существование социально необоснованных различий в уровнях пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров; отсутствие правового механизма, обеспечивающего реализацию государственной программы по борьбе с безработицей.
Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения, что возможно лишь при принятии нового пенсионного закона. В настоящее время уровень пенсий у большинства пенсионеров ограничен тремя минимальными размерами заработной платы. Можно сказать, что лица, получающие пенсии в таких размерах, обеспечены ниже уровня минимальной потребительской корзины. В новом пенсионном законе, разработка которого ведется, трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет своей трудовой деятельности должны иметь право на достойный уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство не должно декларировать существование двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними ныне практически отсутствует. Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной в связи с тем, что для отдельных категорий граждан, например, судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85 процентов получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране. Представляется, что именно такой размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых всем категориям граждан.
Правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Правоотношение это отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, гос. органами и организациями), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Правоотношения возникают при наступлении юридических фактов (договоров, административных актов, правонарушений, событий и др.). Так, наниматель жилого помещения может требовать от наймодателя предоставления помещения, он вправе пользоваться им, но обязан поддерживать его в надлежащем состоянии и платить квартирную плату; наймодатель обязан предоставить помещение и вправе получать от нанимателя арендную плату. Таким образом, на лицо взаимность прав и обязанностей сторон. Такая взаимность также имеется и в трудовых правоотношениях. Также существуют правоотношения, в которых в которых одна сторона имеет лишь право, а другая несет только обязанность. Например, в пенсионном правоотношении. Пенсионер имеет право на периодическое получение пенсии, а орган пенсионного обеспечения обязан ее выплачивать.
Нормы права могут воздействовать только на поведение людей, на их волю, направлять это поведение в соответствии с интересами господствующего класса и только таким образом закреплять и формулировать с учетом достигнутого уровня развития общества, объективных условий производственных, политических, социально-бытовых, духовных и иных отношений. Признание возможности выбора определенного поведения и требование должного поведения от участников соответствующих видов социального общения в тех его сферах, которые являются жизненно важными для данного общества, закрепляются нормами права. Эти нормы закрепляют не только уже существующие отношения, но и содействуют их изменению и становлению новых отношений при наличии соответствующих объективных предпосылок. Этим и определяется важная роль правоотношения, поскольку в нем установлены субъективные права и юридические обязанности, реализуемые в поведении участников правоотношений.
Основой всех правоотношений являются гражданские правоотношения, из которых вытекают права и обязанности участников практически всех отраслей права.
Гражданское правоотношение – это не что иное, как само общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права. В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения. В результате регулирования гражданским правом имущественных отношений возникают гражданские имущественные правоотношения. Если же урегулированы гражданско-правовыми нормами личные неимущественные отношения, устанавливаются личные неимущественные правоотношения.
Социальное правоотношение – это урегулированное нормами права общественные отношения, возникающие по поводу социального обеспечения граждан в том размере и в те сроки, которые установлены нормами права.
Входящие в предмет гражданского права общественные отношения регулируются методом юридического равенства сторон. Поэтому в большинстве случаев гражданские правоотношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения является договор тогда как для возникновения социального правоотношения является наступление различных юридических фактов (наступление пенсионного возраста, получение группы инвалидности, производственной травмы и др.).
Это с неизбежностью отражается и на характере гражданских и социальных правоотношений. Наиболее существенной чертой гражданских правоотношений является равенство их сторон, их юридическая независимость друг от друга, а в социальных право каждого на стабильное получение средств к существованию при наступлении определенных юридических фактов (наступление пенсионного возраста, получение группы инвалидности, производственной травмы и др.). Ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может повелевать другой стороной т.к. одним из основных принципов гражданских правоотношений является принцип юридического равенства сторон т.е. каждая участвующая в договоре сторона вправе выбирать себе партнера, а в социальных правоотношениях исходя из норм закона “О Государственных пенсиях в РФ” одной из сторон этих правоотношений является государство, т.к. ст. 7 конституции РФ устанавливает:
1. Российская Федерация -
социальное государство, политика
которого направлена на
2. В Российской
Федерации охраняются труд и
здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный
А поэтому можно сделать вывод, что государство в некоторой степени влияет на правоотношения с помощью определенных норм права, таких как закон “О Государственных пенсиях в РФ”. Например, этим законом государство устанавливает размеры денежных выплат, таких как пенсии, пособия, надбавки и гражданин не может абсолютно спонтанно устанавливать себе размер денежных выплат, как, например в гражданских правоотношениях–в договоре–гражданин может установить любое денежное вознаграждение за исполнение условий договора, а другая сторона может принять или отказаться от данного договора, что нельзя сделать с установленными нормами права, ведь в социальном обеспечении как и в других нормах права есть ограничения: размеров денежных выплат и условий наступления юридических фактов при которых данные денежные средства будут выплачиваться.
Если управомоченная в гражданском правоотношении сторона вправе требовать определенного поведения от обязанного лица, то только в силу существующего между ними договора или прямого указания закона. Даже в тех случаях, когда гражданское правоотношение устанавливается помимо воли его участников, последние также находятся в юридически равном положении. Например, в случае причинения вреда деликтное обязательство зачастую возникает независимо от желания причинителя вреда. Однако и в этом гражданском правоотношении стороны находятся в юридически равном положении и подчиняются только закону.
Юридическое равенство сторон является неотъемлемым свойством гражданского, социального и других правоотношений. С утратой этого свойства меняется и природа правоотношения. Из гражданского правоотношения оно превращается в иное правоотношение. Так, приобретая, в собственность квартиру у местной администрации, гражданин вступает в гражданское правоотношение и находится в юридически равном с местной администрацией положении.
А социальные правоотношения, как правило, вытекают из трудовых правоотношений: например, лицо, проработавшее на государственном предприятии 25 лет и, достигнув возраста 60 лет, вступает с государством в социальные правоотношения, по которым государство в лице Пенсионного фонда ОБЯЗАНО обеспечить это лицо стабильными средствами к существованию (выплатить пенсию по старости).
В процессе социально - правового регулирования общественных отношений их участники наделяются правами и обязанностями, которые в дальнейшем и предопределяют поведение участников в рамках существующих между ними правоотношений. Как и любое общественное отношение, социальное правоотношение устанавливается в результате взаимодействия между людьми. В правоотношении взаимодействие его участников осуществляется в соответствии с принадлежащими им субъективными правами и возложенными на них обязанностями.
Форма социального правоотношения. Субъективные права и обязанности, принадлежащие участникам социального правоотношения, образуют его правовую форму. Особенностью субъективных социальных прав и обязанностей является то, что они носят имущественный характер.
Участники любых правоотношений именуются их субъектами. Социальное правоотношение устанавливается между людьми и гос. органами, поэтому в качестве субъектов социальных правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные гос. органы. Вместе с тем субъектами социальных правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства.
Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов социальных правоотношении могут участвовать и гос. организации, которые называются фондами.
Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:
Все возможные субъекты социальных правоотношений охватываются понятием «лица». Как субъекты социальных правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Под объектом правоотношения обычно понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Как общественная связь между людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия. Поэтому в качестве объекта социального правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на получение различного рода материальные блага в результате определенного события.
Содержащиеся в любой отрасли права правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и социальным правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно правоотношение. Возникновением же социальных правоотношений являются такие юридические факты, как:
Информация о работе Правоотношения в сфере социального обеспечения