Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение дел мировым судьей - наиболее доступный способ судебной защиты. Являясь судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, мировой судья осуществляет правосудие в пределах судебного участка с относительно небольшой территорией и максимально приближен к населению. По сравнению с федеральными судами производство по гражданским делам у мирового судьи требует и меньших материальных издержек для государства и лиц, участвующих в деле.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3
1. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….…..5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………........12
2.1 Порядок назначения мирового судьи в РФ…………………………….......12
2.2 Компетенция мирового судьи…………………………………………...….16
2.3 Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи….…….....18
3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ У МИРОВЫХ СУ-ДЕЙ……………………………………………………………………………….20
3.1 Подсудность гражданских дел у мирового судьи………………………....20
3.2 Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел……...……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................……........................40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................……….…….......

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 81.92 Кб (Скачать файл)

1) облегчить  доступ населения к правосудию;

2) воплотить  идеи судебного федерализма;

3) разгрузить  районное звено судебной системы;

4) повысить  оперативность судопроизводства.

Анализ законов субъектов Федерации, посвященных мировым судьям, позволяет убедиться в том, что лишь отдельными субъектами Федерации предпринимались робкие попытки формулирования целей и задач, стоящих перед мировыми судьями.

Между тем судебная власть в правовом государстве призвана обеспечить защиту и охрану прав граждан и права в целом от любых правонарушений и тем самым обеспечить господство права. Мировые судьи могут обеспечивать и защищать нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы многих субъектов, в том числе человека и гражданина, действуя в пределах своей компетенции.

Таким образом, генезис мирового суда в России представляется следующим. В начале поддержание мира и порядка (в том числе судом по малозначительным делам) является прерогативой самоуправляющихся общностей, затем эти функции – как политически значимые – принимает на себя государство, и уже оно делегирует их специальным учреждениям (мировым судам). Затем государство не просто передает функции поддержания мира и порядка специальным учреждениям, но и устанавливает за ними достаточно жесткий контроль через вышестоящие судебные инстанции и законодательные органы субъектов Федерации. Особо актуально подобное решение в условиях ограничения народа в осуществлении правосудия после отказа от института народных заседателей и участия присяжных заседателей лишь по строго ограниченному УПК РФ числу дел. По гражданским и административным делам непосредственное участие народа в осуществлении правосудия вообще устранено.

С учетом положения мировых судей в судебных системах различных государств, задач, поставленных перед ними, можно сделать вывод, что в истории европейских стран мировые суды и их аналоги возникали в основном для охраны государственного и общественного порядка на местном уровне. При этом они были достаточно самостоятельными, действующими автономно, либо входящими в состав единой судебной системы страны.

Сравнительный анализ законов о судоустройстве и судопроизводстве позволяет сделать вывод, что все многообразие форм, которые принимал мировой суд в различных государственно-правовых системах, способствует вычленению наиболее общих признаков, характеризующих его как государственно-правовой институт. Эти признаки затрагивают вопросы не только судоустройства, но и судопроизводства, к ним можно отнести:

1) статус  местного (локального) суда;

2) выполнение  функции низшего звена судебной  системы;

3) особый, более демократичный порядок  наделения властными полномочиями;

4) небольшие  сроки осуществления своих полномочий (сменяемость):

5) специальная  ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение  гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках);

6) осуществление  судопроизводства единолично;

7) активное  использование примирительных процедур;

8) использование  отдельных упрощений юридических  процедур (суммарный процесс) для сокращения сроков рассмотрения дел;

9) оказание  помощи сторонам в собирании  доказательств;

10) наличие апелляционного порядка  пересмотра судебных решений.

Однако одних лишь этих признаков, характеризующих мировой суд, явно недостаточно для составления более или менее полного теоретического представления о российском мировом судье. Дополнить общую картину позволит выделение и анализ особенностей, присущих мировым судьям и их аналогам, которые ранее действовали на территории России. Ведь все указанные признаки в большей степени присущи не судье, а суду, представляющему звено судебной системы.

Всё вышеизложенное приводит к выводу, что обеспечение доступности правосудия путем облегчения работы и снижения нагрузки на районные суды хотя, несомненно, и явилось одной из основных целей учреждения в России мировой юстиции, следует признать, что ее нельзя рассматривать как единственное основание для создания новой судебной инстанции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В РФ

2.1 Порядок назначения мирового  судьи в РФ

 

       Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, в большинстве своем сформированы в Конституции РФ и в законе «О статусе судей». Статья 5 ФЗ «О мировых судьях в РФ»9 говорит о том, что мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующей субъекта Российской Федерации.

«От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж в должности судьи федерального суда не менее пяти лет»10.

Из содержания приведенной нормы Закона видно, что требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи те же, что и кандидату на должность судьи районного суда. Кроме вышеперечисленных требований, претендент на должность судьи обязан пройти медицинское освидетельствование, для подтверждения отсутствия заболеваний препятствующих назначению на должность. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

После сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность мирового судьи вправе обратиться в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта РФ с заявлением о рекомендации на искомую должность. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей предоставляются следующие документы : подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, анкету, содержащую биографические сведения о претенденте, подлинник документа, подтверждающего юридическое образование, подлинник трудовой книжки, документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи и сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В отличие от порядка назначения на должность судей федеральных судов мировые судьи могут либо назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избирается населением соответствующего судебного участка. Однако и в том и в другом случае порядок наделения мировых судей полномочиями устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Закон не содержит нормы о том, кто представляет законодательному (представительному) органу к назначению кандидатов на должность мировых судей. Как показывает практика, такое назначение производится по представлению председателя соответствующего суда.

Мировой судья назначается ( избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет.

Положение, содержащееся в ч.1 ст.7 ФЗ « О мировых судьях в РФ»11, о том, что мировой судья назначается (избирается) на должность на срок не более пяти лет, противоречит п.2 ст.11 Закону « О статусе судей в РФ»12, ибо согласно Закону мировые судьи избираются сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция. Эту норму необходимо привести в соответствии со ст.7 ФЗ « О мировых судьях в РФ». Необходимость такого изменения обосновывается ещё тем, что положение одного нормативного правового акта не должно противоречить положениям другого, а также тем, что в п.2 ст.11 Закона о статусе судей в РФ установлено, что судьи федерального суда впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Учитывая это обстоятельство, субъекты РФ пошли по пути назначения мировых судей впервые, как правило, на срок 3 года.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи, назначается ( избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но уже не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи-70 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Компетенция  мирового судьи

    

             «Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе РФ» устанавливает общие рамки компетенции мирового судьи: мировой судья в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции»13.

Федеральный закон « О мировых судьях в РФ» к компетенции мировых судей относит рассмотрение :

- уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой ст.31 УПК РФ;

- гражданских дел - искам  и заявлениям, отнесенных к их  подсудности федеральным гражданским  процессуальным законодательством, в частности:

1. дел о выдаче судебного  приказа ;

2. дел о расторжение  брака, если между супругами отсутствует  спор о детях;

3. дел о разделе между  супругами совместно нажитого  имущества при цене иска, не  превышающей ста тысяч рублей;

4. иные возникающие из  семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства ( материнства ), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении ( удочерении) ребенка;

5. дел по имущественным  спорам, за исключением дел о  наследовании имущества и дел возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

6. дел об определении  порядка пользования имуществом;

- дел об административных  правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях и законами субъектов РФ.

Кроме дел, вышеперечисленных, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно- процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно- процессуальным законодательством.

Кроме того мировой судья также вправе рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Прекращение, приостановление полномочий  мирового судьи

   

      Законом предусмотрены как возможность временного приостановления полномочий судьи, так и порядок их полного прекращения. «Приостановление полномочий- это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей»14.

Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно :

  1. Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  2. возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  3. участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной ( представительной) власти РФ или органа законодательной ( представительной) власти субъекта РФ.
  4. избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Приостановление полномочий судьи, за исключением, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим- его семье заработной платы или уменьшение её размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегий судей субъекта РФ.

«Прекращение полномочий- это полно отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей»15.

Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований:

  1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
  2. Письменное заявление судьи об отставке;
  3. неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  4. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  5. достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  6. прекращение гражданства Российской Федерации;
  7. занятие деятельностью, не совместимости с должностью судьи;
  8. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  9. вступление в законную силу решение суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  10. смерть судьи или вступление в законную силу решение суда об объявлении его умершим;
  11. отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
  12. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Информация о работе Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел