Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 13:42, контрольная работа
Суть определений дипломатических привилегий и иммунитетов, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе по дипломатии и международному праву, сводится к тому, что под ними понимается совокупность особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимся по международному праву защитой на территории государства пребывания. Это основной элемент, центральный институт всего дипломатического права. В современной дипломатической и договорной практике государств чаще всего речь идет именно о совокупности, определенном комплексе указанных прав и преимуществ, где привилегии и иммунитеты дополняют друг друга, неразрывно связаны между собой.
Налоговые привилегии дипломатических агентов являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующими нормами международного законодательства.
Конвенция освобождает
дипломатических
Однако фискальные изъятия, о которых говорится в п.1 ст.23 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.
Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (cт.28).
Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Порядок провоза этих предметов обычно устанавливается государством пребывания. [11, с.117].
Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества (ст.44).
3.Личные привилегии и иммунитеты.
Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст.30).
Понятие "частная резиденция дипломатического агента" охватывает даже временную резиденцию дипломатического агента (например, номер в гостинице). Его бумаги, корреспонденция, имущество равным образом пользуется неприкосновенностью за исключением, исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций . [4, c.83].
Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-36 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих месте с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства [8, с.300-301].
4. Проблемы действия и лишения иммунитетов
4.1. Проблема действия дипломатического иммунитета на территории третьих стран
Венской конвенцией предусматривается, что если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, то ему предоставляются неприкосновенность и другие иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения его проезда и возвращения. Это относится и к членам его семьи, независимо от того, следуют они с ним или отдельно.
Третьи государства не должны также препятствовать
проезду через их территорию административно-технического
и вспомогательного персонала.
Кроме того, третьи государства
должны предоставлять ту же свободу и
защиту, которая предоставляется государством
пребывания, в отношении официальной корреспонденции
и другим официальным сообщениям, следующих
транзитом, включая закодированные или
шифрованные депеши.
Третье государство должно также предоставлять
неприкосновенность и защиту дипломатическим
курьерам и следующей транзитом дипломатической
почте.
Сложнее обстоит дело со статусом неаккредитованных (речь не идет о членах дипломатических делегаций) дипломатов. В доктрине международного права этот вопрос относится к числу малоисследованных. В Конвенции статусу дипломатов на территории третьего государства посвящена лишь одна статья; законодательство и практика государств в этом вопросе не отличаются единообразием.
Можно вычленить три возможных варианта пребывания иностранных дипломатов на территории третьего государства:
- пересечение территории третьего государства транзитом при следовании в другую страну;
- въезд в третье государство по служебным
делам или в личных целях;
- пребывание на территории
третьего государства в силу форс-мажорных
обстоятельств (вынужденная посадка самолета,
война, стихийное бедствие.
Наиболее часто иностранные дипломаты
оказываются на территории третьего государства
при ее пересечении транзитом в ходе следования
в другую страну. Вопрос об объеме иммунитетов
дипломата, следующего транзитом, вызывал
до принятия Конвенции много разногласий
как в доктрине, так и на практике. В основном
мнение юристов сводилось к тому, что в
силу международной вежливости дипломаты
в ходе служебных поездок должны пользоваться
личной неприкосновенностью и, возможно,
иммунитетом от юрисдикции государства
пребывания. [13, с.76].
Данный вопрос был решен Конвенцией следующим
образом:
"Если дипломатический агент проезжает
через территорию третьего государства,
которое выдало ему визу, если таковая
необходима, или находится на этой территории,
следуя для занятия своего поста или возвращаясь
на этот пост или же в свою страну, это
третье государство предоставляет ему
неприкосновенность и такие другие иммунитета,
какие могут потребоваться для обеспечения
его проезда или возвращения" (п. 1 ст.
40).
Статус дипломатов при въезде
в третье государство по служебным делам
или в личных целях Конвенцией не регулируется.
Если дипломат прибыл для ведения переговоров с правительством третьего государства или для участия в работе международной организации, он будет пользоваться иммунитетами как член специальной миссии или как представитель государства в международной организации, но не в силу положений ст. 40 Конвенции. Иностранным дипломатам, прибывающим в третье государство по каким-либо иным служебным делам, обычно выдается дипломатическая виза и за ними признаются иммунитеты, объем которых устанавливается местным законодательством.
При въезде дипломата в личных целях (в качестве туриста, на отдых, для посещения знакомых и т.п.) ему государством пребывания, как правило, выдается недипломатическая виза и какие-либо иммунитеты и привилегии не предоставляются. Непризнание иммунитетов за дипломатами, въезжающими в третьи страны в личных целях, подтверждается многочисленными прецедентами. При подготовке КМП проекта Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года, некоторые члены Комиссии выступали за распространение неприкосновенности и специальной защиты на находящихся в третьих странах дипломатов, независимо от того, находятся ли они там с официальным визитом или на отдыхе. Комиссия, однако, сочла неоправданным предоставление иммунитетов дипломатам, которые находятся в третьих странах с неофициальными целями.
4.2. Освобождение от дипломатического иммунитета.
ДИСМИСЛ (англ. dismissal - увольнение, отставка; отстранение от себя) - объявление члена дипломатического персонала зарубежного органа внешних сношений частным лицом, сопровождаемое лишением его дипломатических привилегий и иммунитетов. Процедура дисмисла может быть применена, например, когда соответствующее лицо по окончании своей дипломатической миссии или в случае объявления его неприемлемым (персона нон грата) для государства пребывания не покидает эту страну без уважительных причин в обусловленный срок (п. 2 ст. 39 Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г.). На положение частных лиц добровольно переходят дипломаты, обращающиеся к властям страны пребывания с просьбой о предоставлении им политического убежища.
Так же в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., предусмотрен отказ от иммунитета, который должен быть ярко выражен, изъятие из законодательства в области социального обеспечения, освобождение от сборов и налогов, освобождение от личных повинностей, освобождение от таможенных пошлин и досмотра, привилегии и иммунитеты других лиц.
Правовой режим граждан государства пребывания и лица, постоянно проживающего в нем, определен только в рамках выполнения им служебных функций, а что касается другого персонала (недипломатического), то иммунитет предоставляется в той мере, в какой это допускает государство пребывания.
Срок действия привилегий и иммунитетов такой же, какой предусмотрен и в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Функции лица прекращаются по уведомлении о прекращении и по окончании сессии органа или конференции. Государство пребывания охраняет помещение, имущество и архивы после окончания сессии, но, с другой стороны, аккредитующее государство принимает все надлежащие меры, с тем чтобы освободить государство пребывания от этой обязанности.
Конвенция требует сотрудничества между посылающим государством и государством пребывания, когда это необходимо и в такой степени, в какой это совместимо с независимым выполнением функций представительством, делегации или делегации наблюдателя. В соответствии с конвенцией требуется уважение законов и постановлений государства пребывания. При этом в случае серьезного и очевидного вмешательства лица во внутренние дела государства пребывания, посылающее государство обязано, если оно не отказывается от иммунитета, отозвать его, прекратить функции или принять меры к его отказу в зависимости от обстоятельств.
Предоставляя иммунитет от юрисдикции, прежде всего от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, в отношении всех действий, совершенных при выполнении своих официальных функций, конвенция не обязывает дипломатических сотрудников давать показания в качестве свидетелей. Вместе с тем по конвенции эти лица не освобождаются от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении исков о взыскании убытков, причиненных несчастным случаем, вызванным транспортным средством, включая судно и летательный аппарат, которым пользуется данное лицо или которые принадлежат им, если эти убытки не могут быть возмещены страховщиком.
Следует отметить противоречие, когда по конвенции запрещается профессиональная и коммерческая деятельность в целях личной выгоды, а в статье об иммунитетах допускаются иски, относящиеся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав вопрос, касающийся дипломатических привилегий и иммунитетов, необходимо сделать основные выводы по данной теме.
Множество встречающихся в литературе определений понятий дипломатических привилегий и иммунитетов можно свести к следующему: под ними понимается совокупность особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимися по международному праву защитой на территории государства пребывания. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов (личные иммунитеты и привилегии персонала представительства).
Комплекс норм, предусматривающих привилегии и иммунитеты лиц, пользующихся международно-правовой защитой, в том числе дипломатических агентов, является, по мнению многих исследователей, центральным в дипломатическом праве. Это утверждение во многом обосновано - именно в этой сфере на практике возникает наибольшее количество разногласий и конфликтов, для разрешения которых необходимы чёткие и обоснованные международно-правовые нормы.
Один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права - Венская конвенция о дипломатических сношениях, принятая на международной конференции в Вене в 1961 г., предусматривает следующие привилегии и иммунитеты, которые предоставляются дипломатическому представительству в целом:
1. неприкосновенность помещений (здания и земельного участка, обслуживающего здания);