Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 20:12, курсовая работа
Систематизация законодательства – это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Учет нормативных актов………………………………………………….5
Глава 2. Инкорпорация …………………………………………………………….9
Глава 3. Консолидация…………………………………………………………….14
Глава 4. Кодификация……………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………………………24
Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам, как актам, непосредственно отражающим и цементирующим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.
В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.
Уставы – это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации, структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции).
Приложения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).
Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).
В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (например, Закон о государственных пенсиях, Закон об образовании, Закон об основах государственной службы и т.д.).Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений направленности на объединение действующих норма и одновременное внесение нормативных новелл.
Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основной системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи – совершенствовать и содержание, и форму законодательства.
В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика – это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет, а кроме этого, возникает больше возможностей для создания пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.
В перспективе издание кодификационных актов должно превратиться в основную форму законотворчества. Не следует растаскивать наше законодательное хозяйство по отдельным кускам, мельчить нормативные акты. основной путь преодоления множественности нормативных актов, их мелкотемья, а также пробелов и противоречивости регулирования – это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификацию, отдавая предпочтение первой.
Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные «блоки», которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения – в кодексы, единые тома свода.
Издание так называемого «Кодекса законов» Российской Федерации – создаваемого на базе Свода законов единого систематизированного законодательного акта, имеющего многоуровневую структуру и объединяющего все действующее законодательное регулирование – это задача совершенствования законодательства России на длительную перспективу.
Заключение
На основе выполненного анализа можно утверждать, что систематизация права необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Представляется, что процесс активного развития той или иной отрасли права должен завершаться систематизацией накопленных нормативно-правовых актов. Этот процесс позволяет привести право в упорядоченную систему, компоненты которой находятся в объединенном, целостно-системном состоянии.
Во-первых, это состояние объективно вытекает из «правовой природы» тех общественных отношений, которые с необходимостью опосредуются правовым регулированием.
Во-вторых, правовая система образует единство в результате структурной упорядоченности ее компонентов (подсистем), определяющей их функциональную зависимость и взаимодействие. В результате правовая система представляет собой единый, гармоничный «ансамбль», обеспечивающий субординацию, иерархичность и синхронность в процессе функционирования.
В-третьих, объединение правовых компонентов (подсистем) в структурно-упорядоченное единство обусловливает наличие у правовой системы свойства относительной самостоятельности. Оно выражается в том, что качества правовой системы не сводятся к качествам системообразующих компонентов (подсистем); она обладает способностью существенно видоизменять составляющие ее компоненты (подсистемы) и создавать новые компоненты (подсистемы) в пределах своего единства; она может выступать в виде компонента (подсистемы) другой, более объемной системы, равно как и в границах своего единства расчленятся на внутренние подсистемы (или системы более низкого порядка); она связана с внешней средой, ощущая ее воздействие и реагируя на них.
В-четвертых, структурная упорядоченность предает правовой системе относительную устойчивость, в пределах которой допустимы изменения свойств ее компонентов (подсистем) и их связей.
В-пятых, систематизация права обусловливает относительную самостоятельность, автономность его функционирования, степень которой определяет уровень данной системы.
Действующее право состоит из множества различных правоустановительных актов ( нормативно-правовых актов, судебных решений прецедентарного значения и т.д.), в которых выражено и представлено нормативно-правовое содержание различных источников позитивного права. Для надлежащей организации всего этого нормативно-правового материала (и внутри отдельных правоустановительных актов, и в рамках всей совокупности таких актов) и удобства практического пользования им применяются различные способы (виды) систематизации правоустановительных актов.
Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных правоустановительных актов является организация различных форм их учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации. Надлежащая организация такого учета включает в себя определенную систему поиска (ручного или автоматизированного) соответствующей правовой информации по интересующему вопросу.
Более развитыми способами систематизации являются инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация – это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержание инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача здесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категория населения.
Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.
Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом между инкорпорацией и кодификацией.
Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Это – информационно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др., обеспечивающие правовой информацией всех желающих. Таким образом, существуют различные виды упорядочивания нормативных актов, каждый из которых выполняет свою собственную роль в данном процессе.
Литература
1. Авдеенкова М.П. Особенности систематизации правовых норм о
юридической ответственности // «Черные дыры» в Российском
Законодательстве. Юридический журнал. - 2008.- № 3.
2. Карельский В.М. и проф. Перевалов В.Д. Теория государства и права:
Учебник для вузов. – 2-е изд., изм., и доп. – М.: Издательство НОРМА
/Издательская группа Норма – Инфра, 2000. – 616 с.с.
3. Керимов Д.А. Система права и систематизация законодательства//
Современный гуманитарный университет. Право и образование. – 2003.-№ 1.
4. Леонтьев С.А. Системность юридических норм как сущностная
характеристика права.// «Черные дыры в Российском Законодательстве.
Юридический журнал. – 2008.-№ 6.
5. Малько А. В. Теория государства и права: учебник – М.: КНОРУС, 2006.-400
с.
6. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-
х томах. Том 2. М.: 1998.- 197 с.
7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов.- М.:
Издательство НОРМА (Издательская группа Норма-Инфра М).,
2002.-552 с.