Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:38, курсовая работа
Эти две позиции можно назвать традиционными, но мне кажется, что вполне имеет право на жизнь мнение Ференц-Сороцкого, который считает, что прокурор в процессе занимает особое положение - он является "правозаступником". Эта позиция имеет достаточную обоснованность, особенно с учетом того, что основной целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Введение
Институт участия прокурора является одним из самых интересных и дискуссионных в гражданском процессе. Вокруг участия прокурора в гражданском судопроизводстве разгораются ожесточенные споры, возникают различные точки зрения на проблемные вопросы.
Вот один из наиболее интересных вопросов, - на каком процессуальном положении участвует прокурор в деле? Существует несколько точек зрения.
Ряд авторов полагают, что в процессе прокурор является стороной (здесь речь идет о прокуроре, предъявляющем иск)[1]. Но я с этой позицией не согласна, т.к. прокурор не может быть истцом в материально-правовом смысле, потому что не является субъектом спорного материального правоотношения. Истцом всегда будет то лицо, в интересах которого начато дело.
В свою очередь некоторые ученые отмечают, что прокурор, предъявивший иск, является стороной лишь в процессуальном смысле[2]. Он, по существу, выполняет все функции истца, но не имеет материально-правовых требований, и на него не распространяются материально-правовые последствия решения суда. Эту точку зрения поддерживают Добровольский, Шакарян и многие другие.
Эти две позиции можно
назвать традиционными, но мне кажется,
что вполне имеет право на жизнь
мнение Ференц-Сороцкого, который считает,
что прокурор в процессе занимает
особое положение - он является "правозаступником".
Эта позиция имеет достаточную
обоснованность, особенно с учетом
того, что основной целью участия
прокурора в гражданском
Но сейчас возникает более
важный вопрос: а целесообразно ли
вообще участие прокурора в
Первая точка зрения нашла
свое отражение в проекте ГПК,
который существенно
Сторонники этой позиции ссылаются на то, что участие прокурора в процессе нарушает принципы состязательности и диспозитивности, т.к. он имеет возможность возбуждать гражданское дело без согласия заинтересованного лица и имеет больший объем правомочий, чем другие стороны процесса.
Но я придерживаюсь
другой точки зрения и считаю, что
участие прокурора абсолютно
не затрагивает принципов
Мною представляется, что ограничение прав прокурора в гражданском процессе приведет к невозможности защиты интересов социально уязвимых слоев общества, к нарушению основных принципов правосудия.
Таким образом, проблемы, связанные
с институтом участия прокурора
в гражданском процессе сильно отражаются
на практике, а следовательно, требуют
скорейшего разрешения. Новый ГПК
должен внести ясность в вопросы,
связанные с участием прокурора
в гражданском
1. ПРЕДМЕТ ИСКОВ И ЗАЯВЛЕНИЙ ПРОКУРОРОВ.
А) иски
По делам искового производства прокурорами подаются в суд исковые заявления, а по делам, вытекающим из административно - правовых отношений, особого производства - заявления.
Прокурор обращается в суд:
· когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды и другие)
· когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (безработные, беженцы и другие)
· либо в силу, каких - либо обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение[4].
Гражданско-правовое законодательство
не исключает возможности
Предъявление регрессных требований о возмещении ущерба целесообразно, в первую очередь, в случаях причинения его в результате хищений, незаконных увольнений, нарушений законодательства об охране природы, нарушений земельного законодательства, незаконных забастовок.
При предъявлении исков
в суд прокуроры не должны
подменять иные
Б) заявления
Заявление подается в суд прокурором по делам особого производства[5] и по делам, возникающим из административно - правовых отношений[6]. Как орган надзора за законностью прокуратура призвана своевременно выявлять противоречащие закону акты, издаваемые министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, общественно - политическими организациями и движениями и обращаться в суд с заявлениями с требованиями признания таких актов недействительными[7].
При обращении в суд с заявлениями о признании правовых актов противоречащими закону, следует руководствоваться Постановлением Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" от 21.12.93 г., с изменениями от 25.10.96 г.
2. УСЛОВИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКОВ, ЗАЯВЛЕНИЙ.
По некоторым делам
законом установлен порядок внесудебного
предварительного разрешения. Например,
часть 1 ст. 210 КЗоТ Российской Федерации
(комиссия по трудовым спорам), ст. 41 Правил
возмещения работодателями вреда, причиненного
работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением
ими трудовых обязанностей (работодатель).
Дополнениями в Правила введена
ст. 40-1, согласно которой потерпевшие
и иждивенцы вправе обжаловать решение
работодателя по вопросам возмещения
вреда в государственную
Прокурор, обращаясь в суд в интересах других лиц также должен соблюдать обязательный внесудебный порядок.
В соответствии с ч.3
ст.22 Закона о прокуратуре прокурором
могут быть оспорены в суде акты
государственных и других органов,
их должностных лиц, которые создают
нормы права или касаются прав
и обязанностей неопределенного
круга лиц. Из смысла данной статьи
следует, что прокурор вправе по своему
усмотрению (за исключением специально
предусмотренных другими
3. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ.
Вопросы взаимодействия территориальных
и специализированных прокуроров, а
также районных и вышестоящих
прокуроров при подготовке и направлении
в суд исков и заявлений, участии
в их рассмотрении, регулируются приказом
Генерального прокурора № 24 от 09.04.96
г. "О разграничении компетенции
территориальных прокуроров и прокуроров
специализированных прокуратур" с
изменениями, внесенными приказами
№ 26 от 23.05.97, № 48 от 04.08.97 и п. 3.1 Приказа
№ 1 от 05.01.97 "Об участии прокурора
в гражданском
Ответственность за качество и сроки подготовки материалов и проектов исков и заявлений для обращения в суды возложена на районных, городских прокуроров, приравненных к ним военных, транспортных и иных специализированных прокуроров, а также начальников управлений (отделов) вышестоящих прокуратур, производящих надзорные проверки, осуществляющих расследования уголовных дел, проверку законности приговоров и решений по уголовным, гражданским и арбитражным делам в соответствии с объемом возложенного на них надзора.
Территориальным прокурорам предписано осуществлять надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, иные функции, установленные федеральными законами, в пределах компетенции, определенной Федеральным Законом "О прокуратуре Российской Федерации", за исключением вопросов, отнесенных указанными приказами к ведению специализированных прокуроров.
4. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ИСКОВ, ЗАЯВЛЕНИЙ.
Необходимо, прежде всего, определить подведомственность дела суду или арбитражному суду. При этом следует руководствоваться, в частности, ст. 25-28 ГПК РФСФР, ст. 22 АПК РСФСР, п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям о признании правовых актов противоречащими закону" от 27.04.93 и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" от 18.08.92 г., которые действуют с учетом изменений, внесенных в процессуальные нормы.
При определении подведомственности большинство проблем возникают при подаче в суд исков и заявлений по делам граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и о признании незаконными актов государственных и иных органов.
В этом случае следует иметь
в виду, что споры между гражданами,
зарегистрированными в качестве
индивидуальных предпринимателей, а
также между указанными гражданами
и юридическими лицами разрешаются
арбитражными судами, за исключением
споров не связанных с осуществлением
гражданами предпринимательской
Споры о признании недействительными
ненормативных актов
Споры о возмещении убытков, причиненных актами государственных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соответствующих законодательству, подлежат разрешению в суде, если требования предъявлены гражданином, либо в арбитражном суде, если требования предъявлены организацией или гражданином - предпринимателем.
Правовыми актами, соответствие которых закону может проверить суд по заявлению прокурора, являются, в частности, акты, принятые федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, если эти правовые акты содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, то есть устанавливать правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующих независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, а также носить индивидуальный характер, то есть устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц.
Для дел некоторых
категорий законом установлена
подсудность не районному (
· ст.61 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации"
· п.5 ст.17 Федерального Закона от 23.11.95 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров",
· ч.2 ст. 263 ГПК РСФСР "Установление усыновления гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации
· ст.115 ГПК РСФСР - краевой суд рассматривает по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, обеспечением прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе