Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование понятия, характеристика общих положений о субъектах гражданских процессуальных правоотношений.
Цель курсовой работы предопределила круг задач, выдвижение и решение которых и будет составлять содержание курсовой работы. К ним относятся:
• дать понятие субъектов гражданских процессуальных правоотношений;
• рассмотреть классификацию субъектов гражданских процессуальных правоотношений;
• охарактеризовать суд как основной субъект гражданских процессуальных правоотношений;
Таким образом, третьи лица
– предполагаемые субъекты материальных
правоотношений, взаимосвязанных со
спорным правоотношением, которые
являются предметом судебного
2.4. Прокурор
Согласно ст. 34 ГПК РФ прокурор относится к лицам, участвующим в деле, при этом признается в качестве самостоятельного участника гражданского процесса15.
Процессуальный закон не относит его ни к сторонам, ни к третьим лицам, ни к лицам, обращающимся за защитой прав и свобод других лиц, ни к заинтересованным лицам. ГПК РФ выделяет прокурора среди остальных участников процесса, что служит основанием считать его терминологически одновременно процессуальным участником и представителем государственного органа, наделенного собственной компетенцией в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»16.
Прокурор представляет интересы государства в судебном процессе, государственная и общественная заинтересованность – защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, общественных или государственных интересов – является основанием для его участия в деле (ст. 45 ГПК РФ), определяет суть его процессуального положения в судебном процессе17.
Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации во многом
по – новому урегулировал участие
прокурора в гражданском
Так, в соответствии с ГПК РСФСР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также вступить в дело на любой стадии процесса (ст. 41). И в том, и в другом случае на основании ст. 187 ГПК он давал заключение по делу18, вследствие чего при обращении прокурора в суд в защиту прав других лиц после окончания исследования доказательств в судебном заседании прокурор выступал дважды: первый раз с речью в судебных прениях как инициатор процесса, второй – после них, давая заключение по делу в целом, как прокурор. Такое положение дел, безусловно, нарушало принцип равноправия сторон и право другой стороны на судебную защиту.
Действующий кодекс разграничил
формы участия прокурора: прокурор
либо обращается в суд с исковым
заявлением или с заявлением по делам,
вытекающим из публичных правоотношений,
и по делам особого производства
и обладает, за некоторым исключением,
процессуальными правами и
Во-вторых, возможности участия
прокурора в судопроизводстве по
гражданским делам значительно
ограничены по сравнению с ранее
действовавшим
Так, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 45 ГПК), а вступление в процесс для дачи заключения по делу может иметь место лишь в случаях, указанных в ГПК и федеральных законах (ч. 3 ст. 45 ГПК)
Несмотря на различные формы участия прокурора при разбирательстве дел в судах общей юрисдикции, прокурор по-прежнему является лицом, участвующим в деле, как это закреплено в ст. 34 ГПК, и наделен присущими этой группе участников процесса правами и обязанностями20.
Так, существенные изменения,
затрагивающие полномочия прокурора
в гражданском процессе, внесены
и главы, посвященные кассационному
и надзорному производству. Длительное
время считалось, что кассационное
и надзорное опротестована
Тем не менее, предусмотренные
новым ГПК РФ возможности и
полномочия прокурора в гражданском
процессе достаточно широки и позволяют
прокурору использовать гражданско-правовые
средства в защите прав, свобод и
законных интересов граждан, а также
публичных интересов
Однако остается открытым вопрос о правовом содержании заключения прокурора, вступившего в возбужденное гражданское дело в рамках ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. ГПК, к сожалению, не раскрывает эту правовую категорию. Важно подчеркнуть, что определение (конкретизация) процессуального содержания этой категории необходимо для уяснения механизма взаимодействия прокурора и суда, а вместе с тем и роли прокурора, участвующего в судебном процессе, в обеспечении законности принимаемого решения22.
Кроме того, ГПК не закрепляет требований, предъявляемых к содержанию прокурорского заключения, которое, по мнению М. Крутикова и Л. Исаевой, должно содержать: оценку требований истца и возражений ответчика; определение круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 56 ГПК); указание на обстоятельства, установленные судом; нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Соответственно, в ГПК РФ должна быть внесена специальная статья под названием «Содержание заключения прокурора».
Следует отметить также и то, что прокурор в сегодняшнем гражданском процессе лишен права истребовать дело из суда, что свидетельствует о стремлении судебной системы к закрытости и не способствует прозрачности приемов и способов, которые используются в судебном разбирательстве некоторыми судьями23.
В Приказе Генеральной прокуратуры РФ указано на то, что введение в действие с 1 февраля 2003 г. нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изменившего полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве, требует от органов прокуратуры принятия дополнительных конкретных мер по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе для решения задач укрепления законности, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с учетом требований нового процессуального законодательства24.
Лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц
Участие государственных органов, органов местного самоуправления в гражданском процессе, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц направлено прежде всего на защиту прав и интересов других лиц.
Цель в данном случае – это оказание помощи и содействия в судебной защите лицам, которые сами не в состоянии в силу состояния здоровья, нетрудоспособности, возраста осуществить ее самостоятельно.
Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, является институтом, характерным для российской судебной системы. Они относятся к той группе лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов.
Закон относит органы государственного
управления к числу лиц, участвующих
в деле. Основанием их участия является
интерес государства в
Законодательное закрепление и правовая регламентация участия в гражданском процессе этих лиц, которые защищают не свои права, а охраняемые законом интересы и права других субъектов, служат важной гарантией законности осуществления правосудия.
Основанием участия в гражданском процессе этих органов является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и интересов других лиц, но социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают (например, охраны материнства и детства, защита прав потребителей, охраны окружающей природной среды и др.).
По существу ст. 46 ГПК РФ
регламентирует участие государственных
и иных органов в гражданском
процессе в случае возбуждения ими
дела в защиту чужих интересов, когда
они являются так называемыми
процессуальными истцами. Лица, которые
обратились в суд в защиту чужих
интересов, пользуются всеми процессуальными
правами и несут все
Государственные органы и другие лица, которым законом предоставлено право защищать интересы других лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-либо прав и закон предоставляет им такое право. В целом ряду случаев закон содержит такое указание. Так, в соответствии со ст. 28 ГК РФ должно быть дано разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка. Это разрешение должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав несовершеннолетнего ребенка.
От имени Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
могут выступать в суде органы
государственной власти в рамках
их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных
Лица, вступающие в процесс в целях дачи заключения по делу
В случаях, предусмотренных
законом, государственные органы и
органы местного самоуправления вступают
в дело для дачи заключения по нему
в целях осуществления
Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК РФ привлечение государственных органов и органов местного самоуправления в процесс возможно по инициативе суда, как в случаях, предусмотренных законом, так и во всех иных случаях, когда суд сочтет это необходимым для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ.
Заявители
Общей нормы, посвященной заявителям, в ГПК нет. Термин «заявитель» используется законодателем в двух значениях: а) заявитель как любое лицо, обращающееся с процессуальным ходатайством, заявлением (ч. 1 ст. 65 ГПК); б) заявитель как лицо, обратившееся в суд по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений. В комментируемой статье термин «заявитель» используется во втором значении как некое родовое понятие для тех субъектов, которые обращаются в суд по делам неискового производства. В то же время в самом ГПК законодатель иногда отступает от последовательной юридической терминологии: к примеру, в рамках гл. 12 ГПК (п. 1 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 134, ч. 2 ст. 135, ч. 2 ст. 136 ГПК) под заявителем понимается лицо, обратившееся с исковым заявлением;
Другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений
В ГПК отсутствует общая
норма, посвященная заинтересованным
лицам. Заинтересованное лицо – имеющее
правовой интерес лицо, привлекаемое
по делам особого производства и
по делам, возникающим из публичных
правоотношений. Однако термин «заинтересованное
лицо» используется законодателем
и в иных значениях: а) для обозначения
субъектов, обращающихся в суд с
каким-либо процессуальным ходатайством
(заявлением). Тем самым законодатель
подчеркивает лишь юридический интерес
соответствующего субъекта. Например,
ч. 1 ст. 247 ГПК предусмотрено, что
суд приступает к рассмотрению дела,
возникающего из публичных правоотношений,
на основании заявления
Информация о работе Субъекты гражданских процессуальных правоотношений