Принципы гражданского процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Безусловный интерес представляет и рассмотрение судебной практики: выявление проблематики практического применения гражданско-процессуальных принципов.
Итак, цель настоящей курсовой работы – исследовать принципы гражданского процессуального права.
Исходя из поставленной цели, следуют задачи:
- проанализировать теоретические основы принципов гражданского процесса: понятие и значение, систему и состав, классификацию;
- рассмотреть содержание принципов гражданского процесса, в частности: организационные принципы гражданского процесса и функциональные принципы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и значение принципов гражданского процессуального права
2. Система и состав принципов гражданского процессуального права
3. Классификация принципов гражданского процессуального права
4. Состав, сущность и содержание организационных принципов гражданского процессуального права
5. Состав, сущность и содержание функциональных принципов гражданского процессуального права
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

3. Принцип обязательности  судебных постановлений (ст. 13 ГПК  РФ).

4. Принцип процессуального  равенства сторон (ст. 12 ГПК РФ).

(Позитивистская  классификация принципов гражданского  процессуального права Российской  Федерации. Демичев А.А.) 4.

Треушников  М.К. в теории процессуальных отраслей права (гражданского, арбитражного) классифицирует принципы по объекту (основанию) правового регулирования.

По этому признаку (основанию) весь состав принципов гражданского процессуального права делится  на две большие группы: принципы организационно-функциональные, т. е. определяющие устройство судов и процесс одновременно, и принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процесса.

Позитивистская  классификация принципов гражданского процессуального права Российской Федерации. Демичев А.А. / Арбитражный  и гражданский процесс. 2005. N 7.

К организационно-функциональным принципам правосудия по гражданским делам относятся: осуществление правосудия только судом; коллегиальность и единоличность при рассмотрении гражданских дел; независимость судей и подчинение их только закону; равенство граждан и организаций перед законом и судом; принцип гласности; государственный язык судопроизводства; доступность судебной защиты.

 К функциональным принципам правосудия по гражданским делам относятся: принцип законности; принцип диспозитивности; состязательности; процессуального равноправия сторон; устности; непосредственности; непрерывности.

Эти две группы принципов находятся во взаимной связи, причем нередко один и тот  же принцип выступает и как  организационно-функциональный, и как  функциональный. Поэтому верным является утверждение, что нет принципов только организационных или только функциональных. Деление принципов на две группы до некоторой степени условно.

 

4. Состав, сущность и содержание организационных  принципов гражданского процессуального  права

 

Осуществление правосудия по гражданским делам только судом

Принцип осуществления  правосудия по гражданским делам  только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 5 ГПК РФ) имеет межотраслевое  значение, относится к судоустройственным и процессуальным принципам. Принцип осуществления правосудия только судом раскрыт в Конституции РФ, и его содержание определяется двумя основополагающими положениями.

Во-первых, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная система РФ устанавливается  Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 1, 2 ст. 118 Конституции РФ).

Во-вторых, Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства5.Новый ГПК РФ конкретизирует перечисленные положения: правосудие осуществляется по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, правила рассмотрения и разрешения подведомственных гражданских дел установлены законодательством о гражданском судопроизводстве.

Прежде всего, следует сказать о существующей в России судебной системе. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона

Федеральный конституционный  закон «О судебной системе РФ»  от 31.12.1996 №1-ФКЗ// СЗ РФ.-1997.-№1.-ст.1).

"О судебной  системе Российской Федерации"  правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судами, учрежденными  в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом, а именно:

1) федеральными судами, к которым отнесены:

- Конституционный Суд РФ;

- система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды);

- система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные

арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ);

2) судами субъектов РФ - это:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

- установления судебной системы РФ Конституцией РФ и данным Федеральным

конституционным законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов,

общепризнанных  принципов и норм международного права и международных договоров  Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Освещение принципа осуществления правосудия по гражданским делам только судомпредполагает раскрытие понятия правосудия. Под правосудием можно понимать рассмотрение и разрешение судом подведомственных дел на основе закона в предусмотренной процессуальной форме с целью защиты прав и интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и государства. Правосудие осуществляется в четырех формах: в конституционном судопроизводстве, судопроизводстве по гражданским, административным и уголовным делам.

Деятельность  по осуществлению правосудия отличается от иных способов разрешения гражданско-правовых споров, прежде всего, наличием специфической  процессуальной формы. Именно процессуальная форма придает особо высокую  степень защищенности прав и интересов различных субъектов и отличает деятельность судов от иных органов (например, от третейского суда, комиссий по разрешению трудовых споров и проч.). Кроме того, только суд вправе лишить гражданина его личных, имущественных и иных прав. Именно суд осуществляет судебный контроль за деятельностью административных органов путем разрешения жалоб на их действия. В соответствии с правилами о подведомственности суды осуществляют контроль за законностью нормативных актов.

Сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел в судах

Рассматриваемый принцип обращен к судебному  составу, который правомочен рассматривать  гражданские дела по любой инстанции.

В соответствии со ст. 6 ГПК РФ гражданские дела в  суде первой инстанции рассматриваются  судьями этих судов единолично или коллегиально, если это предусмотрено федеральным законом. Надо отметить, что новый ГПК РФ пошел по пути расширения единоличного порядка рассмотрения дел, ограничив случаи коллегиального разбирательства делами, указанными в федеральном законодательстве.

В случае единоличного рассмотрения дела и единоличного совершения процессуальных действий судья действует  от имени суда.

При апелляционном  производстве судья районного суда рассматривает дела по жалобам на судебные постановления мировых судей единолично (ч. 3 ст. 7 ГПК РФ). При кассационном и надзорном производстве пересмотр дел осуществляется коллегиально.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону

Данный конституционный  принцип (ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК РФ) относится как к судоустройственным, так и к судопроизводственным принципам. Принцип объединяет два взаимосвязанных положения, а именно:

1) независимость судей;

2) подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.

Новый ГПК РФ уточнил положение о подчинении судьи при осуществлении правосудия Конституции РФ и федеральному закону. Ранее указывалось лишь на подчинение закону.

Судьи рассматривают и  разрешают гражданские дела в  условиях, исключающих постороннее  на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК РФ).

Применительно к гражданскому процессуальному праву можно  говорить о нескольких аспектах проявления независимости судей.Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения иных судей,принимающих участие в разбирательстве дела. Это положение проявляется в том, что решение (при коллегиальном рассмотрении) по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним. Народные заседатели, если дело рассматривается с их участием, обладают равными правами с судьей.

При рассмотрении и разрешении дела судьи независимы от заключений, данных различными лицами в процессе. Так, заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения. Заключения государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в деле в порядке ст. 46 ГПК РФ, подлежат оценке судом и не имеют заранее установленной силы.

Судьи независимы от вышестоящих  судебных инстанций. Несмотря на то, что  апелляционная, кассационная, надзорная  инстанции обладают контрольными полномочиями относительно судебных актов, эти полномочия не нарушают принцип независимости  судей. Например, ГПК РФ, устанавливая обязательность указаний кассационной инстанции, вводит ряд существенных ограничений. Суды кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 369 ГПК РФ).

Судьи независимы от государственных  органов, общественных организаций, должностных  лиц и отдельных граждан. Помимо провозглашения подобной независимости важно создание реальных гарантий, обеспечивающих подлинность независимости. Существенная роль отводится экономическим, политическим, правовым гарантиям. Так, Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" введены существенные гарантии, призванные обеспечить независимость судей. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления против правосудия.

Подчинение судей только Конституции и федеральному закону составляет вторую и неотъемлемую половину рассматриваемого принципа. В этом также проявляется независимость судей. Суд, рассматривая дело, при установлении несоответствия акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Новый ГПК РФ детализировал это положение: "Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу"(ч.2 ст.11 ГПК РФ).

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 11 ГПК РФ).Международные  договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.Согласно пункту "а" статьи 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры)6.

При раскрытии понятия  принципа независимости судей и  подчинения их только федеральному закону принято выделять экономические, политические и правовые (организационно-правовые и процессуально-правовые) гарантии.

Экономические гарантии охватывают предоставление судье за счет государства  материального и социального  обеспечения, соответствующего его  высокому статусу. Отдельная статья Закона РФ "О статусе судей  в Российской Федерации" раскрывает содержание материального обеспечения судей (ст. 19).

Информация о работе Принципы гражданского процессуального права