Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:04, контрольная работа
Закон о прокуратуре предусмотрел, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. В УПК РСФСР 1960 г. в разд. II «Возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие» была включена гл. 18 «Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия».
Введение
1. Понятие и значение прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве
2. Особенности надзора за исполнением законов в досудебном производстве
Заключение
Список литературы
При наличии оснований освобождения
подозреваемого прокурор должен вынести
постановление о его освобождении, а при
установлении при проверке применения
в отношении задержанного незаконных
мер, принять решение о возбуждении уголовного
дела.
Прокурор проверяет соблюдение порядка проведения всех следственных и иных процессуальных действий. Однако особого внимания заслуживают те действия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина (осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, наложение ареста на имущество, контроль и запись телефонных и иных переговоров и др.) При этом следует учитывать, что для отдельных следственных действий установлен особый порядок их проведения, который должен быть неукоснительно соблюден следователем, дознавателем. Например, контроль и запись телефонных переговоров допускаются при производстве по уголовным делам лишь о тяжких и особо тяжких преступлениях и только на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 186 УПК РФ (при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения). Особую актуальность приобрело обеспечение средствами прокурорского надзора прав участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника и др.). Прокурору необходимо наблюдать за тем, чтобы соблюдался правовой статус участников уголовного судопроизводства, установленный соответствующими нормами уголовно-процессуального законодательства. Прокурор должен принять меры к защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, реализуя предоставленные ему полномочия (отменить незаконное и необоснованное постановление о привлечении в качестве обвиняемого, прекратить уголовное преследование в отношении конкретного лица либо уголовное дело, дать указание следователю об объеме обвинения и квалификации преступления, лично предъявить обвинение). Закон обязывает следователя направлять прокурору копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
Важную роль выполняет прокурор при избрании в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей. Проверяя предоставленные материалы для решения вопроса о заключении лица под стражу, прокурору нужно обращать внимание на то, чтобы такая мера пресечения избиралась при совершении преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения, а в исключительных случаях - в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или суда. К несовершеннолетнему, подозреваемому или обвиняемому такая мера пресечения может быть применена в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а в исключительных случаях - в совершении преступления средней тяжести. В целях предотвращения нарушений закона прокурор вправе допросить лицо, в отношении которого избирается заключение под стражу.
Прокурор должен следить за тем, чтобы в отношении лиц, заключенных под стражу, соблюдались предусмотренные ст. 109 УПК РФ сроки содержания под стражей, а при их истечении и имеющихся основаниях для дальнейшего содержания под стражей, своевременно и в установленном порядке возбуждалось ходатайство о продлении, срока содержания под стражей.
При осуществлении надзора прокурору
необходимо принимать меры к тому, чтобы
взаимодействие между следователями и
оперативными аппаратами осуществлялось
во всех необходимых случаях; принимались
ими все предусмотренные законом меры
в целях установления лиц, совершивших
преступление, и их изобличения, а также
по установлению местонахождения скрывшихся
обвиняемых; разграничивалась компетенция
следователей и оперативных работников.
Немало важных вопросов решает прокурор
на завершающем этапе надзора за исполнением
законов в досудебном производстве (проверяет
исполнение требований закона об уведомлении
указанных в ст. 215 УПК РФ участников уголовного
судопроизводства об окончании предварительного
следствия, а при окончании дознания -
участников уголовного судопроизводства,
предусмотренных в ст. 225 УПК РФ; обеспечение
прав соответствующих участников уголовного
судопроизводства на ознакомление с материалами
уголовного дела; исполнение требований
закона при рассмотрении ходатайств).
Проверяя материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор проверяет: имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и запрещено ли это деяние Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания; все ли необходимые по делу обстоятельства установлены; нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично; соответствует ли предъявленное обвинение совершенным деяниям; соответствует ли квалификация предъявленного обвинения соответствующим нормам УК РФ; избрана ли мера пресечения, а если избрана, соблюден ли установленный УПК РФ порядок ее избрания; приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; установлены ли обстоятельства, способствующие совершению преступления и приняты ли меры по их устранению; выполнены ли требования уголовно-процессуального законодательства при составлении обвинительного заключения; а также исполнены ли иные требования уголовно-процессуального законодательства. По результатам изучения уголовного дела прокурор в течение пяти суток принимает одно из решений, предусмотренных ст. 221 УПК РФ. В случае утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд. Обвиняемому должна быть вручена копия обвинительного заключения с приложениями. По ходатайству защитника и потерпевшего им также должны быть вручены копии обвинительного заключения. О направлении уголовного дела в суд прокурор обязан уведомить потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей. При этом им должно быть разъяснено право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном гл. 15 УПК РФ. По уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, прокурор принимает в течение двух суток одно из решений, предусмотренных ст. 226 УПК РФ, а по уголовному делу, поступившему с постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, принимает одно из решений, предусмотренных ч. 5 ст. 439 УПК РФ.
При поступлении уголовного дела с постановлением следователя, дознавателя о даче согласия на прекращение уголовного дела либо уголовного преследования в случаях, когда такие решения могут быть приняты только с согласия прокурора. Он (прокурор) может согласиться с мнением следователя, дознавателя и дать согласие на прекращение уголовного дела либо уголовного преследования, или дать указание о проведении необходимых следственных действий, или дать указание окончить расследование с составлением обвинительного заключения, или же прекратить уголовное дело либо уголовное преследование по другому основанию.
Следует отметить, что во взаимоотношениях прокурора и следователя органа прокуратуры имеется некоторая специфика, заключающаяся в том, что прокурор осуществляет не только свои надзорные функции, но и проводит административное руководство подчиненных следователей (организует их дежурство, распределяет между следователями уголовные дела, проводит мероприятия по повышению квалификации и т.д.).
Заключение
Проведенное исследование показало, как много уже сделано органами прокуратуры в направлении укрепления законности и правопорядка в нашем государстве и как много еще предстоит сделать. Да, на сегодняшний день существует множество научных разработок и предложений, посвященных данной проблеме, изданы и действуют соответствующие правовые акты (Закон о прокуратуре, Приказ Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина») регламентирующие прокурорский надзор, но анализ практики показал, что всего этого недостаточно – жизнь не стоит на месте, общество и государство постоянно развиваются и совершенствуются, поэтому и правовая и научная базы должны развиваться вместе с ними.
Очевидно, что действующий Закон о прокуратуре уже давно морально устарел и, несмотря на то, что в него неоднократно вносились многочисленные изменения и дополнения, обеспечить должное правовое регулирование прокурорской деятельности в настоящее время он не в состоянии. Необходимо разработать и принять новый, соответствующий современному состоянию правовой системы России, нормативно-правовой акт, учитывающий накопленный опыт работы прокуратуры в различных направлениях.
Реализация этих и иных законодательных мер, несомненно, положительно сказалась бы на состоянии работы органов прокуратуры, что в свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране.
Список литературы