Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа
В середине 80-х годов XX века Беларусь вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года.
Введение………………………………………………………………...3
1. Исторические предпосылки возникновения
теории разделения властей…………………………………………4
2. Теория разделения властей
2.1. Законодательная власть………………………………….8
2.2. Исполнительная власть………………………………….12
2.3. Судебная власть………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………..18
- после принятия
закона Палатой представителей
он в течение 5 дней передается
на одобрение в Совет
- в случае отклонения Советом Республики
законопроекта палаты могут создать согласительную
комиссию, формируемую на паритетной основе
из состава депутатов палат;
- текст законопроекта, выработанный
согласительной комиссией, должен быть
представлен на одобрение обеих палат;
- если согласительная комиссия не смогла
принять согласованный текст законопроекта,
то Президент либо по его поручению Правительство,
могут потребовать, чтобы Палата представителей
приняла окончательное решение, причем
в этом случае закон считается принятым,
только если за него проголосовало не
простое, а квалифицированное большинство
депутатов Палаты представителей;
- закон, принятый Палатой представителей
и одобренный Советом Республики, в течение
10 дней представляется Президенту на подпись.
Однако, если он в течение 2 недель не возвращает
закон, он считается подписанным. Закон
не считается подписанным и не вступает
в силу, если он не мог быть возвращен в
Парламент в связи с окончанием сессии;
- Президент может наложить «вето» на
законопроект. В частности, при несогласии
с текстом закона Президент со своими
возражениями может возвратить закон
в Палату представителей. В этом случае
в течение не более 30 дней Палата обязана
рассмотреть закон заново. Однако закон
принимается уже не арифметическим, а
квалифицированным большинством депутатов
Палаты;
- если законопроект был принят, то в течение
5 дней он направляется на рассмотрение
в Совет Республики. Здесь он считается
принятым, если он одобрен большинством
не менее 2/3 голосов от полного состава
Совета Республики;
- в результате, если «вето» Президента
преодолевается, то закон представляется
Президенту на подпись, который должен
это сделать в течение 5 дней. Закон вступает
в силу и в том случае, если он не будет
подписан Президентом в этот срок;
— если имеются возражения Президента
лишь на отдельные положения закона, которые
возвращаются для повторного голосования,
то до вынесения окончательного решения
палатами закон подписывается Президентом
и вступает в силу, за исключением тех
положений, относительно которых имеются
возражения Президента;
- как уже отмечалось выше, право законодательной
инициативы в Республике Беларусь принадлежит
Президенту, депутатам обеих палат Парламента,
Правительству и гражданам в количестве
не менее пятьсот тысяч человек. Но законопроекты,
следствием принятия которых может быть
сокращение государственных средств,
создание или увеличение
расходов, могут вноситься в Палату представителей
лишь с согласия
Президента, либо по его поручению - Правительства;
- наконец, законы об основных направлениях
внутренней и внешней политики Республики
Беларусь, о военной доктрине являются
программными и поэтому считаются принятыми
при условии, если за них проголосовало
не менее 2/3 от полного состава палат;
- законы подлежат немедленному опубликованию
после их подписания и вступают в силу
через 10 дней после опубликования, если
в самом законе не установлен срок;
- согласно ст. 104 Конституции закон не
имеет обратно силы, за исключением случаев,
когда он смягчает наказание или отменяет
ответственность граждан.»
Декреты Президента Республики
Беларусь:
Обе палаты Парламента согласно могут
принять закон, принимаемый 50 % голосов
депутатов от полного состава палат, и
делегировать Президенту полномочия на
издание декретов, имеющих силу закона.
Этот закон должен определять как предмет
регулирования, так и срок полномочий
Президента на издание декретов. Закон
принимается по предложению Президента
Республики Беларусь.Однако Президенту
Республики Беларусь не могут быть делегированы
полномочия на издание декретов, предусматривающих:
- изменение и дополнение Конституции
Республики Беларусь;
- толкование Конституции;
- изменение и дополнение программных
законов;
- утверждение республиканского бюджета
и отчета о его исполнении;
- изменение порядка выборов Президента
и Парламента;
- ограничение конституционных прав и
свобод граждан;
- право изменения закона о полномочиях
на издание декретов;
- право принимать нормы, имеющие обратную
силу;
В силу особой необходимости Президент
по своей собственной инициативе, либо
по предложению Правительства Республики
Беларусь может издавать временные декреты,
также имеющие силу законов. Однако эти
временные декреты в 3-дневный срок должны
быть представлены на рассмотрение в обе
палаты парламента. Временные декреты
могут быть отменены депутатами палат
не менее 2/3 голосов от полного состава
каждой из палат.
2.2. Исполнительная власть
Органы исполнительной власти (органы
государственного управления) - это исполнительно-распорядительные
органы, ведущие повседневную оперативную
работу по государственному управлению
общественными процессами в интересах
общества или его части (политическими
силами, стоящими у власти).
Органы исполнительной власти предназначены
в первую очередь для исполнения законов,
издаваемых органами законодательной
власти. Во исполнение законов ей предоставлено
право активных действий, а также право
принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции органы
исполнительной власти наделяются необходимой
для их нормального функционирования
оперативной самостоятельностью. На них
возлагаются все ответственные задачи
по правовому регулированию и руководству
различными сферами жизнедеятельности
общества и государства. Эти задачи, равно
как место и роль органов управления в
государственном аппарате, закрепляются
в конституционных и обычных правовых
актах. Так, согласно ст. 97 Конституции
Франции правительство "руководит внутренней
и внешней политикой, гражданской и военной
администрацией и обороной страны"
Главой исполнительной власти может
быть монарх, президент или глава правительства
– премьер-министр, в зависимости от формы
правления государства. С учетом этого
же обстоятельства происходит и формирование
органов исполнительной власти.
Правительственная власть может составлять
прерогативу одного лица (в президентских
республиках) или коллегиального органа.
В первом случае правительство выступает
как группа ближайших советников главы
государства – президента, а полномочия
правительства являются производными
от полномочий последнего. Во втором случае
правительство формируется на основе
специальной процедуры с участием парламента.
Оно должно по общему правилу пользоваться
поддержкой парламентского большинства
и обладать собственными полномочиями.
Наиболее значимые решения, порождающие
юридические последствия и ответственность
за их исполнение, правительство издает
в форме регламентных актов.
Согласно гл. 8 Конституции Швеции правительство
помимо обычных своих полномочий может
принимать «постановления о предписаниях»
по вопросам, касающимся охраны жизни,
личной безопасности граждан, ввоза и
вывоза товара, валюты, охраны природы
и окружающей среды и др.
В зависимости от характера,
объема и содержания полномочий органы
государственного управления подразделяются
на органы общей, отраслевой и специальной
(функциональной) компетенции. Органы
общей компетенции (например, советы
министров) объединяют и направляют
работу по руководству всеми или
большинством отраслей государственного
управления. Органы отраслевой и специальной
компетенции (министерства, различные
государственные комитеты, специальные
ведомства) осуществляют руководство
лишь отдельными отраслями государственного
управления.
«Исполнительная власть в Республике
Беларусь осуществляет Правительство
– Совет Министров Республике Беларусь
– центральный орган государственного
управления .»
Правительство Республики Беларусь в
своей деятельности подотчетно Президенту
и ответственно перед Парламентом.
Структуру Правительства определяет
Президент (ст. 84 Конституции)
Президент назначает на должность :
-Премьер-министра;
-заместителей Премьер-министра, министров
и других членов Правительства.
Президент вправе по собственной инициативе
принять решение об отставке Правительства.
Правительство слагает свои полномочия
перед вновь избранным Президентом. Президент
Республики Беларусь имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства Республики
Беларусь (такими же полномочиями обладает
Президент Молдовы - ст. 83 Конституции).
Правительство обязано информировать
Президента Республики Беларусь об основных
направлениях деятельности Правительства
и о всех его важнейших решениях.
Правительства несет ответственность
перед парламентом. Парламент дает:
-« согласие на назначение Президентом
Премьер-министра дает Парламент в лиц
Палаты представителей;
- в течение 2 месяцев после своего назначения
Премьер-министр обязан представить для
обсуждения Парламенту программу деятельности
Правительства, а в случае ее отклонения
представить повторную в течение двух
месяцев (вопрос об ответственности Правительства
не может быть поставлен в течение года
после одобрения программы).
- Парламент в лице Палаты представителей
может отклонить или одобрить программу
деятельности Правительства. Причем повторное
отклонение программы означает выражение
вотума недоверия Правительству (вотум
недоверия Правительству инициируется
не менее I /3 депутатов палаты от полного
ее состава). В этом случае Правительство
заявляет Президенту о своей отставке.
Национальное собрание Республики Беларусь
правом отмены актов Правительства не
наделено, однако оно может обратиться
по этому поводу к Президенту, имеющему
право отменять постановления Правительства,
а также в Конституционный Суд, который
может принять заключение о частичном
или полном несоответствии Конституции
.»
Исполнительная власть на местах осуществляется
посредством либо назначаемых центром
местных органов исполнительной власти
(местной администрации), либо выборных
органов местного самоуправления.
2.3.Судебная власть
Важное место в структуре государственного
аппарата занимает система судебных органов,
основной социальной функцией которых
является осуществление правосудия, разрешение
возникших в обществе споров и наказание
лиц, совершивших противоправные поступки.
Подобно тому как представительные органы
и органы управления являются носителями
соответственно законодательной и исполнительной
властей, система судебных органов выступает
в качестве носителя судебной власти.
Это положение закрепляется в конституциях
и обычных законах ряда современных государств.
Так, например, в ст. 117 Конституции Испании
(1978 г.) говорится, что «судебная власть
исходит из народа и осуществляется от
имени короля судьями и магистратами,
которые являются независимыми, ответственными
и подчинены исключительно закону». В
ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется,
что «судебная власть вверяется судьям;
она осуществляется Федеральным конституционным
судом, федеральными судами, указанными
в настоящем Основном законе и судами
земель».
Органы, осуществляющие
правосудие – третья власть государственной
власти, которая играет особую роль
и в механизме государственной
власти и в системе сдержек
и противовесов. Особая роль органов
судебной власти определяется тем, что
он – арбитр в спорах о праве.
Только судебная власть, но никак не
законодательная или
Структура судебных органов в разных
странах неодинакова. Именуются они также
по-разному. В КНР, например, - это Верховный
народный суд, местные народные суды, «военные
суды и другие специальные народные суды».
В США национальная судебная система
состоит из Верховного суда США, Верховных
судов штатов, окружных судов, апелляционных
судов, военных трибуналов и других судов.
Конституция США в связи с этим устанавливает,
что «судебная власть Соединенных Штатов
осуществляется Верховным судом и теми
низшими судами, которые будут время от
времени учреждаться Конгрессом» (ст.3,
разд 1).
Однако, несмотря на особенности структуры
и другие различия судебных органов разных
стран, у них много сходства в целях и задачах,
которые перед ними ставятся.
Так, например, в конституционных актах
подавляющего большинства современных
государств в той или иной форме провозглашается
принцип независимости судей, самостоятельности
судов в решении любых, в пределах юрисдикции,
вопросов. В ст. 126 Конституции КНР, в частности,
отмечается: «Народные суды в пределах,
установленных законом, осуществляют
правосудие самостоятельно, без вмешательства
со стороны административных органов,
общественных организаций, и отдельных
лиц».
В большинстве конституций современных
государств закрепляется принцип гласности
судопроизводства, открытости судебного
разбирательства. Например, Конституция
Испании, запрещая деятельность каких
бы то и было чрезвычайных трибуналов,
имеющих, как правило, закрытый характер,
одновременно устанавливает, что «судебное
разбирательство является открытым»,
«преимущественно устным, особенно по
уголовным делам» (ст 120)
Судебная власть в Республике Беларусь
осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного
судопроизводства, это отражено.
Конституцией Республике Беларусь предусмотрены:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ;
в) Высший Хозяйственный Суд.
Верховный суд является высшим судебным
органом по гражданским, уголовным, административным
и иным делам .
Суда Республики Беларусь на сегодняшний
день определяются Конституцией, Законом
о внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Беларусь «О Конституционном
Суде Республики Беларусь» (1994-1997 гг.).
Согласно ст. 116 Конституции и разделу
II Закона, 6 судей из 12 назначаются Президентом
Республики Беларусь, 6 судей избираются
Советом Республики. Причем Председатель
Конституционного Суда назначается Президентом
с согласия Совета Республики. С уведомлением
Совета Республики Президент Республики
Беларусь в любое время может освободить
от должности Председателя Конституционного
Суда Республики Беларусь. Конституционный
Суд призван осуществлять контроль за
всеми государственными органами в Республике
бела и давать заключение о соответствии
Конституции издаваемых нормативных актах,
заключаемых международных договоров.
Заключение
Разделение властей между государственными
органами происходит вследствие разнообразия
стоящих перед государством социально-политических,
экономических и прочих задач, решаемых
в рамках единой государственной власти.
При этом за каждым органом закрепляются
определенный круг задач государственной
власти, соответствующих его компетенции.
Следовательно, одностороннее ослабление
законодательной, исполнительно-распорядительной
или правоохранительной деятельности
с неизбежностью ведет к невыполнению
всего комплекса задач государства.
Непосредственно организация и деятельность
государственного аппарата осуществляется
на основе ряда принципов, под которыми
понимаются руководящие идеи, начала,
лежащие в основе его создания и функционирования,
и проявляющиеся как в деятельности государственного
аппарата в целом, так и в его отдельных
частях, структурно обособленных единицах.
Большинство данных принципов закреплено
в Конституции страны, либо в иных законах
и нормативно-правовых актах, где они могут
быть развиты и дополнены.
Принцип разделения властей существует
не только в теории государства и права,
он реально осуществляется на практике
в различных государствах мира, причём
имеет место в различных формах, вариантах,
не теряя при этом своего содержания. В
Республике Беларусь государственная
власть также строится на основе этого
принципа, хотя при этом имеет свои специфические
особенности.
Таким образом, в заключении можно сказать,
что теория разделения властей осуществляется
прежде всего в плане общего принципа,
руководящего начала, которое следует
иметь в виду при создании структуры государственных
органов и определении контуров их полномочий.
И как идея единства властей, теория разделения
властей не имеет и, видимо, не может иметь
абсолютно "чистых" форм своего осуществления.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Республики Беларусь 1994
( с изменениями и дополнениями)
2.Политология. Энциклопедический словарь.
М., 1993 г. стр. 329.
3. Кунцевич К.Н.Конституционное право
Республики Беларусь. Могилев,2000.
4 Венгеров А.Б. Теория государства и права:
Учебник для юридических вузов. -М.:Новый
Юрист, 1998, 624
5 Комаров С.А. Общая теория государства
и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт,
1998, 64 с.
6 Комаров С.А. Общая теория государства
и права. М.: Юрайт,1997, 416 с.
7 Теория государства и права. Курс лекций/
Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997,
416с.
8 Теория права и государства: Учебник
/ Под ред проф В.В. Лазарева. - М.: Новый
Юрист, 1997, 432 с.
9 Хропанюк В.Н. Теория государства и права:
Учебное пособие для высших учебных организаций/
Под ред В.Г. Стренозова. - М.: Добахов, Ткачев,
Димов, 1995, 384 с.
10 Хропанюк В.Н. Теория государства и
права: Хрестоматия / Под ред проф Т.Н. Редько.
- М.: 1998, 938 с.