Выборы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является многоаспектный анализ выборов в РФ. Эта цель достигалась в ходе решения следующих задач:
- определить место выборов в системе государственной власти;
- дать общую характеристику выборов;
- рассмотреть принципы организации и проведения выборов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 5
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРОВ 5
1.2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ 11
ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 19
2.1. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 19
2.2. ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.2.1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИК ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 20
2.2.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 22
2.2.3. ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 23
2.2.4. АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. 25
2.3. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК КОМПОНЕНТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

курсовая КОНСТИТУЦИОННОЕ.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена современным этапом модернизации Российского государства, с которым тесно связаны дальнейшие трансформации избирательного права вообще и законодательства о выборах, в частности.

Свободные выборы в соответствии с конституционной парадигмой Российского  государства выступают как форма  высшего непосредственного выражения  власти народа. Представительная демократия неосуществима вне и без избирательного процесса, обеспечивающего через систему избирательных правоотношений возможность выбора между различными кандидатами, претендующими на проведение в течение определенного в законе срока санкционированной избирателями государственной политики. Выборы - это необходимый и важнейший механизм осуществления демократии. Выборы - это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства.

Очевидно, что и доказано историческим опытом развития конституционализма как в зарубежных странах, так и в России, подлинно свободные и открытые выборы являются квинтэссенцией демократии, и без них она, зачастую, вырождается в деспотию.

Органы государственной  власти могут формироваться двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти в демократическом обществе, осуществляются выборными органами или лицами, занимающими выборную должность. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную  форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через  выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. В любой стране гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей,  в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавых столкновений, только если органы государственной власти  будут образованы на справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны.

Именно сегодня, говоря словами И.А. Ильина, Россия нуждается – в такой системе выборов, которая дала бы ей верный способ найти и выделить своих подлинно лучших людей к власти1.

Целью работы является многоаспектный анализ выборов в РФ. Эта цель достигалась в ходе решения следующих задач:

- определить  место выборов в системе государственной  власти;

- дать общую характеристику  выборов;

- рассмотреть принципы  организации и проведения выборов;

- охарактеризовать избирательное  законодательство в системе конституционного  права, для чего дать определение понятию избирательной системы, перечислить источники избирательного права Российской Федерации;

- проанализировать избирательное  право как компонент избирательной  системы.

В качестве объекта выступают выборы в РФ в их конституционном измерении, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере легитимации, организации и реализации процесса выборов и формирования федеральных органов государственной власти (Президента Российской Федерации, Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России) и отчасти выборных государственных органов субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования являются общие конституционно-правовые закономерности и проблемы выборов, а также система регулирующих выборы правовых норм.

 

ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ВЫБОРОВ

В истории современных  государств выборам принадлежит  значительная роль. Ныне практически  ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт есть выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве в регионах2.

В избирательном  законодательстве Российской Федерации – демократического федеративного правового государства – в соответствии с конституционной моделью организации системы органов государственной власти представлены следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные и региональные выборы.

Федеральные выборы – это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (при этом конституционно-правовой перечень иных федеральных государственных органов является открытым в связи с возможностью распространения избирательных процессов на Конституционное Собрание и другие органы).

Региональные  выборы – это выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах Российской Федерации, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а в виде исключения, при отсутствии законодательной базы, в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации3.

В настоящее  время в Российской Федерации  принцип выборности в той или иной форме распространяется не только на депутатов (членов) законодательного (представительного) органа и высших должностных лиц исполнительного органа государственной власти, но и на состав иных государственных органов (в частности, в некоторых субъектах Российской Федерации в ходе прямых выборов избираются члены Конституционного Собрания), то есть на государственные органы, как входящие в систему разделения государственной власти (законодательные (представительные) и исполнительные органы), так и не входящие в указанную систему (Конституционное Собрание).

Выборы депутатов  законодательного (представительного) органа государственной власти в целом или одной из его палат, выборного должностного лица соответствующего уровня могут быть как прямыми, когда они избираются непосредственно избирателями – гражданин на выборах непосредственно (лично) голосует за кандидата (список кандидатов) или против него (списка кандидатов) либо против всех кандидатов (списков кандидатов), так и косвенными, когда одна из палат парламента формируется на ступенчатой, должностной или территориальной основе. Специфической особенностью обеспечения представительного характера Федерального Собрания Российской Федерации - федерального парламента - является использование смешанных избирательных процедур: выборов и формирования.

Наряду с  проведением прямых выборов депутатов  Государственной Думы избирательная практика предусматривает в отношении Совета Федерации - верхней палаты федерального парламента - механизм формирования, основанный на проведении региональных выборов. Порядок формирования Совета Федерации базируется на конституционном положении о том, что в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Федеральном законе от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" уточнено: в его состав входят глава законодательного (представительного) органа и глава исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по должности4.

При этом в ряде регионов конституции и иные нормативные  акты предусматривают избрание главы  исполнительной власти (президента или  председателя правительства) в рамках различных процедур, а именно: специальным государственным органом или парламентом либо в ходе прямых выборов. Глава Республики Мордовия на первый после принятия республиканской Конституции срок избирается членами Конституционного Собрания, а на последующие - в ходе прямых выборов, в Республике Дагестан - Конституционным Собранием, в Республике Алтай - Государственным Собранием (законодательный и представительный орган государственной власти), в Удмуртской Республике - Государственным Советом, в Республике Хакасия Председатель Правительства избирается непосредственно избирателями.

В ряде регионов с двухпалатной структурой законодательного (представительного) органа государственной власти глава указанного органа избирается на совместном заседании палат. Таким образом, порядок формирования Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации является смешанным (прямые выборы и формирование, являющееся разновидностью косвенных выборов), при этом региональные выборы, заменяя собственно федеральные выборы, являются составным политико-правовым, конститутивным элементом формирования верхней палаты парламента.

Определенное  влияние на перспективы и особенности  развития механизма выборов (формирования) на федеральном уровне оказывает введение в конституционную материю такого нетрадиционного федерального института, как Конституционное Собрание. Статус этого органа в конституционно-правовом смысле недостаточно определен, поскольку согласно Конституции основные вопросы, в частности о порядке его выборов либо формировании, должны решаться отдельным федеральным конституционным законом5.

В избирательном  законодательстве юридически оформлены  следующие основные виды выборов6:

-очередные выборы;

-досрочные выборы;

-выборы в  порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти;

-выборы вместо  выбывшего депутата (дополнительные  выборы);

-повторные выборы  в случаях, предусмотренных законодательством  о выборах. 

Очередные выборы проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти соответствующего уровня. Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением их полномочий. Выборы депутатов в порядке ротации проводятся в отношении части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти в порядке и сроки, предусмотренные конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации. Выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) проводятся в случае сложения депутатом своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о выборах. Повторные выборы назначаются и проводятся в случаях, когда названные виды выборов признаны несостоявшимися или недействительными по решению соответствующей избирательной комиссии либо по решению суда.

В целом выборы депутатов (членов) законодательного (представительного) органа государственной власти нового созыва могут быть проведены в рамках обязательного - очередных (или досрочных) выборов (или выборов в порядке ротации) - и факультативного компонентов избирательного процесса, то есть без проведения или с проведением (в вышеуказанных случаях) повторных выборов7. При этом выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) также могут состоять из обязательного и факультативного компонентов организации избирательного процесса. Необходимо отметить, что если дело касается организации выборов исполнительных органов государственной власти (выборного должностного лица), то, в отличие от выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, могут быть назначены только очередные или досрочные выборы. То есть здесь имеет место более ограниченный перечень видов юридически возможных выборов. При этом если очередные (досрочные) выборы являются общими для всех депутатов, то выборы в порядке ротации являются частичными выборами, поскольку они проводятся только в отношении фиксированной в законодательстве о выборах части депутатского корпуса (в том числе в виде ротационного обновления одной из палат парламента) с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить возможное изменение представительства политических сил и, с другой стороны, сохранить преемственность в работе законодательного (представительного) органа государственной власти.

В современных  условиях проведение выборов на федеральном  и региональном уровнях осуществляется без жесткой (как это было прежде, по крайней мере, до 1991 года) связи с едиными сроками их назначения и проведения. Региональным органам государственной власти предоставлено право самостоятельного правового регулирования избирательных процессов на своих территориях, в том числе использования избирательной системы, включая закрепление видов и механизмов выборов, сроков полномочий и соответственно даты назначения выборов. В этом отношении федеральный и региональный уровни выборов не связаны между собой едиными сроками их организации и проведения, что предполагает осуществление на федеральном уровне рамочного правового регулирования региональных выборов. Это связано с тем, что Конституция Российской Федерации 1993 года (в отличие от прежней Конституции РСФСР) хотя и не содержит положений, определяющих порядок организации и проведения этих выборов, но тем не менее регулирует основные элементы правового статуса гражданина Российской Федерации как избирателя вне зависимости от уровня и видов выборов.

Определенное, а в ряде случаев существенное влияние на институт выборов оказывает институт референдума. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, а равно о проведении досрочных выборов или досрочного формирования либо об отсрочке таких выборов (формирования) соответствующих федеральных органов государственной власти (п. 2 ст. 3). В целях обеспечения избирательных прав граждан предусмотрено, что проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается, при этом проведение региональных выборов одновременно с региональным референдумом регулируется законами субъекта Российской Федерации8.

Информация о работе Выборы в РФ