Сущность и значение исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 02:29, контрольная работа

Описание работы

Одной из важных задач судебно-правовой реформы в Российской Федерации является реформирование исполнительного производства и создание эффективного механизма обеспечения установленного порядка деятельности судов в области исполнения решений (определений), постановлений в различных стадиях процесса.
Новая редакция Федерального закона "Об исполнительном производстве" была принята Государственной Думой 14 сентября 2007 г., одобрена Советом Федерации 19 сентября 2007 г. и подписана Президентом РФ В. Путиным 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………….3
1. Сущность исполнительного производства…………………………………………..3
1.1 Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства……….…3
1.2 Понятие и задачи исполнительного производства………………………………...5
1.3 Особенности исполнительного производства по субъектному составу……….…6
2. Субъекты исполнительного производства………………………………………..….7
2.1 Служба судебных приставов………………………………………………………...7
2.2 Суд в исполнительном производстве……………………………………………...12
2.3 Участники исполнительного производства…………………………………….…14
Заключение…………………………………………………………………………..….20
Задача 1 ……………………………………………………………………………...….21
Задача 2………………………………………………………………………............….22
Список использованной литературы…………………………………………….…....25

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Непосредственное принудительное исполнение судебных и иных актов  осуществляют приставы-исполнители. В  соответствии с Законом о судебных приставах приставы-исполнители  обязаны:

• принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

• предоставлять сторонам исполнительного производства или  их представителям возможность знакомиться  с материалами исполнительного  производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

• рассматривать заявления  сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие  постановления, разъясняя сроки  и порядок их обжалования.

 Судебный пристав-исполнитель  не может участвовать в исполнительном  производстве и подлежит отводу (или должен взять самоотвод), если он является родственником сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересован в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом3.

Судебный пристав-исполнитель  имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие ему предпринимать  действия с целью исполнения судебного и иного акта. В соответствии с Законом об исполнительном производстве (ст. 64) он имеет право совершать следующие действия на всей территории Российской Федерации и на территории иностранных государств, куда направляется поручение в соответствии с международным договором РФ:

• вызывать стороны исполнительного  производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных  законодательством РФ;

• запрашивать необходимые  сведения у физических лиц, организаций  и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;

• проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

• давать физическим и  юридическим лицам поручения  по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

• входить в нежилые  помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам;

• с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного  документа о вселении взыскателя или выселении должника без разрешения старшего судебного пристава) входить  без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

• в целях обеспечения  исполнения исполнительного документа  накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное  имущество, передавать арестованное и  изъятое имущество на хранение;

• производить оценку имущества в порядке и пределах установленных Законом об исполнительном производстве;

• привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих  требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

• производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

• запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую  информацию;

• рассматривать заявления  и ходатайства сторон исполнительного  производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

• взыскивать исполнительский  сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены федеральным  законом;

• обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;

• устанавливать временные  ограничения на выезд должника из РФ;

• проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или  по собственной инициативе;

• совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. В соответствии со ст. 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель имеет право:

• получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; • давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

• входить в помещения  и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить  осмотры указанных помещений  и хранилищ, при необходимости  вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

• арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать  арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

• использовать нежилые  помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц  обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

• в случае неясности  требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются  исполнительные действия, просить суд  или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

• объявлять розыск должника, его  имущества или розыск ребенка;

• вызывать граждан и должностных  лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

• совершать иные действия, предусмотренные  Законом об исполнительном производстве4.

 По требованию судебных приставов-исполнителей  все без исключения органы, организации,  должностные лица и граждане  обязаны безвозмездно предоставлять  информацию, документы и их копии,  необходимые для осуществления  судебными приставами исполнителями своих функций по принудительному исполнению судебных и иных актов. Данное требование закона не всегда находит реализацию на практике. В этой связи Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2003 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» указал: предписание п. 2 ст. 14 Закона о судебных приставах о том, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, в нормативном единстве с абз. 2 п. 2 ст. 12 того же Закона, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, имеет объективные и не противоречащие Конституции РФ основания и распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан, в том числе на банки, иные кредитные организации и их служащих.

 

2.2 Суд в исполнительном  производстве

В настоящее время, несмотря на отделение  службы судебных приставов от судебной системы, суды общей юрисдикции и  арбитражные суды являются субъектами исполнительного производства. В научной литературе отмечается, что поскольку судебное решение имеет специальный правовой статус, а также специфика процедуры его вынесения заключается, прежде всего, в системе гарантий, решение должно исполняться при активном непосредственном участии суда; также отмечается, что исполнительное производство должно оставаться составной частью гражданского судопроизводства, осуществляться под контролем суда.

Другие авторы считают, что роль судов сводится либо к предварительному, либо к последующему контролю за деятельностью судебного пристава-исполнителя.

Реальная защита и восстановление нарушенных прав, неразрывно связанные  с исполнением не только судебных, но и иных актов, — неотъемлемая часть правосудия, которая определяется задачами гражданского процессуального права. Поэтому законодатель отводит определенную роль судам в исполнительном производстве. В этой связи суды (арбитражные суды) выполняют различные функции при исполнении судебных и иных актов5.

Во-первых, суд (арбитражный суд) решает наиболее существенные вопросы исполнительного производства: выдает исполнительный лист, дубликат исполнительного листа (ст. 428-430 ГПК РФ; ст. 319, 323 АПК РФ); прерывает и восстанавливает срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432 ГПК РФ, ст. 322 АПК РФ); разъясняет судебный акт, подлежащий исполнению (ст. 433 ГПК РФ, ст. 179 АПК РФ); решает вопросы отложения исполнительных действий, отсрочки или рассрочки исполнения, проводит индексацию присужденных денежных сумм, а также в случаях, указанных в законе, приостанавливает, возобновляет и прекращает исполнительнее производство (ст. 434, 436-439 ГПК РФ, ст. 183, 324, 327, 328 АПК РФ). Кроме того, только суд или арбитражный суд могут решать вопрос о повороте исполнения решения6.

Во-вторых, суд (арбитражный суд) осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей. Закон устанавливает гарантии соблюдения прав взыскателя и должника, иных лиц в исполнительном производстве. Как уже отмечалось, любые действия или бездействие, постановления пристава-исполнителя могут быть обжалованы в суд. Это гарантировано, в первую очередь, ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Часть 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве разграничивает подведомственность между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По общему правилу  заявление подается в суд общей  юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда исполняются:

• исполнительные документы, выданные арбитражным судом;

• требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании  денежных средств, а также судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях — в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

• постановления судебного  пристава-исполнителя о взыскании  расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью7.

 Обжалование действий  судебного пристава-исполнителя  в суде общей юрисдикции происходит  по правилам производства, вытекающего  из публичных правоотношений, регулируемых гл. 23, 25 ГПК РФ, в арбитражных судах — по правилам производства по делам, возникающим из административным и иных публичных правоотношений, регулируемых гл. 22, 24 АПК РФ.

 Вред, причиненный  судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Рассмотрение данных категорий дел происходит по правилам искового производства.

 

2.3 Участники исполнительного производства

Основными участниками исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскатель — это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник — это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом.

 К данным объединениям  применяются правила, определяющие  участие организаций в исполнительном производстве. В случаях, предусмотренных законом, взыскателем и должником признаются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Действия, совершаемые должником, могут быть такими, как передача денежных средств или иного имущества, исполнение определенных обязанностей или запретов, предусмотренных исполнительными документами.

В исполнительном производстве возможно соучастие. Каждый из соучастников выступает от собственного имени, совершает  исполнительные действия самостоятельно и независимо от других соучастников. В то же время они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

Самостоятельное участие  граждан в исполнительном производстве возможно по достижении ими 18-летнего  возраста. Также несовершеннолетние, имеющие полную дееспособность, самостоятельно участвуют в исполнительном производстве. Это случаи эмансипации несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет (ст. 27 ГК РФ), а также вступление в брак до достижения возраста 18 лет в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Информация о работе Сущность и значение исполнительного производства