Действие международных договоров во времени и пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия международного договора во времени, в пространстве и по кругу субъектов. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы:
- анализ понятия и юридической значимости международных договоров;
- определение понятия международных договоров во времени, в пространстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА 5
1.1 Понятие и источники международного договора 5
1.2 Юридическая природа международного договора 9
ГЛАВА2.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРОВ 13
2.1.Правовое регулирование международного договора во времени 13
2.2Правовое регулирование международного договора в пространстве 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 24

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

К структуре договора относятся  его составные части, такие как  название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи  сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней  часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, которые могут  быть сгруппированы в разделы (Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия  вступления в силу и прекращения  договоров, язык, на котором составлен  текст договора, и т. д.

Международные договоры часто  имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т. д.) либо быть без названия. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников. Поэтому понятие «договор» рассматривается в качестве родового понятия.5

Язык договора. Язык, на котором  составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя в то же время они  могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и  на третьем (нейтральном) языке. Этот текст  лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися  сторонами. Установилась практика составления  договоров, заключаемых под эгидой ООН, специализированных учреждений ООН  или других международных организаций, на официальных языках этих организаций.6

Тексты договора на разных языках являются аутентичными и имеют  одинаковую юридическую силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРОВ

2.1.Правовое регулирование  международного договора во времени. 
           Согласно Венским конвенциям обязателен каждый вступивший в силу договор. "Вступивший в силу договор" означает, что он начинает проявлять свое юридическое действие, становится обязательным для сторон в соответствии с его положениями. При этом следует учитывать некоторые особенности права международных договоров. Протокольные статьи договора о порядке выражения согласия с ним обязательны сразу после принятия текста. Кроме того, государства и организации, подписавшие договор, должны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Аналогичную обязанность несут и те, кто выразил согласие на обязательность договора до вступления его в силу (ст.18).

Следует отметить положение, высказанное Международным судом  относительно конвенций, призванных создать  нормы общего права. В решении  по делу о континентальном шельфе Северного моря 1969 г. Суд, отметив, что  более половины государств "стали  или вскоре станут сторонами Женевских  конвенций", то поэтому "следует  полагать, поскольку это их касается, действуют реально или потенциально в соответствии с Конвенцией". Как видим, согласие участников рассматривалось  как "opinio juris" в отношении новых обычных норм.                                                   . 
           Более полно это положение было сформулировано Судом в деле о разграничении морской границы в области залива Мэйн 1984 г. Отметив, что Конвенция по морскому праву еще не вступила в силу, Суд (его Камера) определил: "Это, однако, ни в коей мере не умаляет значение консенсуса, достигнутого по значительной части документа... По мнению Камеры, эти постановления, даже если в некоторых отношениях они несут на себе следы компромисса, в условиях которого они были приняты, тем не менее могут рассматриваться как соответствующие в настоящее время общему международному праву в данном вопросе".                                       . 
           В этой связи следует сказать о резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно некоторых универсальных конвенций. Так, 13 декабря 1976 г. была принята Резолюция (31/81), призвавшая государства ускорить присоединение к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ее ратификацию, а до этого "руководствоваться в своей внутренней и внешней политике основными положениями Конвенции". 
            Эти положения, разумеется, применимы лишь к договорам, призванным создать общие нормы международного права. Все остальные договоры действуют после вступления в силу, если стороны не договорились об ином.

Международный договор начинает действовать во времени с момента  вступления его в силу, который  определяется в самом договоре. Таким  моментом может быть:

а) подписание договора;

б) момент сдачи уведомления  депозитарию о выполнении внутригосударственных  процедур, если законодательство стороны  договора это требует (ст. 22 Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г.);

в) момент обмена ратификационными грамотами (ст. 18 Договора о дружбе и  сотрудничестве между Республикой  Беларусь и Республикой Таджикистан 2001 г.);

г) момент сдачи депозитарию  определенного количества ратификационных  грамот или документов о присоединении, устанавливаемый многосторонними  международными договорами (Конвенция 1969 г. требовала 35 ратификаций, Конвенция  о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. - 30 ратификаций, Римский статут Международного уголовного суда - 60 ратификаций);

д) конвенция может детализировать дату ее вступления в силу (Европейская  конвенция радиовещания 1948 г. устанавливает, что она вступает в силу 15 марта 1950 г. в 02.00 час.).

Следует отличать вступление договора в силу от временного применения договора или части договора. Согласно ст. 25

Конвенции 1969 г. временное  применение договора возможно, если это  предусмотрено самим договором, либо участвующие в переговорах  государства каким-либо иным образом  договорились об этом. Временное применение договора продолжается до тех пор, пока одно из государств - сторон договора либо государство, участвующее в переговорах, не заявит о своем намерении не участвовать в договоре. В ст. 32 Закона «О международных договорах  Республики Беларусь» содержатся аналогичные положения и детально регулируется процедура внесения предложения о временном применении договора.

По сроку действия все  договоры можно разделить на срочные, с неопределенным сроком действия и  бессрочные.

Срочные договоры делятся  на:

1) соглашения с конкретным  сроком действия (например, Соглашение  между Республикой Беларусь и  Соединенными Штатами Америки  об обмене собственностью для  использования дипломатическими  представительствами 1992 г. устанавливает,  что взаимный обмен собственностью  будет осуществлен в течение  4 месяцев с даты подписания данного Соглашения);

2) соглашения с условно  определенным сроком, иначе называемым  с определенно срочной автоматической  пролонгацией (продлением) договора (например, в ст. 18 Соглашения между Правительством  Республики Беларусь и Кабинетом  Министров Украины о совместном  использовании и охране трансграничных  вод 2002 г. установлено: Соглашение «заключается на срок 10 лет и будет автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если за год до окончания соответствующего периода ни одна из сторон не уведомит другую сторону о своем желании прекратить его действие» (ст. 18)).

К договорам с неопределенным сроком относятся те, срок действия которых поставлен в зависимости  от каких-либо событий (например, денонсации (выхода из договора). Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Республикой Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях 1996 г. (ст. 16) предусматривается, что Соглашение вступает в силу со дня его подписания и остается в силе до истечения шести месяцев со дня, когда одна из сторон уведомит в письменной форме другую сторону о желании прекратить действие договора.

Бессрочными договорами являются те, где не указан срок действия. К  таким договорам относятся все  универсальные кодифицирующие конвенции (Конвенция по морскому праву 1982 г., конвенции 1969 и 1986 гг., Конвенция ООН  против транснациональной организованной преступности 2000 г.).

Срок действия срочного договора может быть продлен (пролонгирован) либо путем автоматической пролонгации, о которой говорилось выше, либо путем заключения соглашения о пролонгации.

Нередко установление длительного  срока действия договора может иметь  серьезное политическое значение. В 1978 году было подписано Соглашение о развитии и углублении долгосрочного  сотрудничества СССР и ФРГ в области  экономики и промышленности сроком на 25 лет. Выступая по этому поводу в  Бундестаге, федеральный канцлер  Г. Шмидт отметил, что тот факт, что обе стороны, заключающие  соглашение, "делают ставку на наше мирное сотрудничество, рассчитанное на длительный срок, служит и должен служить выражением доверия, в том  числе веры в преемственность  политики каждого из партнеров, заключивших  Соглашение". 
С другой стороны, порою установление весьма длительного срока отражает неравноправное положение контрагентов. Заключенное в 1947 году Соглашение о военных базах между США и Филиппинской Республикой предусматривало, что оно "остается в силе на период в 99 лет, с последующим продлением срока по согласию обоих правительств". 
В большинстве многосторонних договоров срок вступления в силу зависит от количества субъектов, выразивших согласие на его обязательную силу. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что она "вступает в силу на тридцатый день с даты сдачи на хранение тридцать пятой ратификационной грамоты или тридцать пятого документа о присоединении" (п.1 ст.84).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Правовое регулирование  международного договора в пространстве

 

В договорах обычно не определяется их территориальная сфера действия. При всех условиях они должны иметь  ту же сферу действия, что и суверенитет  участников. Совместными усилиями государства  могут придавать глобальную сферу  действия договору, а непосредственно  заинтересованные государства - определять режим того или иного международного пространства, например Антарктики.                                      . 
            В тех случаях, когда сфера действия договора имеет свою специфику, она специально оговаривается. В Соглашении о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений между Россией и Бразилией 2001 г. имеется статья "Территориальное действие Соглашения" (ст.15). В ней говорится: "Настоящее Соглашение действует на таможенных территориях Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилия в соответствии с их законодательством". Как видим, таможенная территория определяется внутренним правом сторон. 
           В случае необходимости сфера действия договора указывается особо. В качестве примера можно привести Договор 1920 г. о Шпицбергене или Договор об Антарктике 1959 г. Многие договоры, имеющие территориальное действие, не указывают его пределы. Таковыми являются договоры о выдаче.                                                    
           Сфера действия договора определяется участниками. Тем не менее в качестве общего правила договор касается всей территории государства. Как в литературе, так и в международной практике признается, что договор подлежит применению в отношении всей территории государства, если иное в нем не оговорено.                                   1 
           В прошлом было распространено понятие "договорной территории", которая могла распространяться и на территории, не принадлежавшие сторонам. Таким путем оформлялись сферы влияния и интересов, что противоречит современному международному праву. Из современных случаев можно привести принятое странами НАТО в связи с его пятидесятилетием положение о распространении ст.5 Договора далеко за пределы территории участников.                                 . 
           В соответствии с правом государства части его территории могут иметь различный режим. В прошлом в договорах широко применялись положения, относящиеся к особому режиму колоний. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. сказано: "Любая из Договаривающихся Сторон может в любое время путем извещения на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций распространить применение настоящей Конвенции на все или некоторые территории, за ведение внешних отношений которых она ответственна" (ст. XII).                                                              1 
           В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. С тех пор свыше 60 бывших колониальных территорий получили независимость и стали членами ООН. Тем не менее и ныне существуют некоторые остатки колониальной системы.                           . 
           Упомянутое положение встречается и в современных договорах. Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г., принятый в 1979 году, содержит следующее положение: "Каждое государство при подписании Протокола, его ратификации или присоединении к нему или в любое время после этого может путем письменного уведомления Правительства Бельгии объявить, к каким из территорий, за международные отношения которых оно ответственно, применяется настоящий Протокол" (п. 1 ст. Х). Наличие таких постановлений объясняется сегодня также тем, что государства обладают частью территорий с особым режимом.

В Конвенции 1969 г. установлено, что «договор обязателен для каждого  государства в отношении всей территории». Однако понятие территории может выходить за пределы государственных  границ, если соответствующая территория является непосредственным объектом регулирования договора. Так, в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о совместном использовании и охране трансграничных вод 2002 г. (ст. 1) под трансграничными водами понимаются любые поверхностные или подземные воды или водные объекты, которые обозначают или пересекают государственную границу между государствами либо расположены на такой границе.

Договор может распространяться на определенный географический район  с указанием конкретных границ, если он касается определенного вида территории. Например, в Договоре о Шпицбергене 1920 г. указывается, что архипелаг  Шпицберген охватывает Медвежий Остров или Берен-Эйланд, все острова, расположенные между 10° и 35° Восточной долготы от Гринвича и между 74° и 81° Северной широты (ст. 1).

Общим принципом действия договора в пространстве является то, что он не создает ни прав, ни обязанностей для третьих государств. Причем под  третьими государствами понимаются как государства, не являющиеся участниками  международного договора, так и государства-, принимавшие участие в разработке договора, подписавшие его, но не ратифицировавшие его. Статья 34 Конвенции 1969 г. конкретизирует указанный принцип следующим образом: договор не создает ни прав, ни обязательств для третьих государств без его согласия.

Из такой трактовки  вытекает возможность в исключительных случаях: при наличии согласия третьих  государств распространять на них действие международного договора. Конвенция 1969 г. (ст. 35) устанавливает различные  правовые режимы относительно распространения  на третьи государства обязательств, установленных договором, и предоставления им прав. Так, Конвенция предусматривает, что обязательства для третьего государства, вытекающие из международных  договоров, возникают, если, во-первых, у участников международного договора есть такое намерение и, во-вторых, если третьи государства в письменной форме выражают согласие принять такие обязательства. Кроме того, Конвенция (ст. 38) закрепляет возможность соблюдать обязательства, вытекающие из договора в своей практике, то есть применять их как обычные нормы международного права.

Относительно прав Конвенция 1969 г. (ст. 36) устанавливает, что:

1) они должны вытекать  для третьего государства из  договора;

2) участники договора  имеют намерение предоставить  права либо третьему государству,  либо группе государств, к которой  оно принадлежит, либо всем  государствам;

Информация о работе Действие международных договоров во времени и пространстве