Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:08, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести общий анализ института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
2. Выявить и проанализировать порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
3. Изучить особенности правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
4. Рассмотреть особенности рассмотрения дел данной категории.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим…………………………………5
1.1 Особое производство по ГПК РФ………………………………………...5
1.2 Юридическая процедура признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим по ГПК РФ………….7
Глава 2 Правовые последствия отмены признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим. Рассмотрение данной категории дел…………………………………………………………………...14
2.1 Причины и правовые последствия отмены судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявленного умершим………………………………………………………………………….14
2.2 Особенности рассмотрения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим………………………18
Заключение…………………………………………………………………25
Список используемой литературы………………………………………….26
Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим. Правила рассмотрения дел данной категории.
План.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Общая характеристика признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим…………………………………5
1.2 Юридическая процедура признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим по ГПК РФ………….7
Глава 2 Правовые
последствия отмены признания гражданина
безвестно отсутствующим или умершим.
Рассмотрение данной категории дел…………………………………………………………………..
2.1 Причины и правовые последствия
отмены судебного решения о
признании гражданина безвестно отсутствующим
или объявленного умершим……………………………………………………………
2.2 Особенности рассмотрения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим………………………18
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….26
Актуальность. Проведение реформ, а затем и мировой экономический кризис оказали влияние на усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации, рост преступности, что соответственно привело к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко выступают причиной их безвестного исчезновения. Немаловажным фактором, придающим указанной проблеме особую важность, являются локальные военные действия, происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, военные действия в Чечне и других регионах Российской Федерации и СНГ), террористические акты, стихийные бедствия природного характера, а также безвестное исчезновение людей при постоянно развивающихся миграционных процессах. Ежегодно в органы милиции поступает несколько десятков тысяч заявлений о пропавших гражданах. Так, только за 2011 г. по России исчезло без следа 73 тыс. чел., а найдено всего 69 тыс.
В большинстве случаев
меры, предпринимаемые для розыска
пропавших лиц, не приносят результата,
следствием чего становится нетерпимая
юридическая неопределенность, отсутствие
сведений не только о месте нахождения
пропавшего гражданина, но даже о том,
находится ли он в живых. В этой
связи проблема признания гражданина
безвестно отсутствующим или
объявления гражданина умершим стала
особенно значимой и актуальной, поскольку
ежегодно исчезает огромное количество
граждан. Для того, чтобы у родственников
появилась возможность каким-
Объект исследования представляет собой институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является гражданско-процессуальное регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести общий анализ
2. Выявить и проанализировать
порядок признания гражданина
безвестно отсутствующим и
3. Изучить особенности правовых
последствий признания
4. Рассмотреть особенности
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Общая характеристика признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим.
1.1 Особое производство по ГПК РФ.
Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим согласно статье 262 главы 27 ГПК относится к особому производству. Его признаки:
- дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 27 и главами 28-38 ГПК РФ;
- дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц. Суд должен установить, относится ли заявитель к заинтересованным лицам или нет (статья 263 ГПК РФ).
Юриспруденция использует понятие - факты активной и пассивной легитимации. До 1964 г., вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим не был предметом судебного рассмотрения и решался в нотариальном порядке. ГПК РСФСР 1964 года, затем ГПК РФ 2002 года установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим.
Вступившее в законную
силу решение является юридическим
фактом, влекущим возникновение, изменение
или прекращение
Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется и на граждан, признанных безвестно отсутствующими, и на граждан, объявленных умершими, требует от судов полноты, четкости, тщательности на стадиях возбуждения, подготовки дела к судебному разбирательству и на стадии судебного разбирательства.
Новый этап развития правового регулирования судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, начатый с принятием ГПК РФ, характеризуется закреплением судебной подведомственности указанной категории дел, ГК РФ регулирует материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.
ГК РФ внес несколько изменений в материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует 5-летний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства, вместо ранее установленного 3-летнего срока, ГПК РФ закрепил положение, согласно которому заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту нахождения заинтересованного лица.
В соответствии с ГПК РФ суд после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина, а в соответствии с ГК РФ орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Законодатель принял меры к устранению пробелов в правовом регулировании признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим и созданию механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов заинтересованных лиц и т. д.
1.2 Юридическая процедура признания гражданина безвестно пропавшим или объявление гражданина умершим по ГПК РФ.
Глава 30 ГПК РФ регулирует
юридическую процедуру
Статья 276 ГПК РФ еще раз дублирует норму, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства (физическое лицо) или месту нахождения заинтересованного лица (юридическое лицо).
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим (например, расторжение брака путем развода, получение пенсии по случаю смерти кормильца и т.д.), должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
В заявлении необходимо изложить обстоятельства, которые подтверждали бы безвестное отсутствие гражданина. Такими обстоятельствами могут быть любые данные, свидетельствующие об отсутствии в месте жительства гражданина сведений о нем в течение одного года (отрицательные ответы адресных столов по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения, предполагаемому месту нахождения и т.п.).
В заявлении должны быть изложены обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью (например, наводнение, землетрясение, обвал в горном районе, извержение вулкана и т.п.) или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авто-, авиакатастрофа, кораблекрушение и т.п.).
Помимо этого в заявлении должны быть приведены факты, подтверждающие длительность отсутствия гражданина в месте его жительства (шесть месяцев).
С.П. Портянкина сформулировала
следующую классификацию
- гражданин, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим;
- физические лица, состоящие с пропавшим без вести гражданином в родственных отношениях, имеющие личный, субъективный интерес к исходу дела;
- физические лица, состоящие с пропавшим гражданином в обязательственных отношениях, имеющие личный субъективный интерес в исходе дела;
- юридические лица и организации, не имеющие статуса юридического лица, с которыми пропавший без вести гражданин состоял в каких-либо обязательственных правоотношениях;
- субъекты гражданских правоотношений, находящиеся с пропавшим без вести гражданином в отношениях гражданско-правового характера (например, в отношениях собственности);
- прокурор и органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, обращающиеся в суд от своего имени в защиту интереса других лиц, общественных интересов, имеющие государственный интерес в исходе дела1.
Заявителем по делам о
признании гражданина безвестно
отсутствующим или об объявлении
гражданина умершим является лицо,
состоящее с безвестно
Заинтересованными лицами в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим также могут быть физические лица и организации, когда их права и охраняемые законом интересы зависят от результата рассмотрения и разрешения дела по существу, то есть от судебного решения.
По мнению Портянкиной С.П., понятие «заинтересованное лицо» поглощает в себе понятие «заявитель», поскольку заявитель, в первую очередь, и является заинтересованным в деле лицом.
В особом производстве, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим заинтересованное лицо и заявитель не могут быть противопоставлены друг другу, поскольку преследует общие цели - получить соответствующее судебное решение. Заявитель в первую очередь является заинтересованным лицом.
К сожалению, в современных условиях при проведении судебной реформы в Российской Федерации институту судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим законодателем не уделено должного внимания. Так, ГПК РФ лишь уточнил некоторые правила и термины в связи с положениями действующего материального законодательства. Ст. 277 ГПК РФ в соответствии с п. 2 ст. 45 ГК РФ дополнена положением о том, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не раньше, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Соответственно заявитель обязан указать день окончания военных действий.
В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
В заявлении об объявлении умершим военнослужащего или любого другого гражданина, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т.п., а также истечение двухлетнего срока со дня прекращения военных действий.