Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Введение…………………………………………………………………...3
Основные категории профессиональной этики. ………………………..4
Специфика морального фактора сотрудника пожарной охраны ……...7
Специфика морального фактора коллектива ОГПС……………………15
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованных источников……………………………………19
Содержание:
1. Введение.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека.
Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. В отличие от морали нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора.
Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.
Подготовка личного состава в системе ОГПС к деятельности в экстремальных условиях неразрывно связана с формированием у них профессиональных и психологических качеств, связанных с умением управлять своим психологическим состоянием, снимать стресс. Надо ли говорить, что не стоит пассивно ждать, когда сформируется личность специалиста, или уповать на то, что все придет с опытом. Нужно с первых же дней зачисления человека на службу формировать у него такие профессиональные и психологические качества, которые гарантировали бы боевую эффективность и постоянную готовность к действиям в сложных, опасных для жизни условиях.
2. Основные категории профессиональной этики.
Выяснить
происхождение профессиональной этики
- это проследить взаимосвязь моральных
требований с разделением общественного
труда и возникновением профессии. На
эти вопросы, много лет назад обращали
внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм.
Возникновение первых профессионально-этических
кодексов относится к периоду ремесленного
разделения труда в условиях становления
средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда
впервые констатируют наличие в цеховых
уставах ряда нравственных требований
по отношению к профессии, характеру труда,
соучастникам по труду.
Появление профессиональной этики во
времени предшествовало созданию научных
этических учений, теорий о ней. Повседневный
опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений
людей той или иной профессии приводили
к осознанию и оформлению определенных
требований профессиональной этики. Профессиональная
этика, возникнув как проявление повседневного
морального сознания, затем уже развивалась
на основе обобщенной практике поведения
представителей каждой профессиональной
группы. Эти обобщения содержались как
в писаных так и в неписаных кодексах поведения,
так и в форме теоретических выводов. Таким
образом это свидетельствует о переходе
от обыденного сознания к теоретическому
сознанию в сфере профессиональной морали.
Большую роль в становлении и усвоении
норм профессиональной этики играет общественное
мнение. Нормы профессиональной морали
не сразу становятся общепризнанными,
это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь
профессиональной этики и общественного
сознания существует и в форме традиции.
Различные виды профессиональной этики
имеют свои традиции, что свидетельствует
о наличии преемственности основных этических
норм, выработанных представителями той
или иной профессии на протяжении столетий.
Профессионализм как нравственная
черта личности
Профессиональная этика - это совокупность
моральных норм, которые определяют отношение
человека к своему профессиональному
долгу.
Нравственные отношения людей в трудовой
сфере регулирует профессиональная этика.
Общество может нормально функционировать
и развиваться только в результате непрерывного
процесса производства материальных и
ценностей. Содержанием профессиональной
этики являются кодексы поведения, предписывающие
определенный тип нравственных взаимоотношений
между людьми и способы обоснования данных
кодексов. Профессиональная этика изучает: отношения
трудовых коллективов и каждого специалиста
в отдельности; нравственные
качества личности специалиста, которые
обеспечивают
Профессионализм и отношение
к труду являются важными характеристиками
морального облика личности.
Те ситуации, в которых
оказываются люди в процессе выполнения
своих профессиональных задач, оказывают
сильное влияние на формирование профессиональной
этики. В процессе труда меду людьми складываются
определенные моральные отношения. В них
есть ряд элементов, присущих всем видам
профессиональной этики. Во-первых, это
отношение к общественному труду, к участникам
трудового процесса,
Во-вторых, это те моральные отношения,
которые возникают в области непосредственного
соприкосновения интересов профессиональных
групп друг с другом и обществом. Профессиональная
этика не является следствием неравенства
в степени моральности различных профессиональных
групп. Просто к некоторым видам профессиональной
деятельности общество проявляет повышенные
моральные требования. В основном это
такие профессиональные сферы, в которых
сам процесс труда требует согласованности
действий всех его участников. Уделяется
особое внимание моральным качествам
работников той сферы, которые связаны
с правом распоряжаться жизнью людей,
здесь речь идет не только об уровне моральности,
но и в первую очередь о должном исполнении
своих профессиональных обязанностей
(это профессии из сфер услуг, транспорта,
управления, здравоохранения, воспитания).
Трудовая деятельность людей этих профессий,
более чем каких-либо других, не поддается
предварительной регламентации, не умещается
в рамках служебных инструкций. Она по
своему существу является творческой.
Особенности труда этих профессиональных
групп усложняют моральные отношения
и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие
с людьми - объектами деятельности. Здесь
нравственная ответственность приобретает
решающее значение. Общество рассматривает
нравственные качества работника как
один из ведущих элементов его профессиональной
пригодности. Общеморальные нормы должны
быть конкретизированы в трудовой деятельности
человека с учетом специфики его профессии.
Таким образом, профессиональная мораль
должна рассматриваться в единстве с общепринятой
системой морали. Нарушение трудовой этики
сопровождается разрушением общих моральных
установок, и наоборот. Безответственное
отношение работника к профессиональным
обязанностям представляет опасность
для окружающих, наносит вред обществу,
может привести в конечном счете и к деградации
самой личности.
В современном обществе личностные качества
индивида начинаются с его деловой характеристики,
отношения к труду, уровня профессиональной
пригодности. Все это определяет исключительную
актуальность вопросов, составляющих
содержание профессиональной этики. Подлинный
профессионализм опирается на такие моральные
нормы
3. Специфика морального фактора
сотрудника пожарной охраны.
Если обучение направлено, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, то воспитание, главным образом затрагивает психологические свойства личности, такие как убеждения, установки, привычки, мотивы, мировоззрение, отношение к себе и окружающей действительности.
Нравственное воспитание сотрудника ОГПС России начинается с формирования этических знаний. Он определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском и служебном долге. Соответствие мотивов поступка представлениям об этических категориях служит мощным стимулом решительных действий, в том числе и связанных с риском для жизни и здоровья.
Этические знания и требования трансформируются в нравственные качества сотрудника тогда, когда превращаются в мотивы и эталоны поведения. Моральные качества, выступающие как свойство характера и раскрывающие наиболее типичные черты поведения пожарного, являются важным элементом нравственности личности. Основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении. Таким образом, принципы профессиональной морали сотрудника пожарной охраны складываются на основе имеющихся у него личных качеств. Какими же личностными качествами должен обладать спасатель?
Говоря о личностных особенностях сотрудника пожарной охраны, необходимо рассмотреть и совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения. Эти особенности не являются врожденными, в отличие от особенностей протекания нервных процессов, и постоянным свойством личности, он обусловливается его общественным бытием. Личностные особенности личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости от того, в какой социальной среде данная личность находится.
В структуре устойчивых индивидуальных особенностей выделяют четыре группы черт.
Первая группа — отношение к окружающему миру.
Взаимодействие с окружающим миром: другими людьми, группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д. является неотъемлемой составляющей существования человека. Ведь, если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Человек является частью окружающего мира, и от того, в каком этот мир состоянии, зависит и состояние самого человека. Поэтому, особенно важно формировать в воспитуемом бережное отношение к людям, природе, экологии, к предметам, технике, да и вообще к тому, что его окружает. Делясь частью своей души, искренне заботясь об окружающем мире, человек обогащает свой внутренний мир, обретает истинные ценности. И такие важные качества, как высокая нравственность, порядочность, наличие чувства долга, смелость, решительность, целеустремленность, ответственность становятся не некой формальностью, а реальными компонентами в структуре личности.
Отношение к окружающему миру выражается в направленности личности, которая проявляется в действиях, поступках, поведении и определяется мировоззрением человека, его потребностями.
Вторая группа- отношение к деятельности, труду, своему служебному долгу. При этом нужно учитывать и иметь в виду, что отношение к труду, к своему служебному долгу проявляется не только в мыслях и чувствах сотрудника пожарной охраны, но и воплощается в действии. При анализе отношений сотрудника пожарной охраны к труду и служебному долгу необходимо учитывать следующие качества подчиненных: проявление трудолюбия, инициативы, аккуратности, дисциплинированности, настойчивости, решительности, умение преодолеть трудности, храбрость, самообладание, энергичность, исполнительность, сдержанность, вдумчивость, находчивость и т. д.
Отрицательное отношение сотрудника пожарной охраны к своему служебному долгу проявляется в таких чертах, как лень, боязнь трудностей, недисциплинированность, равнодушие, неорганизованность, нерадивость и т.д.
Третья группа — отношение сотрудника пожарной охраны к другим людям, товарищам по службе в отделении, карауле, части, отношение к начальникам. Отношение к людям проявляется в таких чертах, как чуткость, уважение к сослуживцам, откровенность, вежливость (грубость), замкнутость, скрытность, черствость, обладает ли способностью критиковать товарищей в их присутствии и быть принципиальным до конца или критикует только заочно. При изучении черт устойчивых индивидуальных особенностей своих подчиненных, относящихся к этой группе, необходимо учитывать причины их замкнутости, скрытности и других качеств. Причины замкнутости могут быть разные: перенесенные в прошлом обиды; воспитание без родителей или родителями плохого поведения; переживание за свои прошлые ошибки, неудачи в жизни; физический недуг и т. п.
Четвертая группа — отношение сотрудника пожарной охраны к самому себе. К этой группе черт устойчивых индивидуальных особенностей относятся, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, заносчивость, тщеславие; с другой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние.
По этому поводу Л. Н. Толстой писал, что «человек — это дробь, в которой числитель его истинное достоинство, а знаменатель — оценка человеком самого себя. И чем больше знаменатель, тем меньше целое».
Это выражение перекликается с известной формулой У. Джемса:
Самоуважение = ------------------- Притязания |
И, подкрепляя положительный успех,
мы можем повысить и самоуважение
личности, и, соответственно, поддерживая
уровень притязаний в соответствии
с важными личностными
В приказах ГПФ МЧС России в последние годы неоднократно обращается внимание на необходимость укрепления кадрового состава. Данные, основанные на статистической отчетности, говорят, что среди сотрудников ОГПС наблюдается большой некомплект, значительна текучесть кадров личного состава и другое. Нередко сотрудники нарушают должностные инструкции, допускают злоупотреблением служебным положением, вступают в противоречия с требованиями закона и служебного долга. Эти явления обуславливаются факторами как объективного, так и субъективного характера.
В общем виде под профессиональной
деформацией
понимается искажение личных качеств,
результатов
властность; бесчувственное, формальное
отношение к людям, отсутствие сопереживания;
беспринципность; низкий профессиональный
уровень знаний; неправильное понимание
властных полномочий, злоупотребление
ими; бесчестность, корыстность, безразличие
к личности;
притупление профессионального долга;
использование
Необходимо подчеркнуть,
что проявления профдеформации могут
проявляться у разных людей по разному
и с различной силой.
Крайней формой профдеформации является
профессиональная деградация сотрудника.
Проявления профессиональной деградации.
нарушение закона; пьянство; аморальность.