Правовой статус совета Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов”.
Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др.

Содержание работы

Глава 1. Место Совета в системе органов Европейского Союза …………...2
Глава 2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза ….7
Глава 3. Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза ….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….20

Файлы: 1 файл

Европейское право.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

 
ОЦЕНКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

         

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

по дисциплине: ЕВРОПЕЙСКОЕ  ПРАВО

 
 

СТУДЕНТ(КА) ГР.

       

А.С.Юдин

     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия





РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ(А)

 

 

Санкт-Петербург 2013

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Место Совета в системе органов Европейского Союза …………...2

Глава 2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза ….7

Глава 3. Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза ….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Место Совета ЕС в системе институтов Европейского союза.

 

Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой  служит построение “как можно более  тесного союза европейских народов”.

Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др.

С точки зрения внутреннего  устройства Европейский Союз - это  организация со сложной, комплексной  структурой, складывающейся из трех компонентов (“опор”): Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой “опоры” подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза.

Три “опоры” Союза объединяет друг с другом, прежде всего, наличие  единых целей и принципов, закрепленных непосредственно в Договоре о  Европейском Союзе; единый состав государств-членов. Важным условием целостности Европейского Союза выступает также наличие  у этой организации единой системы  руководящих органов - институтов Европейского Союза.

Термином “институты”  в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление  ее основных задач. Институты Европейского Союза одновременно выступают в  качестве институтов каждого из Европейских  сообществ: Европейского сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии. Понятия  “институт Европейского Союза” и  “институт Европейских сообществ”, таким образом, являются синонимами

Основным источником, в  котором закрепляется правовое положение  институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Часть  пятая “Институты Сообщества” и  Статут Суда, изложенный в отдельном  протоколе).

Полномочия и порядок  деятельности институтов в рамках остальных  Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов (“опор”) Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в  уголовно-правовой сфере) установлены  договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о Европейском  Союзе. Каждый институт Союза имеет  собственные правила процедуры (внутренний регламент).

Согласно ст. 7 Договора об учреждении Европейского Сообщества:

“Осуществление задач, возложенных  на Сообщество, обеспечивают:

- Европейский парламент;

- Совет;

- Комиссия;

- Суд;

- Счетная палата”. 

Указанные институты, как уже отмечалось, одновременно выступают в качестве институтов ЕОУС и Евратома, а также институтов Европейского Союза в целом.

Рассмотрим более подробно место Совета Европейского Союза  в системе органов власти ЕС. Совет  Европейского Союза осуществляет прежде всего законодательные полномочия: рассматривает и принимает нормативные акты Сообщества (регламенты и директивы). До 1993 г. Совет был единственным законодательным органом Сообщества, в настоящее время многие нормативные акты и другие решения принимаются им совместно с Европейским парламентом. В ст. 207 Договора о ЕС прямо отражена характеристика Совета как законодателя.

Совет также располагает  полномочиями в сфере исполнительной  и судебной власти. В частности, в  соответствии с ч.3 ст.202 Договора Совет  наделяет Комиссию по актом, принятым, Советом, компетенцией исполнительной нормы, которые выработаны Советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право, в определенных случаях, непосредственно осуществлять эти полномочия. В мире существуют примеры делегированного законодательства, но отличительной особенностью реализации данного права в Европейском Союзе заключается в том, что Совет сохраняет за собой право исполнять принятые им решения. Таким образом, в Договоре сохраняется возможность осуществления законодательным органом исполнительных полномочий. Это является особенностью реализации принципа разделения властей в Европейском Союзе.

Также в некоторых случаях  решение индивидуального характера  в отношении отдельных государств-членов, подготовленное Комиссией, подлежат утверждению  Советом. Так в рамках создаваемого экономического и финансового союза  Совет на основании заключения Комиссии устанавливает наличие в государстве-члене  “чрезвычайного бюджетного дефицита”, а в случае невыполнения предписанных мер по исправлению ситуации, на основании представления Комиссии, принимается решение о применении санкций против государства-нарушителя (ст. 104 Договора).

Таким образом, Совет - орган  законодательной власти, наделен  судебными полномочиями (например, наложение штрафа ст. 104 Договора)

Совет Европейского Союза (Совет  Министров ЕС) не следует путать с Советом Европы, который является международной организацией, а также  с Европейским Советом. Последний - это встречи глав государств или правительств стран-членов ЕС и президента Европейской Комиссии, которые происходят дважды в год (как правило, в июне и декабре) в столице и под председательством главы государства, возглавляющего в данный момент в Совете Европейского Союза. Такие встречи знаменуют, фактически, передачу председательства от страны к стране и служат подтверждением единства Европы. Обсуждаемые на Европейских Советах вопросы носят глобальный, стратегический характер и определяют в какой-то мере дальнейшие приоритетные направления развития ЕС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза.

 

Совет Европейского Союза  по своему составу является “межправительственным” институтом: в качестве его членов выступают должностные лица исполнительной власти государств-членов, чаще всего  в ранге министров. Согласно ст. 203 Договора о ЕС «в совет входят по одному представителю от каждого  государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать  обязательства для правительства  этого государства-члена», таким  образом в настоящее время в Совет входит 15 членов. Комплектование законодательного органа из представителей исполнительной ветви власти нехарактерно для большинства демократических стран, хотя и встречается в некоторых из них: Бундесрат ФРГ, Национальный совет провинций ЮАР, частично Совет Федерации Федерального Собрания России.

Учредительные договоры не определяют какие именно министры должны входить в состав Совета, и первоначально традиционно участниками заседаний Совета от каждого государства были министры иностранных дел. Но такой подход оказался малоэффективен, т.к. Совет – прежде всего законодательный орган, и следовательно отраслевые акты лучше утверждать на уровне соответствующих министров.

В результате этого уже  в первые 2 года Совет разделился на два вида:

1.Совет по общим вопросам, заседающий в составе министров иностранных дел (а в  некоторых странах существует специальная должность – «министр по европейским делам») – принимает решения внешнеполитичексого характера, «общие вопросы», затрагивающие Европейский Союз вцелом. «Общий Совет» также координирует работу и распределяет компетенцию между различными «формациями» отраслевого Совета («Специальный Совет»).

2.Отраслевой Совет заседает в составе отраслевых министров государств-членов (промышленности, труда и социального развития, сельского хозяйства и т.д.)

Перечень формаций Совета закреплен в его внутреннем регламенте, в специальном приложении. В настоящее  время  их 9 (Совет по вопросам окружающей среды, Совет по вопросам правосудия и внутренних дел, Бюджетный совет, Совет по общим вопросам и внешним  сношениям и др.) Так например, Совет по вопросам окружающей среды  в составе компетентных министров  государств-членов рассматривает и  утверждает мероприятия в сфере  экологической политики ЕС.

В случаях особой важности, прямо предусмотренными учредительными договорами (например, констатация  нарушения отдельными странами ЕС общих  принципов конституционного строя), Совет собирается на уровне высших руководителей исполнительной власти государств-членов – Совет в составе  глав государств или правительств.

Как и любой орган, Совет  обладает своей внутренней структурой, которая представляет собой совокупность руководящего органа и вспомогательных  органов (подразделений).

Руководящим органом совета Европейского Союза является Председатель Совета. Так как Совет заседает в разных формациях – это не конкретное лицо, а государство –  член Европейского Союза в целом. (согласно ст. 203 Договора о ЕС).

Пост Председателя Совета не является выборным. В Совете действует  система ротации, в соответствии с которой представитель каждого  из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести  месяцев. Очередность определяет сам  Совет (Решение от 01.01.1995 г. «Об установлении порядка осуществления председательства в Совете»).

В декабре 2004 года утвержден  новый порядок и сроки смены  стран-председателей. Теперь государства  разбиты на группы по три, а не по два как прежде, до расширения ЕС. В каждую такую группу входит одно крупное государство, одно малое и обязательно один из новичков. Деление на тройки предусмотрено проектом конституции Европы. В таблице ниже сохранена разбивка по годам председательства.

На государстве –председателе лежит ответственность не только за работу Совета ЕС (составление программы деятельности на конкретное полугодие и предварительных повесток для сессий разных формаций), но и за европейский Союз в  целом (особенно в рамках второй и третьей опор).

Соответственно полномочия Председателя Совета можно разделить  на две группы:

- Внутриорганизационные – созыв заседаний Совета, руководство заседаниями, создание «семестровой программы» и т.п.

- Общеполитические – сосредоточены в основном в сфере общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов, т.е. в рамках второй и третьей опор – обеспечение реализации в жизнь принятых решений (т.е. Совет выступает в качестве исполнительного органа всего Европейского Союза).

Председатель Совета также  выступает официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогает секретариат и его глава - назначаемый Советом Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (с 1999 г. - Хавьер Солана (Javier Solana). Заместитель Генерального секретаря - Пьер де Бюсси (Pierre de Boissieu). Генеральный секретарь на нынешний момент возглавляет формируемые сейчас вооруженные силы Европы.

Также согласно параграфу 2 ст. 20 Внутреннего регламента Совета «председателю помогает представитель  государства-члена, которое будет  председательствовать следующим. По просьбе  Председателя и согласно его инструкциям  последний при необходимости  замещает его».

В структуре Совета европейского Союза крайне важную роль играют его  вспомогательные органы, что обусловлено  непостоянным характером работы Совета - функционирует множество различных  комитетов, состоящих из должностных  лиц государств-членов ЕС. Наиболее важный среди них - Комитет постоянных представителей. Он включает руководителей  постоянных представителей государств-членов при Европейском Союзе (или их заместителей).

На заседаниях COREPER в предварительном  порядке рассматриваются все  законопроекты и другие вопросы, вносимые в повестку дня Совета. Если между членами COREPER проект нормативного акта (иного решения) полностью согласован, то Совет принимает его без  обсуждения и голосования; если нет  – вопрос обсуждается Советом  в общем порядке. Существование COREPER, таким образом, также является важным механизмом повышения эффективности  работы Совета.

В рамках второй и третьей  опор часть функций Coperer выполняют другие комитеты, являющиеся формально самостоятельными от него: Политический комитет в составе политических директоров от каждого государства-члена (действует в рамках ОВПБ) и Координационный комитет, который участвует в подготовке решений по вопросам третьей опоры (СПСО). Комитет постоянных представителей разгружает Совет от многих текущих дел и компенсирует такой недостаток Совета, как невозможность постоянной работы.

Информация о работе Правовой статус совета Европейского Союза