Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:16, курсовая работа
Целью настоящей работы является: изучение теории государственного управления.
Задачи исследования:
1. Дать понятие государственному управлению.
2. Рассмотреть свойство системности государственного управления.
3. Описать виды и уровни государственного управления.
4. Изучить специфику государственного управления.
5. Сделать выводы.
Объектом исследования курсовой работы являются теория государственного управления
Предмет исследования: Теория государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………………….…
ГЛАВА I Основы государственного управления………………………….
1.1 Понятие и признаки государственного управления……..…..……
1.2 Функции государственного управления……….………….………
1.3 Виды государственного управления……………………………….
ГЛАВА II Теория государственного управления………………………..
2.1 Основа теории государственного управления…………………….
2.2 Методы теории государственного управления ………….……….
ГЛАВА III Совершенствование государственного управления….……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..…………………
3
5
5
12
18
22
22
26
32
37
38
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ФАКУЛЬТЕТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Специальность «Таможенное дело».
КАФЕДРА ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория государственного устройства»
На тему:
«Теория государственного управления»
Выполнил:
курсант группы 1911 Кинзерская И.И.
Проверил: к.ю.н. доцент Зливко А.П.
НОВОРОССИЙСК 2013
ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………
|
3 5 5 12 18 22 22 26 32 37 38
|
ВВЕДЕНИЕ
Государство по природе своей есть организация политической власти и управления. Власть и управление – две основные, неразрывно связанные функции государства. Власть как способность одних групп общества навязывать свою волю всему обществу существовала и существует постольку, поскольку является орудием управления людьми. В основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции, и политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту общественную функцию выполняло. Поэтому надо признать корректным определение государства в собственном, узком смысле понятия как основного института политической системы классового общества, осуществляющего управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
Анализ государственного управления состоит в признании его как объективно необходимой функции государства, как рациональной деятельности, не исключающей свободу, а являющейся общественно-политической формой ее выражения и осознанной реализации общественной необходимости.
Государственное управление имеет широкую сферу и масштабы применения – общегосударственный масштаб, региональный, местный уровни, уровень отдельной сферы и отрасли, коллектива. Оно осуществляется органами государственного управления и должностными лицами и всегда имеет властный характер, так как обладает полномочиями, производными от публичной власти.
Степень научной разработанности. Среди работ, непосредственно посвященных государственному управлению, выделяются работы следующих авторов: Атаманчук Г.В., Радченко А.И., Зеркина Д.Л., Игнатова В.Т., Глазуновой Н.И., Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова и др.
Разумеется, издано и много других работ в различных жанрах: в коллективных монографиях, сборниках статей, журналах, материалах конференций и т.д.
Целью настоящей работы является: изучение теории государственного управления.
Задачи исследования:
1. Дать понятие государственному управлению.
2. Рассмотреть
свойство системности государст
3. Описать виды и уровни
4. Изучить специфику
5. Сделать выводы.
Объектом исследования курсовой работы являются теория государственного управления
Предмет исследования: Теория государственного управления.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка
ГЛАВА I Понятие и особенности административно-правовых норм
1.1 Понятие и признаки государственного управления
К определению понятия «государственное управление» можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. Классическая же дефиниция определяет управление как деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия. Это так называемое негативное определение государственного управления выделяет и связывает воедино такие явления и институты, как государственное управление и правительство в качестве исполнительного органа единой государственной власти (а также других органов исполнительной власти) и органов местного самоуправления, реализующих в определенном объеме функции государственного управления (для чего государство делегирует им необходимые полномочия)1.
Государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.
Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления:
- управленческое воздействие опирается на силу государственной власти;
- распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность);
- системность.
Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления, учитывающих вышеизложенные положения2.
1. Государственное управление в
широком понимании — это
2. Государственное управление в
узком понимании — это
Государственное управление в узком смысле — это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. В их деятельности с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие управлению как особому виду государственной деятельности.
Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:
- государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
- область государственного управления — это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях);
- отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством). Разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;
- сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование). В этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах;
- орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.
Поскольку государственное управление осуществляется и посредством принуждения, то в качестве субъектов управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера:
а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ;
в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять важные государственно-управленческие функции.
Государственное управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки3.
1. Государственное управление
2. Государственное управление нар
3. Государственное управление