Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:48, реферат
Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;
обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений;
обосновать формальные и содержательные изменения в процессе генезиса внешнеторговых отношений и системы их государственного регулирования в России.
Введение
Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.
В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно меняющиеся условия межстранового торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.
Острота данных проблем особенно велика для стран, экономика которых переживает трансформационные изменения. Социально-экономические противоречия при реформировании внешнеторговой политики государства порождают активные научные дискуссии о целях, форме и содержании, методах и способах оптимального внешнеторгового режима страны с транзитивной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует поиск практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики.
Таким образом, вопросы стимулирования экономического развития на этапе перехода к рыночным отношениям при помощи инструментария государственной внешнеторговой политики имеют актуальное, научно-практическое значение.
Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;
обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений;
обосновать формальные и содержательные изменения в процессе генезиса внешнеторговых отношений и системы их государственного регулирования в России.
Объект исследования - процесс воздействия государственной политики внешней торговли на макроэкономическую динамику хозяйства, его обусловленность характером развития транзитивных экономик.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации внешнеторговой политики государства в странах с трансформируемой хозяйственной системой.
Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых.
Законодательная база внешнеторговой деятельности России
В настоящее время основу российского законодательства составляют законы:
- "О таможенном тарифе";
- "О мерах по защите
экономических интересов
- "О военно-техническом
сотрудничестве Российской
- "О координации международных
и внешнеэкономических связей
субъектов Российской
- "Об экспортном контроле";
- Таможенный кодекс;
- "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой
- "О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товаров".
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации. [3,с 51]
В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также предусмотрены специальными разделами.
В Таможенном кодексе даются определения основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются такие вопросы, как страна происхождения товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.
В Федеральном законе "Об
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" сформулированы
основные направления, принципы и организационные
основы внешней торговли России. Внешнеторговая
деятельность России рассматривается
в этом законе как деятельность по осуществлению
сделок в области внешней торговли.
В соответствии с указанным законом правом
осуществления внешнеторговой деятельности
обладают любые российские и иностранные
лица.[6,с 201]
Участники внешнеторговой деятельности:
- внешнеторговые фирмы разных форм собственности, которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей;
- государственные
- участники мелкооптовой торговли.
Юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие внешнеторговую
деятельность, подлежат учету в таможенных
органах, причем этот учет носит добровольный
характер.
К методам государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в России
относятся:
- таможенно-тарифное
- методы нетарифного
- запреты и ограничения внешней торговли;
- меры экономического
и административного характера,
способствующие развитию
В данном законе зафиксировано также положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения.[1,с 33]
Специально сформулированы положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
Современная внешнеторговая политика России
Реформирование внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных экономических преобразований. Однако в России, осуществлявшей переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось более решительно и последовательно.[4,с 58]
Факторы, сдерживающие развитие внешней торговли России:
- сокращение научно-
- сохранение "утяжеленности" структуры экономики (низкий удельный вес производства современной наукоемкой продукции);
- недостаточная инвестиционная
активность на внутреннем
- рост издержек производства и транспортных издержек;
- слабое развитие сферы услуг;
- активизация дискриминационных
мер против российских
В результате сохраняются преимущественно топливно-сырьевая направленность российского экспорта и его слабая диверсификация в товарном и страновом отношении.[11,с 117]
Поэтому внешнеторговая политика
должна тесным образом увязываться с внутренней
экономической политикой страны, с одной
стороны, и с ее обшей внешней политикой,
с другой. В настоящее время, например,
достаточно очевидна иллюзорность точки
зрения о том, что экономика России может
долго успешно развиваться на основе наращивания
экспорта главным образом сырьевых и энергетических
ресурсов, не решая при этом проблем перехода
к инновационной модели развития.
При реформировании своей внешнеторговой
политики руководство России должно учитывать
следующие обстоятельства:
- несмотря на видимую самообеспеченность, степень зависимости России от мирохозяйственных связей в целом высока;
- перед Россией стоят
общие фундаментальные за
- решение проблем реализации
эффективной внешнеторговой
- внешнеторговая политика
страны объективно является
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано в первую очередь с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.[9,с 97]
Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой "правила игры" определяют крупнейшие ТНК.
Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.[13,с 72]
Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.
Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.[2,с 301]
Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.
Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:
предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;
стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.
Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.[7,с 522]
"Добровольные" ограничения
экспорта означают, что страна-экспортер
обязуется ограничивать
Информация о работе Законодательная база внешнеторговой деятельности России