Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной пере-стройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Цель работы – рассмотреть основные социально-экономические последствия приватизации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы приватизации………………………………………………...5
1.1.Понятие приватизации……………………………………………………………………...5
1.2.Формы и способы приватизации. ………………………………………………………...10
Глава 2. Приватизация в России……………………………………………………………...12
2.1. Необходимость приватизации собственности в России. ……………………….……...12
2.2. Этапы приватизации……………………………………………………………………....14
2.3. Последствия приватизации в России…………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...…………...27

Файлы: 1 файл

privatizatsia.docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

B качестве основного инструмента  приватизации на ее первом  этапе были использованы приватизационные  чеки, выданные всем рос-сийским  гражданам вне зависимости от  пола, возраста, места жительства  и характера занятости. Население  России получило 146,064 млн. приватизационных  чеков. Каждый владелец приватизационного  чека имел четыре возможности:

1) использовать свой чек  при закрытой подписке на акции  своего предприятий (в ходе такой  подписки было принято почти 26 млн. чеков); 2) участвовать в чековом  аукционе; 3) купить акции чекового  инвестиционного фонда (таких фондов  было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков); 4) продать  чек (всего было продано около  четверти выданных чеков).

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.8

Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.

 

Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению соб-ственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного капитала.

В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштаб-ного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.9

Такой малый объем участия помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.

Денежный этап.

 Главная цель денежного  этапа приватизации, официальное  начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности  на приватизируемое государственное  имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

 Денежный этап приватизации  должен обеспечить выполнение  трех стратегических задач:

1) сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами  акций, что повысит их заинтересованность  в долгосрочных инвестициях;

2) обеспечить приватизируемые  предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной  перестройки;

3) способствовать решению  фискальных задач, т.е. пополнению  доходной части госбюджета.

  Особенностью денежного  этапа является его направленность  на осуществление перехода от  системы бесплатной раздачи собственности  к ее реальной продаже в  ходе относительно «медленной»  приватизации. В интересах привлечения  стратегических инвесторов, которые  ори-ентируются на контроль и  управление предприятием, предполагалось  выставлять на денежные аукционы  и инвестиционные конкурсы относительно  крупные пакеты акций — не  менее 15—25% уставного капитала предприятия.

 К основным объектам  приватизации нового этапа относятся  три вида имущества: государственные  пакеты акций приватизированных  предприятий, земельные участки  приватизированных предприятий  и недвижимость.

 Первоначально на новом  этапе предполагалось использовать  следующие методы приватизации:

1) безвозмездную передачу  акций работникам;

2) продажу акций работникам  по закрытой подписке;

3) продажу акций по  инвестиционному конкурсу;

4) продажу акций по  коммерческому конкурсу;

5) продажу акций на  аукционе, в том числе с использованием  институтов фондового рынка, включая  биржи;

6) продажу акций на  специализированном аукционе;

7) продажу предприятий  на аукционах;

8) продажу предприятий  по коммерческому конкурсу, в  том числе с ограниченным числом  участников;

9) продажу предприятий  по инвестиционному конкурсу;

10) выкуп арендованного  имущества;

11) продажу предприятий  товариществам по особым льготам;

12) продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных  предприятий;

13) продажу объектов незавершенного  строительства (особые процедуры);

14) продажу предприятий-должников (особые процедуры).

Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государ-ственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее—«Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли без-возмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.

В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации. К основным результатам денежной приватизации следует отнести:

1) выведение значительной  части государственного имущества  из-под директивного управления  государства и вовлечение его  в рыночный оборот;

2) формирование основ  рынка недвижимости, в том числе  рынка земли под объектами  приватизации. Положительные результаты  денежной приватизации состоят  также в ее бюджетном эффекте:

в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.

Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997 г. эти средства составили 578 млрд. руб.

Следует отметить основные факторы, без наличия которых приватизация в 1997 г. не принесла бы бюджетного эффекта:

 

  а) снижение политических  рисков в связи с отсутствием  каких-либо выборов (что вызвало повышение ативности фондового рынка и увеличение числа продаж);

  б) низкая доходность  по государственным ценным бумагам, которая способствовала инвестированию  в реальный сектор экономики (по  некоторым оценкам, кризисное состояние  финансовых рынков отвлекает  на операции с государственными  ценными бумагами 80—90% средств);

 в) совершенствование  нормативной базы приватизации.

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к де-нежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа. 

В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяй-ствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружествен-ных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По данным ВЦИ-ОМ, 74% новых инвесторов отказываются фи-нансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме.. При этом:

1) не был сформирован  широкий слой эффективных частных  собственников;

2) структурная перестройка  экономики не при-вела к необходимому  уровню повышения эффективности  деятельности предприятий;

3) привлеченных в процессе  приватизации инвестиций сказалось  явно недостаточно для производственного, технологического и социального  развития предприятий;

4) в ряде отраслей не  удалось сохранить конкурентное  положение предприятий отечественном  и мировом рынках.

2.3. Последствия  приватизации в России

В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либералтизации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в- третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и к легитимности приватизации, но и новой системе прав собственности в целом.

Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий по конкурсу (на аукционе), или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.

Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков. При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило. Становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций.

В итоге после десяти лет реформ большинство населения стало жить хуже. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень жизни людей, является Индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ), вычисляемый с 1990 г. экспертами ООН в рамках специальной Программы развития ООН. Этот индекс составляется на основе трех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительности жизни. После распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкое падение ИРЧП. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по ИРЧП. В 1993 г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м. Похожа ситуация наблюдалась в других бывших советских республиках.

Информация о работе Приватизация в России