Субъекты гражданских процессуальных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование понятия, характеристика общих положений о субъектах гражданских процессуальных правоотношений.
Цель курсовой работы предопределила круг задач, выдвижение и решение которых и будет составлять содержание курсовой работы. К ним относятся:
• дать понятие субъектов гражданских процессуальных правоотношений;
• рассмотреть классификацию субъектов гражданских процессуальных правоотношений;
• охарактеризовать суд как основной субъект гражданских процессуальных правоотношений;

Файлы: 1 файл

Курсовая Субъекты гражданских процессуальных правоотношений.docx

— 66.57 Кб (Скачать файл)

Таким образом, третьи лица – предполагаемые субъекты материальных правоотношений, взаимосвязанных со спорным правоотношением, которые  являются предметом судебного разбирательства, вступающие в начавшийся между первоначальными  сторонами процесс с целью  защиты своих субъективных прав либо охраняемых законом интересов.

 

2.4. Прокурор

 

Согласно ст. 34 ГПК РФ прокурор относится к лицам, участвующим  в деле, при этом признается в  качестве самостоятельного участника  гражданского процесса15.

Процессуальный закон  не относит его ни к сторонам, ни к третьим лицам, ни к лицам, обращающимся за защитой прав и свобод других лиц, ни к заинтересованным лицам. ГПК РФ выделяет прокурора среди  остальных участников процесса, что  служит основанием считать его терминологически одновременно процессуальным участником и представителем государственного органа, наделенного собственной  компетенцией в соответствии с Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации»16.

Прокурор представляет интересы государства в судебном процессе, государственная и общественная заинтересованность – защита субъективных прав и охраняемых законом интересов  граждан и организаций, общественных или государственных интересов  – является основанием для его  участия в деле (ст. 45 ГПК РФ), определяет суть его процессуального положения  в судебном процессе17.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации во многом по – новому урегулировал участие  прокурора в гражданском процессе.

Так, в соответствии с  ГПК РСФСР прокурор имел право  обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом  интересов других лиц, а также  вступить в дело на любой стадии процесса (ст. 41). И в том, и в  другом случае на основании ст. 187 ГПК  он давал заключение по делу18, вследствие чего при обращении прокурора в суд в защиту прав других лиц после окончания исследования доказательств в судебном заседании прокурор выступал дважды: первый раз с речью в судебных прениях как инициатор процесса, второй – после них, давая заключение по делу в целом, как прокурор. Такое положение дел, безусловно, нарушало принцип равноправия сторон и право другой стороны на судебную защиту.

Действующий кодекс разграничил  формы участия прокурора: прокурор либо обращается в суд с исковым  заявлением или с заявлением по делам, вытекающим из публичных правоотношений, и по делам особого производства и обладает, за некоторым исключением, процессуальными правами и обязанностями  истца или заявителя, либо вступает в процесс, начатый по инициативе других лиц, в целях дачи заключения по делу, с правами и обязанностями  лица, участвующего в деле.

Во-вторых, возможности участия  прокурора в судопроизводстве по гражданским делам значительно  ограничены по сравнению с ранее  действовавшим законодательством19.

Так, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов  гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин  по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 45 ГПК), а вступление в процесс  для дачи заключения по делу может  иметь место лишь в случаях, указанных в ГПК и федеральных законах (ч. 3 ст. 45 ГПК)

Несмотря на различные  формы участия прокурора при  разбирательстве дел в судах  общей юрисдикции, прокурор по-прежнему является лицом, участвующим в деле, как это закреплено в ст. 34 ГПК, и наделен присущими этой группе участников процесса правами и обязанностями20.

Так, существенные изменения, затрагивающие полномочия прокурора  в гражданском процессе, внесены  и главы, посвященные кассационному  и надзорному производству. Длительное время считалось, что кассационное и надзорное опротестована прокурорами  незаконных судебных постановлений  – важнейшая гарантия отправления  правосудия, обеспечения законности и охраны прав личности в российском гражданском процессе. На сегодняшний  день прокурор утратил право принесения кассационных и надзорных протестов  на любое незаконное и необоснованное решение суда, независимо от того, участвовал ли он в данном деле. По новому ГПК  РФ прокурор наделяется правом принесения апелляционных, кассационных, надзорных  представлений, но только лишь по тем  делам, в которых принимал участие. Они, по сути, приравнены к статусу  жалоб, подаваемых сторонами и другими  лицами, участвующими в деле.

Тем не менее, предусмотренные  новым ГПК РФ возможности и  полномочия прокурора в гражданском  процессе достаточно широки и позволяют  прокурору использовать гражданско-правовые средства в защите прав, свобод и  законных интересов граждан, а также  публичных интересов государства  достаточно эффективно. Как справедливо  отмечает Е. Артамонова, эти возможности  дополняют возможности прокурора  в отправлении им основной своей  функции – надзора за исполнением  законов, укреплении законности21.

Однако остается открытым вопрос о правовом содержании заключения прокурора, вступившего в возбужденное гражданское дело в рамках ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. ГПК, к сожалению, не раскрывает эту правовую категорию. Важно подчеркнуть, что определение (конкретизация) процессуального  содержания этой категории необходимо для уяснения механизма взаимодействия прокурора и суда, а вместе с  тем и роли прокурора, участвующего в судебном процессе, в обеспечении  законности принимаемого решения22.

Кроме того, ГПК не закрепляет требований, предъявляемых к содержанию прокурорского заключения, которое, по мнению М. Крутикова и Л. Исаевой, должно содержать: оценку требований истца  и возражений ответчика; определение  круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 56 ГПК); указание на обстоятельства, установленные судом; нормы материального  и процессуального права, подлежащие применению.

Соответственно, в ГПК  РФ должна быть внесена специальная  статья под названием «Содержание  заключения прокурора».

Следует отметить также и  то, что прокурор в сегодняшнем  гражданском процессе лишен права  истребовать дело из суда, что свидетельствует  о стремлении судебной системы к закрытости и не способствует прозрачности приемов и способов, которые используются в судебном разбирательстве некоторыми судьями23.

В Приказе Генеральной  прокуратуры РФ указано на то, что  введение в действие с 1 февраля 2003 г. нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изменившего полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве, требует от органов прокуратуры принятия дополнительных конкретных мер по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе для решения задач укрепления законности, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с учетом требований нового процессуального законодательства24.

 

 Лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц

 

Участие государственных  органов, органов местного самоуправления в гражданском процессе, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц направлено прежде всего на защиту прав и интересов других лиц.

Цель в данном случае –  это оказание помощи и содействия в судебной защите лицам, которые  сами не в состоянии в силу состояния  здоровья, нетрудоспособности, возраста осуществить ее самостоятельно.

Участие в процессе государственных  органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, является институтом, характерным для российской судебной системы. Они относятся к той группе лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов.

Закон относит органы государственного управления к числу лиц, участвующих  в деле. Основанием их участия является интерес государства в правильном разрешении дел, вытекающий из обязанностей, возложенных на них государством. Органы государственного управления могут  участвовать в процессе только по определенным категориям дел в отличие  от прокурора.

Законодательное закрепление  и правовая регламентация участия  в гражданском процессе этих лиц, которые защищают не свои права, а  охраняемые законом интересы и права  других субъектов, служат важной гарантией  законности осуществления правосудия.

Основанием участия в  гражданском процессе этих органов  является не только наличие специальных  указаний в законе на возможность  участия их в процессе в защиту прав и интересов других лиц, но социальная направленность, особая значимость тех  прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают (например, охраны материнства и детства, защита прав потребителей, охраны окружающей природной среды и др.).

По существу ст. 46 ГПК РФ регламентирует участие государственных  и иных органов в гражданском  процессе в случае возбуждения ими  дела в защиту чужих интересов, когда  они являются так называемыми  процессуальными истцами. Лица, которые  обратились в суд в защиту чужих  интересов, пользуются всеми процессуальными  правами и несут все процессуальные обязанности истца. Однако у них  нет права на заключение мирового соглашения, кроме того, они освобождаются  от обязанности несения судебных расходов.

Государственные органы и  другие лица, которым законом предоставлено  право защищать интересы других лиц, возбуждают процесс по собственной  инициативе в тех случаях, когда  становится известно о нарушении  чьих-либо прав и закон предоставляет  им такое право. В целом ряду случаев  закон содержит такое указание. Так, в соответствии со ст. 28 ГК РФ должно быть дано разрешение органов опеки  и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего  ребенка. Это разрешение должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав несовершеннолетнего  ребенка.

От имени Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований  участвуют в судебном разбирательстве  органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, нормативными актами субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, по их специальному поручению  от их имени могут выступать государственные  органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и  граждане (ст. 125 ГК РФ)25.

 

Лица, вступающие в процесс  в целях дачи заключения по делу

 

В случаях, предусмотренных  законом, государственные органы и  органы местного самоуправления вступают в дело для дачи заключения по нему в целях осуществления возложенных  на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Такое участие возможно как по собственной инициативе государственных органов и органов местного самоуправления, так и по инициативе лиц, участвующих в деле.

Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК  РФ привлечение государственных  органов и органов местного самоуправления в процесс возможно по инициативе суда, как в случаях, предусмотренных  законом, так и во всех иных случаях, когда суд сочтет это необходимым  для достижения целей, указанных  в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ.

 

Заявители

 

Общей нормы, посвященной  заявителям, в ГПК нет. Термин «заявитель»  используется законодателем в двух значениях: а) заявитель как любое  лицо, обращающееся с процессуальным ходатайством, заявлением (ч. 1 ст. 65 ГПК); б) заявитель как лицо, обратившееся в суд по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных  правоотношений. В комментируемой статье термин «заявитель» используется во втором значении как некое родовое  понятие для тех субъектов, которые  обращаются в суд по делам неискового производства. В то же время в  самом ГПК законодатель иногда отступает  от последовательной юридической терминологии: к примеру, в рамках гл. 12 ГПК (п. 1 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 134, ч. 2 ст. 135, ч. 2 ст. 136 ГПК) под заявителем понимается лицо, обратившееся с исковым заявлением;

 

 

 

 

Другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных  правоотношений

 

В ГПК отсутствует общая  норма, посвященная заинтересованным лицам. Заинтересованное лицо – имеющее  правовой интерес лицо, привлекаемое по делам особого производства и  по делам, возникающим из публичных  правоотношений. Однако термин «заинтересованное  лицо» используется законодателем  и в иных значениях: а) для обозначения  субъектов, обращающихся в суд с  каким-либо процессуальным ходатайством (заявлением). Тем самым законодатель подчеркивает лишь юридический интерес  соответствующего субъекта. Например, ч. 1 ст. 247 ГПК предусмотрено, что  суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного  лица (здесь заинтересованное лицо после подачи заявления приобретает  статус заявителя – лица, участвующего в деле). Частью 3 ст. 98 ГПК установлено, что если суд вышестоящей инстанции  не изменил решение суда в части  распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции  по заявлению заинтересованного  лица (здесь заинтересованным лицом  может быть любой субъект, которого касается вопрос о распределении  судебных расходов); б) для обозначения  таких лиц, не участвовавших в  деле, чьи права, свободы и законные интересы нарушены принятым судебным постановлением (ч. 4 ст. 13 ГПК); в) для  обозначения субъектов, обращающихся за возбуждением дела (заявителя, истца  и др.)26.

Информация о работе Субъекты гражданских процессуальных правоотношений