Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:29, реферат
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, имеющий полный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека. Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти. Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини.
Введение 3
1 Понятие тоталитаризма 5
2 Идеология и наука 7
3 Этногенез и происхождение тоталитаризма в России 20 века 10
4 История развития тоталитаризма в СССР 1917 – 1991 годах 13
Заключение 19
Список использованных источников 21
Результатом политики индустриализации стали три показателя: 1) ликвидация индустриальной отсталости. В 1939 году СССР по уровню промышленного развития и производства была на втором месте в мире после США; 2) качественное состояние индустриальной базы, способной быстро перестраиваться в условиях любого вида кризисов (экономического и военного) и выдерживать их чудовищные давления и требования к режиму функционирования экономической системы. Этот результат стал очевидным во времени Великой отечественной войны, когда пришлось в одиночку противостоять целому блоку высокоразвитых в экономическом и научном отношении фашистских государств, во главе с гитлеровской Германией; 3) уничтожение и гибель миллионов граждан, ухудшение условий и уровня жизни. уничтожение традиционной экономической с/х культуры хозяйствования и ее носителей - морально и отчасти - физически. Депортация - это насильственное переселение определенных социальных и национальных групп государством с какой либо целью.Общее число депортированных с 1941 по 1952 года приблизительно 2 723 510 человек.Процесс депортации начался с 1919г. и коснулся сперва казацкого населения. Затем, в начале 30-х он затронул "социально чуждые" народной власти слои населения - кулаков. В эти же годы, по военным соображениям с Дальнего Востока и Камчатки были выселены некоторые коренные народности.
III этап. 1953 - 1991 гг. Самоуничтожение антисистемы. Фаза обскурации и период кинетического террора. Борьба с общественной оппозицией 1953 - 1984 гг. Без открытого насилия и репрессий субпасионарная антисистема не могла бы существовать. Чтобы продолжить его, она должна была уничтожать миллионы, опасных для нее, пассионариев, стремившихся сознательно или бессознательно к восстановлению утраченных естественных условий их свободного и конструктивного развития. И она уничтожала их. Но поскольку в ее среде не было лидеров пассионариев уровня Ленина, Троцкого, Сталина, то она тем самым со временем была обречена на медленную деформацию и разрушение как под следствием собственной слабости, так и под ударами просыпающегося общества, гражданского самосознания и активности, характерных для 60-80 гг. XXвека в СССР и имя которых в их историческом бытие: диссиденты, правозащитники, узники совести, барды, и просто мужественные люди, не боявшиеся говорить, называть вещи своими именами, выступать в защиту других.
Заключение
За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый — с 1917 года до конца 20-х годов; второй — с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с середины 50-х до середины 80-х годов. Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии. Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия. На рубеже 1950—60-х годов начались процессы деидеологизации и распада идеи безусловного преимущества социализма и неизбежности мировой социалистической революции.
Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства. Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля. Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно — значит все еще оставаться в плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как была, так и останется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом — в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества.
2. Бережнов Г.А. Политика и права человека.-Омск.,2007
3.Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века.// Вопросы философии.- 2009.- N 2.
4. Годиров В.М. Авторитаризм и тоталитаризм.-М.,2009.
5. Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века.// Кентавр.- 2010.- NN 7-8.
6. Зенин Д.В. Политология:введение в курс. - Омск , 2010.