Жилищные особенности Ставропольского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

На жилищно_коммунальный комплекс приходится около 5 процентов ва_

лового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализа_

ции продукции эта отрасль экономики, по существу, входит в ведущую

тройку после газовой и нефтяной отраслей. Но жилищно_коммунальный

комплекс относительно равномерно рассредоточен по всей территории

страны, поэтому как нечто масштабное и единое часто не воспринимается.

ЖКК в настоящее время характеризуется крайней неразвитостью ры_

ночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой

ценообразования, большой и нерациональной энергоемкостью.

Файлы: 1 файл

На жилищно.docx

— 18.89 Кб (Скачать файл)

На жилищно_коммунальный комплекс приходится около 5 процентов ва_

лового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализа_

ции продукции эта отрасль экономики, по существу, входит в ведущую

тройку после газовой  и нефтяной отраслей. Но жилищно_коммунальный

комплекс относительно равномерно рассредоточен по всей территории

страны, поэтому как нечто  масштабное и единое часто не воспринимается.

ЖКК в настоящее время  характеризуется крайней неразвитостью  ры_

ночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой

ценообразования, большой  и нерациональной энергоемкостью. Преобла_

дание административной системы хозяйствования и неполное (в первую

очередь бюджетное) финансирование лишают предприятия ЖКХ стиму_

лов к сокращению непроизводительных затрат. Потери в результате нера_

ционального использования ресурсов (тепловой энергии и воды) достига_

ют 50 процентов.

Поскольку главная сфера  деятельности ЖКК — предоставление жилищ_

но_коммунальных услуг населению, проанализируем в первую очередь эко_

номическую ситуацию в этом сегменте рынка.

В таблице 7.1 представлена доля расходов только на жилищно_комму_

нальное хозяйство (то есть без жилищного строительства) в расходах бюд_

жетов разных уровней.

В консолидированном бюджете  Российской Федерации эта доля хотя и

постепенно снижается, но составляет порядка 7—10 процентов. Только к

середине 2002 года совокупные бюджетные расходы на национальную обо_

рону впервые за последнее десятилетие превысили расходы на жилищно_

коммунальное хозяйство  — соответственно 8 и 7,9 процента консолидиро_

ванного бюджета страны.

Стоимость предоставленных  населению жилищно_коммунальных услуг

по установленным тарифам  в 2002 году оценивается в 512 млрд рублей. Из

них платежами населения  было покрыто 240 млрд рублей, средствами бю_

джетов — 211,6 млрд. Дефицит средств, таким образом, можно оценить в

60,4 млрд рублей. Этот дефицит проявляется по двум направлениям:

нефинасирование уже предоставленных услуг, в первую очередь отопле_

ния; в этом случае результатом является нарастание задолженности

предприятий ЖКХ и энергетики;

неоказание услуг и  непроведение работ, предусмотренных норматива_

ми, заложенные в структуру  тарифов, в первую очередь речь идет о капи_

тальных ремонтах; результатом является нарастание уровня износа жи_

лищного фонда и коммунальной инфраструктуры, переложение затрат

на будущие поколения  потребителей.

В приведенный баланс затрат не включены эффекты от перекрестного

субсидирования при установлении тарифов на газ, электричество, услуги

водоснабжения и водоотведения. Тарифы на газ и электричество  для насе_

ления "субсидируются" за счет промышленных потребителей. Среди этих

потребителей есть и предприятия  ЖКХ, чьи товары и услуги население

оплачивает в форме  оплаты жилищно_коммунальных услуг. Таким образом,

с одной стороны, коммунальные услуги по газо_ и электроснабжению для

населения субсидируются  другими потребителями, с другой — перекрест_

ные тарифы на газ и электроэнергию приводят к удорожанию других жи_

лищно_коммунальных услуг.

Расходы бюджетов по 2002 году включают в себя три составляющие:

" дотации за разницу  в тарифах (173,6 млрд рублей),

" компенсация предоставленных  льгот (26 млрд рублей),

" компенсация предоставленных  жилищных субсидий (2 млрд рублей).

Особая форма бюджетных  расходов — подготовка к зиме. Ее не найдешь

практически ни в одном  бюджете. Но каждый год (а в последние два года —

все в большем масштабе) бюджет оплачивает всякими правдами и неправ_

дами хозяйственным субъектам, работающим в жилищно_коммунальном

хозяйстве, покупку топлива, ремонт сетей, замену котлов и т.д., и т.п. Боль_

шинство таких расходов (экспертно их можно оценить в 30 млрд рублей)

проводится не по статье "ЖКХ", а по другим — например, внутри расходов

на ЖКХ "подготовка к  зиме" "прячется" в строках "капитальные  расходы".

В отчетах об исполнении бюджета в 2001 году ее можно попытаться отсле_

дить в статьях "капитальные расходы", "закупка топлива" и др. В итоге эти

средства частично и бесконтрольно  компенсируют финансовый дефицит,

который, как отмечалось выше, в 2001 году составил более 60 млрд рублей.

Общие потребности в бюджетных  расходах на жилищно_коммунальный

сектор в 2001 году составили 260 млрд рублей, было израсходовано (с уче_

том подготовки к зиме) около 225 млрд (2,5 процента ВВП). Из приведен_

ных цифр видно, что государство несет непомерно большие социальные

обязательства в сфере  жилищно_коммунальных услуг, причем даже в благо_

получный финансовый год исполняет их явно неудовлетворительно (в

2001 году, например, только  на 86 процентов). Заложником этой ситуации

являются предприятия  жилищно_коммунального комплекса, ставшие, по

существу, банкротами из_за постоянных бюджетных неплатежей.

Население в 2002 году за жилищно_коммунальные услуги заплатило 240

млрд рублей, то есть платежи за год выросли более чем на 70 процентов.

Следует отметить, что в  целом улучшилась бюджетная дисциплина по рас_

ходам на жилищно_коммунальное хозяйство. Дотаций было профинанси_

ровано 173,6 млрд рублей из 180 реально необходимых, льгот — 26 млрд

рублей из 50 реально предоставленных, жилищных субсидий — 12 млрд

рублей из 15 предоставленных1. В таблице ниже сравниваются финансо_

вые результаты в ЖКХ в 2001 и 2002 годах.__


Информация о работе Жилищные особенности Ставропольского края