Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:57, реферат
Прокуратура КР играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории КР, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
Введение
1. Осуществление прокурором уголовного преследования
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Осуществление прокурором уголовного преследования
3. Полномочия
прокурора по надзору при
Заключение
Список использованных источников
Введение
Прокуратура КР играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории КР, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются законом "О прокуратуре", (далее - Закон о прокуратуре), В Законе нашли отражение и развитие конституционные положения о прокуратуре, установленные ст. 104 Конституции..
Согласно ст. 104 Конституции КР Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается:
1) надзор за точным
и единообразным исполнением
законов органами
2) надзор за соблюдением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
3) надзор за соблюдением
законов при исполнении
4) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
5) поддержание государственного обвинения в суде;
6) уголовное преследование
должностных лиц
В указанных выше целях прокуратура КР осуществляет:
надзор за исполнением законов министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов КР, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов КР, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением
законов администрациями
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством КР
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Исходя из общих целей
прокурорской деятельности и с учетом
специфики уголовного судопроизводства,
перед прокурором в этой области
деятельности, законодателем поставлены
следующие задачи: на него как на
должностное лицо в пределах его
компетенции, установленной уголовно-
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Правовое государство
должно обеспечивать такой порядок
регламентации складывающихся процессуальных
отношений, который бы обеспечивал
защиту человека, общества, государства
от преступлений и устанавливал гарантии
от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности
со стороны органов следствия
и дознания, и в то же время, гарантировал
неотвратимость справедливой уголовной
ответственности виновному за совершенное
преступление. Достижение этих целей
возможно путем обеспечения верховенства
закона и расширения, процессуальных
прав, полномочий прокурора в уголовном
преследовании и при
1. Осуществление прокурором уголовного преследования
Уголовное преследование – это деятельность стороны обвинения на всех его стадиях, хотя происходит она в различных порядке и формах. В данном понятии отражается суть состязательного способа подготовки и поддержания обвинения посредством досудебной подготовки оснований уголовного иска, предъявления уголовного иска и поддержания его в суде. Уголовное преследование, таким образом, с одной стороны, есть односторонняя обвинительная деятельность, нацеленная на обоснование уголовного иска, и неразрывно связанная с понятием обвинения.
В суде уголовное преследование
имеет форму поддержания
Таким образом, публичное досудебное уголовное преследование – это досудебная деятельность прокурора и иных органов уголовного преследования по подготовке уголовного иска.
Но в судебном производстве
уголовное преследование
Итак, как мы видим, в судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор (с одной стороны) участвует в качестве государственного обвинения, и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в судебном следствии (допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании документов, вещественных доказательств, заключений экспертов). В судебных прениях он выступает с обвинительной речью, в которой дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, квалификации преступления, наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при постановлении приговора.
С другой стороны, после постановления приговора, вынесения иного решения судом по уголовному или гражданскому делу прокурор, если он приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению, и здесь он выполняет функцию надзора за соблюдением законности, возложенную на него Конституцией КР и Законом о прокуратуре. В этих целях прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.
Прокурор или его заместитель
независимо от участия в судебном
разбирательстве вправе в пределах
своей компетенции истребовать
из суда любое дело или категорию
дел, по которым решение, приговор, определение
или постановление вступили в
законную силу. Усмотрев, что решение,
приговор, определение или постановление
суда являются незаконными или
Таким образом, законодатель различает досудебное уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде (ч. 1,2,4 ст. 33 УПК КР). В досудебный период (на предварительном расследовании) обвинительная функция прокуратуры состоит в отыскании доказательств виновности, оценки их и привлечение к суду обвиняемого. Далее прокурорское уголовное преследование осуществляется в форме разрешаемого судом состязания прокурора с обвиняемым.
В то же время из ч.1 и ч.5 ст. 33 УПК КР вытекает, что функция уголовного преследования является по существу единой для прокурора.
Важно, что прокурор в уголовном деле выступает как субъект материального права на уголовный иск и обладает диспозитивными полномочиями по распоряжению этим правом и другими своими процессуальными правами. Иные органы уголовного преследования выступают как помощники, процессуальные «слуги» прокурора. Это в полной мере относится и к должностным лицам органов дознания, наделяемых прокурором на поддержание государственного обвинения в суде. Но прокурор обладает монополией на должностное официальное государственное обвинение.
Необходимо отметить, что
функция уголовного преследования
является одной из преобладающих
в деятельности прокуратуры, как
органе, наделенном обвинительной властью.
Понятие «обвинительная власть»
позволяет охарактеризовать правовое
положение прокурора в
Имеются два вида обвинения:
частное обвинение – когда
уголовное преследование
публичное обвинение –
когда идеальным субъектом
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания является одной из целей уголовного судопроизводства. Эта цель как мы выше выяснили, достигается при реализации стороной обвинения уголовного преследования в различных формах и различными способами. Прокуратура, как носитель обвинительной власти, осуществляет уголовное преследование как в досудебный период подготовки материалов уголовного дела, так и в суде. Досудебное уголовное преследование может осуществляться органами прокуратуры непосредственно и в опосредованной форме – как надзор за соблюдением законов органами предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Прокурор возбуждает или дает согласие на возбуждение всех дел публичного и частно-публичного обвинения (п.2 ч.2 ст. 33 УПК КР)
Осуществляя уголовное преследование,
прокурор дает письменные указания о
производстве отдельных следственных
действий и о розыске лиц, совершивших
преступления, эти указания направлены
главным образом на обеспечение
полноты, всесторонности, объективности
и своевременности
Таким образом, уголовное преследование, как функция деятельности прокуратуры, по делам публичного и частно-публичного обвинения начинается с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица или с момента предъявления обвинения, или с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, или с момента осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступлений.