Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:24, реферат
На жилищно_коммунальный комплекс приходится около 5 процентов ва_
лового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализа_
ции продукции эта отрасль экономики, по существу, входит в ведущую
тройку после газовой и нефтяной отраслей. Но жилищно_коммунальный
комплекс относительно равномерно рассредоточен по всей территории
страны, поэтому как нечто масштабное и единое часто не воспринимается.
ЖКК в настоящее время характеризуется крайней неразвитостью ры_
ночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой
ценообразования, большой и нерациональной энергоемкостью.
На жилищно_коммунальный комплекс приходится около 5 процентов ва_
лового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализа_
ции продукции эта отрасль экономики, по существу, входит в ведущую
тройку после газовой и нефтяной отраслей. Но жилищно_коммунальный
комплекс относительно равномерно рассредоточен по всей территории
страны, поэтому как нечто масштабное и единое часто не воспринимается.
ЖКК в настоящее время
характеризуется крайней
ночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой
ценообразования, большой и нерациональной энергоемкостью. Преобла_
дание административной системы хозяйствования и неполное (в первую
очередь бюджетное) финансирование лишают предприятия ЖКХ стиму_
лов к сокращению непроизводительных затрат. Потери в результате нера_
ционального использования ресурсов (тепловой энергии и воды) достига_
ют 50 процентов.
Поскольку главная сфера деятельности ЖКК — предоставление жилищ_
но_коммунальных услуг населению, проанализируем в первую очередь эко_
номическую ситуацию в этом сегменте рынка.
В таблице 7.1 представлена доля расходов только на жилищно_комму_
нальное хозяйство (то есть без жилищного строительства) в расходах бюд_
жетов разных уровней.
В консолидированном бюджете Российской Федерации эта доля хотя и
постепенно снижается, но составляет порядка 7—10 процентов. Только к
середине 2002 года совокупные бюджетные расходы на национальную обо_
рону впервые за последнее десятилетие превысили расходы на жилищно_
коммунальное хозяйство — соответственно 8 и 7,9 процента консолидиро_
ванного бюджета страны.
Стоимость предоставленных населению жилищно_коммунальных услуг
по установленным тарифам в 2002 году оценивается в 512 млрд рублей. Из
них платежами населения было покрыто 240 млрд рублей, средствами бю_
джетов — 211,6 млрд. Дефицит средств, таким образом, можно оценить в
60,4 млрд рублей. Этот дефицит проявляется по двум направлениям:
нефинасирование уже предоставленных услуг, в первую очередь отопле_
ния; в этом случае результатом является нарастание задолженности
предприятий ЖКХ и энергетики;
неоказание услуг и непроведение работ, предусмотренных норматива_
ми, заложенные в структуру тарифов, в первую очередь речь идет о капи_
тальных ремонтах; результатом является нарастание уровня износа жи_
лищного фонда и коммунальной инфраструктуры, переложение затрат
на будущие поколения потребителей.
В приведенный баланс затрат не включены эффекты от перекрестного
субсидирования при
водоснабжения и водоотведения. Тарифы на газ и электричество для насе_
ления "субсидируются" за счет промышленных потребителей. Среди этих
потребителей есть и предприятия ЖКХ, чьи товары и услуги население
оплачивает в форме оплаты жилищно_коммунальных услуг. Таким образом,
с одной стороны, коммунальные услуги по газо_ и электроснабжению для
населения субсидируются другими потребителями, с другой — перекрест_
ные тарифы на газ и электроэнергию приводят к удорожанию других жи_
лищно_коммунальных услуг.
Расходы бюджетов по 2002 году включают в себя три составляющие:
" дотации за разницу в тарифах (173,6 млрд рублей),
" компенсация предоставленных льгот (26 млрд рублей),
" компенсация предоставленных жилищных субсидий (2 млрд рублей).
Особая форма бюджетных расходов — подготовка к зиме. Ее не найдешь
практически ни в одном бюджете. Но каждый год (а в последние два года —
все в большем масштабе) бюджет оплачивает всякими правдами и неправ_
дами хозяйственным субъектам, работающим в жилищно_коммунальном
хозяйстве, покупку топлива, ремонт сетей, замену котлов и т.д., и т.п. Боль_
шинство таких расходов (экспертно их можно оценить в 30 млрд рублей)
проводится не по статье "ЖКХ", а по другим — например, внутри расходов
на ЖКХ "подготовка к зиме" "прячется" в строках "капитальные расходы".
В отчетах об исполнении бюджета в 2001 году ее можно попытаться отсле_
дить в статьях "капитальные расходы", "закупка топлива" и др. В итоге эти
средства частично и бесконтрольно компенсируют финансовый дефицит,
который, как отмечалось выше, в 2001 году составил более 60 млрд рублей.
Общие потребности в бюджетных расходах на жилищно_коммунальный
сектор в 2001 году составили 260 млрд рублей, было израсходовано (с уче_
том подготовки к зиме) около 225 млрд (2,5 процента ВВП). Из приведен_
ных цифр видно, что государство несет непомерно большие социальные
обязательства в сфере жилищно_коммунальных услуг, причем даже в благо_
получный финансовый год исполняет их явно неудовлетворительно (в
2001 году, например, только на 86 процентов). Заложником этой ситуации
являются предприятия жилищно_коммунального комплекса, ставшие, по
существу, банкротами из_за постоянных бюджетных неплатежей.
Население в 2002 году за жилищно_коммунальные услуги заплатило 240
млрд рублей, то есть платежи за год выросли более чем на 70 процентов.
Следует отметить, что в целом улучшилась бюджетная дисциплина по рас_
ходам на жилищно_коммунальное хозяйство. Дотаций было профинанси_
ровано 173,6 млрд рублей из 180 реально необходимых, льгот — 26 млрд
рублей из 50 реально предоставленных, жилищных субсидий — 12 млрд
рублей из 15 предоставленных1. В таблице ниже сравниваются финансо_
вые результаты в ЖКХ в 2001 и 2002 годах.__
Информация о работе Жилищные особенности Ставропольского края