Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:49, контрольная работа
Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов”.
Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др.
Глава 1. Место Совета в системе органов Европейского Союза …………...2
Глава 2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза ….7
Глава 3. Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза ….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
ОЦЕНКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА |
по дисциплине: ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО |
СТУДЕНТ(КА) ГР. |
А.С.Юдин | ||||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ(А)
Санкт-Петербург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Место Совета в системе органов Европейского Союза …………...2
Глава 2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза ….7
Глава 3. Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза ….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….20
Глава 1. Место Совета ЕС в системе институтов Европейского союза.
Европейский Союз - интеграционная
организация, главной целью которой
служит построение “как можно более
тесного союза европейских
Государствами-членами
С точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из трех компонентов (“опор”): Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой “опоры” подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза.
Три “опоры” Союза объединяет друг с другом, прежде всего, наличие единых целей и принципов, закрепленных непосредственно в Договоре о Европейском Союзе; единый состав государств-членов. Важным условием целостности Европейского Союза выступает также наличие у этой организации единой системы руководящих органов - институтов Европейского Союза.
Термином “институты”
в праве Европейского Союза обозначаются
руководящие органы данной организации,
на которые возложено
Основным источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Часть пятая “Институты Сообщества” и Статут Суда, изложенный в отдельном протоколе).
Полномочия и порядок деятельности институтов в рамках остальных Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов (“опор”) Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) установлены договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о Европейском Союзе. Каждый институт Союза имеет собственные правила процедуры (внутренний регламент).
Согласно ст. 7 Договора об учреждении Европейского Сообщества:
“Осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают:
- Европейский парламент;
- Совет;
- Комиссия;
- Суд;
- Счетная палата”.
Указанные институты, как уже отмечалось, одновременно выступают в качестве институтов ЕОУС и Евратома, а также институтов Европейского Союза в целом.
Рассмотрим более подробно место Совета Европейского Союза в системе органов власти ЕС. Совет Европейского Союза осуществляет прежде всего законодательные полномочия: рассматривает и принимает нормативные акты Сообщества (регламенты и директивы). До 1993 г. Совет был единственным законодательным органом Сообщества, в настоящее время многие нормативные акты и другие решения принимаются им совместно с Европейским парламентом. В ст. 207 Договора о ЕС прямо отражена характеристика Совета как законодателя.
Совет также располагает полномочиями в сфере исполнительной и судебной власти. В частности, в соответствии с ч.3 ст.202 Договора Совет наделяет Комиссию по актом, принятым, Советом, компетенцией исполнительной нормы, которые выработаны Советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право, в определенных случаях, непосредственно осуществлять эти полномочия. В мире существуют примеры делегированного законодательства, но отличительной особенностью реализации данного права в Европейском Союзе заключается в том, что Совет сохраняет за собой право исполнять принятые им решения. Таким образом, в Договоре сохраняется возможность осуществления законодательным органом исполнительных полномочий. Это является особенностью реализации принципа разделения властей в Европейском Союзе.
Также в некоторых случаях
решение индивидуального
Таким образом, Совет - орган законодательной власти, наделен судебными полномочиями (например, наложение штрафа ст. 104 Договора)
Совет Европейского Союза (Совет Министров ЕС) не следует путать с Советом Европы, который является международной организацией, а также с Европейским Советом. Последний - это встречи глав государств или правительств стран-членов ЕС и президента Европейской Комиссии, которые происходят дважды в год (как правило, в июне и декабре) в столице и под председательством главы государства, возглавляющего в данный момент в Совете Европейского Союза. Такие встречи знаменуют, фактически, передачу председательства от страны к стране и служат подтверждением единства Европы. Обсуждаемые на Европейских Советах вопросы носят глобальный, стратегический характер и определяют в какой-то мере дальнейшие приоритетные направления развития ЕС.
Глава 2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза.
Совет Европейского Союза
по своему составу является “межправительственным”
институтом: в качестве его членов
выступают должностные лица исполнительной
власти государств-членов, чаще всего
в ранге министров. Согласно ст. 203
Договора о ЕС «в совет входят по
одному представителю от каждого
государства-члена на министерском
уровне, уполномоченному создавать
обязательства для
Учредительные договоры не определяют какие именно министры должны входить в состав Совета, и первоначально традиционно участниками заседаний Совета от каждого государства были министры иностранных дел. Но такой подход оказался малоэффективен, т.к. Совет – прежде всего законодательный орган, и следовательно отраслевые акты лучше утверждать на уровне соответствующих министров.
В результате этого уже в первые 2 года Совет разделился на два вида:
1.Совет по общим вопросам, заседающий в составе министров иностранных дел (а в некоторых странах существует специальная должность – «министр по европейским делам») – принимает решения внешнеполитичексого характера, «общие вопросы», затрагивающие Европейский Союз вцелом. «Общий Совет» также координирует работу и распределяет компетенцию между различными «формациями» отраслевого Совета («Специальный Совет»).
2.Отраслевой Совет заседает в составе отраслевых министров государств-членов (промышленности, труда и социального развития, сельского хозяйства и т.д.)
Перечень формаций Совета закреплен в его внутреннем регламенте, в специальном приложении. В настоящее время их 9 (Совет по вопросам окружающей среды, Совет по вопросам правосудия и внутренних дел, Бюджетный совет, Совет по общим вопросам и внешним сношениям и др.) Так например, Совет по вопросам окружающей среды в составе компетентных министров государств-членов рассматривает и утверждает мероприятия в сфере экологической политики ЕС.
В случаях особой важности, прямо предусмотренными учредительными договорами (например, констатация нарушения отдельными странами ЕС общих принципов конституционного строя), Совет собирается на уровне высших руководителей исполнительной власти государств-членов – Совет в составе глав государств или правительств.
Как и любой орган, Совет обладает своей внутренней структурой, которая представляет собой совокупность руководящего органа и вспомогательных органов (подразделений).
Руководящим органом совета Европейского Союза является Председатель Совета. Так как Совет заседает в разных формациях – это не конкретное лицо, а государство – член Европейского Союза в целом. (согласно ст. 203 Договора о ЕС).
Пост Председателя Совета
не является выборным. В Совете действует
система ротации, в соответствии
с которой представитель
В декабре 2004 года утвержден новый порядок и сроки смены стран-председателей. Теперь государства разбиты на группы по три, а не по два как прежде, до расширения ЕС. В каждую такую группу входит одно крупное государство, одно малое и обязательно один из новичков. Деление на тройки предусмотрено проектом конституции Европы. В таблице ниже сохранена разбивка по годам председательства.
На государстве –председателе лежит ответственность не только за работу Совета ЕС (составление программы деятельности на конкретное полугодие и предварительных повесток для сессий разных формаций), но и за европейский Союз в целом (особенно в рамках второй и третьей опор).
Соответственно полномочия Председателя Совета можно разделить на две группы:
- Внутриорганизационные – созыв заседаний Совета, руководство заседаниями, создание «семестровой программы» и т.п.
- Общеполитические – сосредоточены в основном в сфере общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов, т.е. в рамках второй и третьей опор – обеспечение реализации в жизнь принятых решений (т.е. Совет выступает в качестве исполнительного органа всего Европейского Союза).
Председатель Совета также
выступает официальным
Также согласно параграфу 2 ст. 20 Внутреннего регламента Совета «председателю помогает представитель государства-члена, которое будет председательствовать следующим. По просьбе Председателя и согласно его инструкциям последний при необходимости замещает его».
В структуре Совета европейского
Союза крайне важную роль играют его
вспомогательные органы, что обусловлено
непостоянным характером работы Совета
- функционирует множество
На заседаниях COREPER в предварительном порядке рассматриваются все законопроекты и другие вопросы, вносимые в повестку дня Совета. Если между членами COREPER проект нормативного акта (иного решения) полностью согласован, то Совет принимает его без обсуждения и голосования; если нет – вопрос обсуждается Советом в общем порядке. Существование COREPER, таким образом, также является важным механизмом повышения эффективности работы Совета.
В рамках второй и третьей опор часть функций Coperer выполняют другие комитеты, являющиеся формально самостоятельными от него: Политический комитет в составе политических директоров от каждого государства-члена (действует в рамках ОВПБ) и Координационный комитет, который участвует в подготовке решений по вопросам третьей опоры (СПСО). Комитет постоянных представителей разгружает Совет от многих текущих дел и компенсирует такой недостаток Совета, как невозможность постоянной работы.
Информация о работе Правовой статус совета Европейского Союза