Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:07, контрольная работа
На основании анализа хозяйственно-процессуального законодательства, можно сделать вывод, что одним из участников хозяйственного судопроизводства является прокурор, на основании этого, представляется важным определить роль, место и права прокурора в хозяйственном судопроизводстве.
Круг прав, которыми наделен прокурор в хозяйственном процессе, определен Хозяйственно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), постановлениями Пленума Высшего Хозяйственного суда и некоторыми иными нормативными правовыми актами.
Вариант 7
На основании
анализа хозяйственно-
Круг прав, которыми наделен прокурор в хозяйственном процессе, определен Хозяйственно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), постановлениями Пленума Высшего Хозяйственного суда и некоторыми иными нормативными правовыми актами.
Следует отметить, что, как правило, в хозяйственном, как и в гражданском судопроизводстве, прокурор от своего имени защищает государственный и общественный интерес, путем защиты прав государственных органов, юридических лиц и иных участников, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены. Правомочия прокурора в хозяйственном процессе детально прописаны в ст. 66 ХПК [15].
В пределах своей компетенции, прокурор имеет право обращаться с иском в хозяйственный суд для защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, однако реализовать данное право прокурор может лишь с согласия указанных лиц.
Таким образом, в вышеуказанным нами случаях прокурор обращается с исковым заявлением в любе звено системы хозяйственных судов Республики Беларусь.
Говоря о процессуальном положении прокурора в хозяйственном процессе, следует отметить, что прокурор выступает с позиции истца и пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности данного участника процесса. Однако, правом на заключение мирового соглашения прокурор воспользоваться не может, ввиду прямого указание на это в нормах ХПК.
Стоит обратить
внимание на то, если исковое заявление предъявлено
прокурором в целях защиты государственных
интересов, то истцом являются Республика
Беларусь или административно-
Ввиду особого положения, прокурор может отказаться от предъявленного им иска, что в свою очередь не лишает истца права повторного предъявления иска и рассмотрения дела по существу.
В случае, если хозяйственный суд принимает отказ истца от иска, который был предъявлен в целях защиты его интересов прокурором, это влечет за собой прекращение производства по делу. За исключение дел, когда прокурор защищает государственные и общественные интересы, в таких случаях производства по делу не прекращается [2, с. 65].
Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску обязательно [15].
Таким образом, ст. 66 ХПК подробно определяет компетенцию прокурора в хозяйственном процессе. Основной целью его участия является защита государственных и общественных интересов. Причем в этом случае на инициирование прокурором судебного процесса не требуется согласия лица, в интересах которого прокурор выступает [14, c. 103].
Ч. 4 ст. 159 ХПК предусматривает, правило, согласно которому, в заявлении прокурора, обратившегося в хозяйственный суд в защиту государственных или общественных интересов, а также в защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, должно содержаться обоснование того, в чем заключается этот интерес.
Ч.4 ст. 6 ХПК указывает, что прокурор не обязан соблюдать досудебного порядка урегулирования спора.
На прокурора не распространяются требования уплаты государственной пошлины [8]. В хозяйственных делах, возбужденных по заявлению прокурора, государственную пошлину обязан уплатить ответчик, в размерах определенных законодательными актами Республики Беларусь, за исключение следующих случаев:
- прямого указания об этом в законодательных актах;
- хозяйственный суд отказал от удовлетворения такого иска.
Следует отметить, если прокурор отказался от дальнейшего поддержания предъявленного им иска, уплата государственной пошлины осуществляется по общим правилам.
После предъявления иска прокурором и принятия его хозяйственным судом, прокурор извещается о времени и месте рассмотрения дела, возбужденного по его исковому заявлению [7].
Иск является важнейшим
процессуальным средством защиты нарушенного
или оспариваемого права
Иск в хозяйственном процессе - это спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения строго в определенном процессуальном порядке.
На сегодняшний день мнения авторов, на вопрос классификации исков расходится [2, c. 166]. На наш взгляд целесообразно иски разделить на следующие категории:
1.В зависимости от предмета иска:
- иски о признании;
- иски о присуждении.
2. От рода правоотношений:
- личные иски;
- иски, направленные в
защиту государственного и
Стоит отметить, что иски можно классифицировать по субъектному составу, то есть в зависимости от лица предъявляемого исковое заявление в хозяйственный суд, то есть иски предъявляемые прокурором, представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем и иными субъектами, которые могут осуществлять указанное право.
Следует отметить, что
основными распорядительными
Основное преимущество для хозяйственного суда в соединении нескольких исковых требований заключается в более быстром и правильном рассмотрении хозяйственного дело, которое, в свою очередь, способствует реализации принципа процессуальной экономии и уменьшению судебных расходов, а также в случае реализации права на соединение исковых требований, исключается возможность вынесение противоречащих друг другу судебных постановлений по связанным делам [3].
Следует обратить внимание, что, как правило, соединение нескольких требований осуществляется в первую очередь в исковом производства, однако, в неисковом производстве реализация данного правило не исключается. На наш взгляд стоит отметить, что соединение требований, относящихся к различным видам производства, представляется невозможным, а также в случае если в несколько требований вытекают из различных отраслей права, такие исковые требования не соединяются в одно исковое заявление.
Как ранее отмечалось, соединение нескольких исковых требований представляет собой право, предоставленное ч.1 ст. 165 ХПК истцу. Данное право, носит диспозитивный характер, однако в случае если хозяйственный суд решит, что исковые требования истцом соединены неправильно, то им возвращается исковое заявление истцу. В случае, если такая ситуация произойдет на практике, это не лишит истца права разъединить требования и вновь предъявить в хозяйственный суд эти требования, но уже в качестве отдельных исковых заявлений либо иных документов, к примеру жалоб [3].
В одном исковом заявлении могут быть соединены как требования, предъявляемые к одному, так и к нескольким ответчикам.
Ст.165 ХПК определены основания, при наличии которых истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований. Такими основаниями являются:
а) связь требований по основаниям возникновения;
б) связь требований по доказательствам, представляемым в обоснование каждого из требований [3].
По основаниям возникновения связаны исковые требования, в основание каждого из которых входят одни и те же юридические факты. Как правило, такие исковые требования вытекают из одного и того же материального правоотношения.
Взаимосвязь требований по представленным доказательствам имеет место в случаях, когда эти требования основаны на одних и тех же доказательствах, которые могут свидетельствовать о наличии нескольких искомых юридических фактов.
Однако одно только совпадение участвующих в деле лиц, внешнее сходство или близость заявленных требований, сходство предлагаемой истцом правовой квалификации правоотношений не свидетельствуют о взаимосвязи заявленных требований.
При предъявлении нескольких
связанных между собой
Следует обратить внимание, что в ст. 165 ХПК не дано прямое указание на то, что в одном заявлении могут быть соединены требования нескольких лиц. Однако такое соединение при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 165 ХПК, возможно [3].
Таким образом, при наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 165, в одном исковом заявлении могут быть соединены требования, предъявляемые одним истцом к одному ответчику, истцом - к нескольким ответчикам, несколькими истцами - к одному ответчику, а также требования нескольких истцов - к нескольким ответчикам. Таким образом, при возникновении одного из указанных случаев, это приводит к возникновении процессуального соучастия, предусмотренного ст. 60 ХПК Республики Беларусь [2, c. 178].
Важно отметить, что вышеуказанные правила о соединении исковых требований распространяются также на прокурора и иных лиц, имеющих право, на основании хозяйственно-процессуального законодательства обращаться в хозяйственный суд для защиты от своего имени государственных и общественных интересов.
Представляется важным отметить, что основной целью объединения хозяйственным судом нескольких дел для совместного рассмотрения должна являться реализации принципа процессуальной экономии, более быстрого и правильного рассмотрения дел.
Говоря о разъединение нескольких исковых требований, то стоит отметить, что хозяйственный суд имеет право на это право, если придет к выводу, что рассмотрение в одном производстве указанных требование не представляется возможным. Однако, законодателем не определены специальных оснований для такого выделения исковых требований.
Таким образом, хозяйственный суд вправе выделить одно или несколько требований в отдельное дело, если будут учтены следующие условия:
- требования не связаны между собой;
- выделение одного или нескольких из них в отдельное дело позволит более оперативно разрешить возникшие споры [3].
Выделение одного или нескольких требований в отдельное дело может быть произведено как в случаях, когда они были соединены истцом, так и в тех случаях, когда они были объединены для совместного рассмотрения самим хозяйственным судом.
Объединение дел и выделение одного или нескольких требований в отдельное дело хозяйственный суд может произвести как по ходатайству участвующих в деле лиц, так и по своей инициативе. Эти действия могут быть совершены только судом первой инстанции и только после возбуждения производства по делу и до вынесения решения или определения, которым оканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции [15].
Объединение или разъединение требований может быть произведено по указанию кассационной или надзорной инстанции после отмены ими ранее состоявшегося решения с направлением дела на новое рассмотрение.
Об объединении дел и о выделении одного или нескольких требований в отдельное дело хозяйственный суд выносит определение в виде отдельного судебного постановления, которое направляется или вручается участвующим в деле лицам не позднее пяти дней со дня вынесения, которое, в последствии, может быть обжаловано либо опротестовано в апелляционном или кассационном порядке отдельно от решения [15].
Задачи
Ответ:
Государственная пошлина рассчитывается на основании Закона Республики Беларусь «О государственной пошлине», Налогового кодекса, постановлений Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь и некоторых иных законодательных актов Республики Беларусь.
На основании законодательства, для того чтобы исковое или иное заявление было рассмотрено хозяйственным судом, до обращения в суд необходимо уплатить госпошлину, размер которой установлен Налоговым кодексом исходя из характера заявленных требований.
Для уплаты госпошлины необходимо выполнить ряд действий.
Информация о работе Участие прокурора в хозяйственном процессе