Предмет и система судоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд — организация всей судебной системы в целом и ее звеньев, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности хозяйственного суда, конституционного суда, органов внутренних дел, прокуратуры, органов юстиции, таможенных органов, органов налоговой службы и адвокатуры.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Прокуратура Республики Беларусь это единая и  централизованная система органов, осуществляющих от имени государства  надзор за точным и единообразным  исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Прокурорский надзор, имеющий совей  задачей обеспечение точного  и единообразного исполнения и применения законов во всем государстве –  это объективная необходимость, обусловленная социальной ролью  права и единой законностью.

Правовую основу деятельности прокуратуры  составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республике Беларусь» и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных  интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

а) точным и единообразным исполнением  законов, декретов, указов и иных нормативных  правовых  актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными  органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими  организациями, должностными лицами и  иными гражданами, в том числе  индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);

б) исполнением законодательства при  осуществлении оперативно-розыскной  деятельности;

в) исполнением закона в ходе досудебного  производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

г) соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением  законодательства при их исполнении;

д) соблюдением законодательства при  исполнении наказания и иных мер  уголовной ответственности, а также  мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью  и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью; проводит предварительное следствие. Прокуроры принимают участие  в рассмотрении судами гражданских  дел,

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства  всех граждан перед законом, независимости  прокурора, подчиненности нижестоящих  прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Прокурор при осуществлении  своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой  установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры  осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим  прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные  в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный  срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том  числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая  прокурором, предоставляется безвозмездно.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Органы предварительного  следствия.

 

Органы предварительного расследования - это специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение. Иначе говоря, задачи этих органов в соответствии со ст. 7 УПК РБ состоят в защите личности,  ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Поскольку предварительное, досудебное производство по уголовным  делам как правило, осуществляется в форме дознания и предварительного следствия, органы, проводящие эту деятельность, делятся на два вида: органы дознания и предварительного следствия.

Органы предварительного следствия осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности  виновных лиц в целях последующего предания их суду либо оправдания невиновных.

Органы дознания – это  компетентные государственные органы и должностные лица, задачей которых  является раскрытие преступлений, выявление  и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Адвокатура.

 

Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый  правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную  деятельность.

Главная задача адвокатуры – оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Адвокатура участвует в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан. Своей деятельностью адвокатура служит принципам законности, справедливости и гуманизма. Правовую основу деятельности адвоката составляют Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «Об адвокатуре», постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 июня 2001 г. № 15 «Об утверждении правил профессиональной этики адвоката».

Государство гарантирует юридическую  помощь всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения. В определенных случаях, юридическая помощь оказывается  бесплатно. Так, юридическая помощь оказывается бесплатно коллегиями адвокатов за счет своих средств  истцам в судах первой инстанции  при ведении дел, связанных с  трудовыми правоотношениями, о взыскании  алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, а также  инвалидам І и ІІ групп при  даче консультаций, не требующих ознакомления с делом, физическим лицам, освобожденным  в установленном действующим  законодательством порядке от оплаты юридической помощи.

Любое физическое и юридическое  лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью  к адвокату (по своему выбору) для  защиты своих прав и законных интересов  в судах, других органах и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих правовых вопросов.

Задержанному, арестованному или  осужденному для оказания юридической  помощи обеспечиваются необходимые  условия для встреч и консультаций с адвокатом с соблюдением  полной их конфиденциальности. Профессиональная защита прав и законных интересов  физических и юридических лиц  по уголовным, гражданским делам  и делам об административных правонарушениях  в следственных и судебных органах  осуществляется только адвокатами.

Адвокаты оказывают следующие  виды юридической помощи:

1) дают консультации и разъяснения  по юридическим вопросам, устные  и письменные справки по законодательству;

2) составляют заявления, жалобы  и другие документы правового  характера;

3) осуществляют представительство  в судах и других органах  и организациях по гражданским  делам и делам об административных  правонарушениях;

4) участвуют в предварительном  следствии и в суде по уголовным  делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших,  гражданских истцов, гражданских  ответчиков.

Государство обеспечивает независимость  деятельности адвокатуры, доступность  юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов  адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и  законных интересов граждан, оказания правовой помощи физическим и юридическим  лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Нотариат.

 

Нотариат в РБ включает в себя государственных и частных  нотариусов, уполномоченных д.л. местных  исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов  дипломатических представительств и консульских д.л. консульских  учреждений РБ, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан  и юр.лиц путем совершения нотариальных действий от имени РБ. Правовую основу деятельности нотариата составляет Конституция РБ, закон «О нотариате  и нотариальной деятельности» и  другие акты законодательства и международные  договоры РБ.

Основная задача нотариата – обеспечение прав и законных интересов граждан и юр.лиц путем совершения нотариальных действий от имени РБ. Под нотариальной деятельностью понимают совершение от имени РБ нотариусами, как государственными, так и частными, уполномоченными лицами дипломатических представительств нотариальных действий, предусмотренных законом «О нотариате и нотариальной деятельности», другими законодательными актами, а также международными договорами. Частная нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

Принципы нотариальной деятельности:

1)законность – нотариусы  при осуществлении своей деятельности  руководствуются Конституцией, законом,  международными договорами

2)беспристрастность –  нотариальная деятельность осуществляется  на равных условиях для всех  лиц, независимо от пола, расы  и т.д. Нотариусы не в праве  совершать действия, результаты  которых составляют для них  имущественный или иной интерес,  а также не в праве совершать  нотариальные действия в отношении  своих близких родственников,  а также на имя и от имени  работника соответствующей нотариальной  канторы. Такие нотариальные действия  совершаются в другой нотариальной  канторе, а если нотариальные  действие должно быть сопряжено  с определенным нотариусом или  нотариальной конторой, место совершения  определяет МинЮст.

3)независимость при осуществлении  нотариальной деятельности –  нотариусы независимы и подчиняются  только требованиям законодательства. Противоправные воздействия на  нотариусов не допускаются и  влекут за собой ответственность

4)тайна нотариального  действия – нотариусы должны  соблюдать тайну нотариального  действия, сведения по совершению  нотариального действия выдаются только гражданам и юр.лицам, от имени, на имя и по поручению которых было совершено нотариальное действие. Сведения могут быть выданы по письменному требованию судьям, если имеется уголовное или гражданское дело, хозяйственный спор, прокурорам и заместителям, органам уголовного преследования, органам КГК, таможенным органам, налоговым органам при проведении проверок и другим государственным органам, предусмотренным законодательством. Сведения о завещании при жизни завещателя выдаются только завещателю, а после его смерти могут выдаваться вышеперечисленным органам, кому завещано, а также родителям, детям, супругам, внукам, деду, бабке, родным братьям, сестрам. Сведения о вкладах сообщить только исполнителю завещания и наследникам. Правила о соблюдения тайны нотариального действия распространяется на лицо, которому стало известно о совершенном нотариальном действии в связи с исполнением служебных обязанностей. Лицо, виновное в разглашении тайны несет ответственность, установленную законодательством РБ.

Лица, которые совершают  нотариальные действия:

1)государственные нотариусы  государственных нотариальных контор  и частные нотариусы, осуществляющие  свою деятельность на основании  разрешения (лицензии). При совершении  нотариальных действий государственные  и частные нотариусы имеют  равные права и несут одинаковые  обязанности. Оформленные ими  документы имеют одинаковую юридическую  силу.

2)в населенных пунктах,  в которых нет государственных  нотариальных контор и нотариальных  бюро, действия совершают уполномоченные  лица. К ним относятся:

А)главврачи больниц

Б)начальники учреждений

В)управляющие делами сельсовета

Г)капитаны морских и воздушных  судов

3)за пределами РБ нотариальные  действия совершают дипломатические  агенты, консульские д.л. Порядок  совершения нотариальных действий  для них определяется законом  «О нотариате…», а также законодательством,  регулирующими деятельность дипломатических  и консульских представительств.

 

 

 

Список использованных источников

      1. Закон Республики Беларусь 8 мая 2007 г. n 220-з о прокуратуре    Республики Беларусь – статьи 38-41

       2. Абрамович, А, Суды Республики Беларусь на современном этапе / А. Абрамович // Юстиция Беларуси. - 2002. - № 1, - С. 2.

Информация о работе Предмет и система судоустройства