Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 03:44, курсовая работа
Дипломатическое право как отрасль Международного права, источники Дипломатического права, органы внешних сношений, дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты. Соотношение дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов...
Введение 3
§ 1. Дипломатическое право как отрасль
Международного права
5
§ 2. Источники Дипломатического права 9
§ 3. Органы внешних сношений 13
§ 4. Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты. Соотношение дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов 25
Заключение 38
Список использованных нормативно-правовых актов
и литературы
40
К источникам права внешних сношений относятся также двусторонние соглашения между государствами и другими субъектами международного права.
Хотя
в настоящее время
Весьма
важное значение имеют положения
национального
§ 3. Органы внешних сношений
Органы внешних сношений занимают особое место среди различных органов государства. Они действуют не только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная их задача - установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешнеполитического курса страны,11 а так же осуществление представительских функций в официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права.
Все авторы едины в том, что органы внешних сношений делятся на две группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные, в основу данной классификации положено место нахождения и деятельности органа. Кроме того Моисеев Е.Г. внутригосударственные органы внешних сношений делит на конституционные и специализированные. Образование первых предусматривается конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых зависит от законодательства, практики и наличия соответствующих международных договоров, на основании которых государство осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.
Конституционными органами внешних сношений являются парламент, глава государства, правительство и его глава.
Парламент как общенациональный представительный орган власти решает обычно вопросы войны и мира, территориальных изменений, ратификации международных договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран правительство подотчетно парламенту в области внешней политики. Так Государственная Дума принимает законы, в том числе о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др. Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ.12
Глава государства осуществляет высшее представительство страны в ее международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран. Глава государства, равно как глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений (по должности). Три указанных лица пользуются защитой международного права, иммунитетами и привилегиями.
К специализированным органам внешних сношений относятся такие органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях, например, в России такими органами являются, прежде всего, Министерство иностранных дел и Министерство торговли.
Указом Президента России от 14 марта 1995 г. утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Основными задачами МИД определены: реализация внешнеполитического курса России; координация международных связей субъектов Российской Федерации, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями; координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.13
Зарубежные (внешние) органы внешних сношений Моисеев Е.Г., Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. делят на две группы - постоянные и временные. К постоянным относятся дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях. К временным зарубежным органам внешних сношений следует отнести специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и так далее, делегации и группы наблюдателей на международных конференциях, делегации для участия в работе сессий международных организаций и другие.
Основным внешним постоянным органом государства на территории другого государства, осуществляющим поддержку официальных отношений между ними является - Дипломатическое представительство.
Существуют два вида представительств - посольства и миссии. Посольства - это представительства первого, высшего класса. Миссии - представительства второго класса.
Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях «установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию».14
Правовой статус Посольства Российской Федерации определен Положением о нем, которое утверждено Указом Президента России от 28 октября 1996 г. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.
В
Российской Федерации Посольство учреждается
по решению Правительства РФ в
связи с установлением на основании
указа Президента РФ дипломатических
отношений с соответствующим иностранным
государством. Посольство входит в систему
МИД РФ и обеспечивает проведение единой
политической линии РФ в отношениях с
государством пребывания и в этих целях
осуществляет в установленном порядке
координацию деятельности и контроль
за работой находящихся в государстве
пребывания представительств федеральных
органов исполнительной власти, российских
государственных учреждений, организаций
и предприятий, их делегаций и групп специалистов,
а также представительств субъектов РФ,
открываемых в установленном порядке
на территории отдельных субъектов, административно-
Члены персонала дипломатического представительства, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях делятся на «дипломатический персонала (члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг); административно-технический персонал (члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства); обслуживающий персонал (члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства)».16
Статус дипломата определяется классом и рангом, почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла.
Статья 3 Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. определяет функции дипломатического представительства это: 1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.17 При этом данный перечень нельзя считать исчерпывающим.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: чрезвычайные и полномочные послы и папские нунции; чрезвычайные и полномочные посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета.
Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.
В дипломатическом праве есть понятие дипломатический корпус. Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина).
Порядок
назначения глав дипломатических
В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.19 Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства.
В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве.
Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: 1) отозвания представителя аккредитующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между этими двумя государствами; 5) прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права. Функции члена дипломатического персонала могут прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona non grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.