Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 16:55, контрольная работа
Международное воздушное право (МВП) – это часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного воздушного права в связи с использованием воздушного пространства для целей полетов, перевозок и иной деятельности посредством воздушных судов.
Понятие и источники международного воздушного права 3
Принципы международного воздушного права 5
Договор по открытому небу 7
Заключение 11
Список используемой литературы 12
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА
Заочное отделение
Факультет юриспруденции и политологии
Контрольная работа
По дисциплине: «Международное право»
На тему: «Договор по открытому небу»
Рязань
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Заключение
Список используемой литературы
Международное воздушное право (МВП) – это часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного воздушного права в связи с использованием воздушного пространства для целей полетов, перевозок и иной деятельности посредством воздушных судов.
Международное воздушное право – это новая и активно развивающаяся отрасль международного права. Значение воздушного права определяется растущей ролью авиации, как в экономическом, так и в военном аспектах.
Римское право рассматривало воздух как естественную среду обитания, необходимую для жизни и доступную всем. Но как только появилась возможность использовать воздушное пространство в коммерческих и военных целях, все государства единодушно заявили право на суверенитет над воздушным пространством, стали включать его в состав своей территории. Это положение было закреплено первой же многосторонней Парижской конвенцией о регулировании международных воздушных сообщений 1919 года. Суверенитет над воздушным пространством был с самого начала положен в основу международного воздушного права, стал его основным принципом. Статья 1 Чикагской конвенции о гражданской авиации 1944 года (основного акта международного воздушного права) подтверждает полный и исключительный суверенитет каждого государства в отношении воздушного пространства над его территорией.
К источникам международного воздушного права следует отнести стандарты и рекомендуемую практику, принимаемые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в целях обеспечения единообразия правил, касающихся международной аэронавигации и международного воздушного транспорта.
Хотя международные стандарты ИКАО не являются строго обязательными и государства вправе по своему усмотрению выборочно применять или не применять их в своей национальной практике, заложенные в них параметры безопасности, основанные на мировом опыте гражданской авиации, побуждают государства широко ими пользоваться. Длительная практика применения стандартов ИКАО свидетельствует о сложившемся обычае, в соответствии с которым государства придают стандартам ИКАО обязательный характер[11].
В силу суверенитета государства устанавливают порядок пользования их воздушным пространством, издают соответствующие нормативные акты. Чикагская конвенция указывает, что соответствующие правила применяются к воздушным судам «без различия их национальности» (ст. 11). Второй основной принцип воздушного права – принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве. Осуществление этой свободы регулируются приложением 2 к Чикагской конвенции и принимаемыми Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) стандартами, которые являются юридически обязательными (ст. 12). Это положение не относится к воздушным судам, используемым для осуществления своих властных функций (пограничный и таможенный контроль, оборона, полицейские функции).
Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством получил закрепление как в международных договорах (прежде всего ст. 1 Чикагской конвенции 1944 года), так и в законодательстве различных стран, в частности в Воздушном кодексе Российской Федерации от 19.03.1997 года № 60-ФЗ.
В соответствии с данным принципом государства самостоятельно устанавливаю правовой режим использования своего воздушного пространства[1].
В рамках ИКАО активно разрабатывается глобальная система управления воздушным движением, которая обеспечивала бы полеты как гражданских, так и государственных воздушных судов.
Сложилась устойчивая практика уведомления об испытаниях ракет-носителей в Мировом океане в пределах объявленных зон морского и воздушного пространств, а также уведомлений о запуске ракет с бортов научно-исследовательских судов. Рядом стран заключены соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ними, причем это относится как к гражданским, так и к государственным летательным аппаратам. Но это далеко не всегда относится к МВП.
Воздушное пространство подразделяется на государственное (или суверенное) воздушное пространство и международное (или открытое) воздушное пространство. Высотный предел воздушного пространства не определен ни в МВП, ни во внутригосударственном праве[10].
Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами – участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
На сегодняшний день в нём участвуют 34 государства ОБСЕ: США, Канада, Исландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Белоруссия, Россия, Украина, Грузия, Швеция, Финляндия, Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Эстония, Литва. Российская Федерация ратифицировала договор по открытому небу 26 мая 2001 года. Договор по открытому небу открыт для присоединения других государств, в т.ч. не входящих в ОБСЕ.
Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными между государствами-участниками квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля за соблюдением договора, содержит требования к самолёту, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения.
Данным договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.
Договор разрешает создавать группы государств. Россия и Белоруссия составляют одну группу государств – участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
Каждое государство – участник договора по открытому небу имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей самолётов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника. Самолет наблюдения проходит освидетельствование представителями государств – участников договора с целью подтверждения, что самолёт и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям договора по открытому небу.
Каждое государство – участник данного договора имеет право приобретать результаты фотосъёмки, произведённой в ходе любых наблюдательных полётов в рамках договора.
Ключевым моментом последних лет для всех участников договора по открытому небу стала необходимость перехода на цифровую аппаратуру наблюдения. Работа по определению параметров такой аппаратуры велась в течение четырёх лет. В результате в 2010 году ККОН одобрила некоторые из этих решений, что открыло путь процессу закупки такой аппаратуры государствами-участниками.
В 2010 году в Вене прошла 2-я Конференция по рассмотрению выполнения договора (проводится раз в пять лет), на которой государства – участники подтвердили мнение о том, что договор по открытому небу является одним из наиболее успешных международных инструментов в сфере контроля над вооружениями, укрепления доверия и обеспечения транспарентности, отметили важную роль России в его осуществлении.
Несмотря на то, что в целом данный договор зарекомендовал себя довольно эффективным инструментом укрепления доверия и обеспечения контроля за выполнением соглашений в области разоружения, эффективность реализации его потенциала в последнее время снижается. Прежде всего, здесь речь идёт о решении стран НАТО не выполнять наблюдательные полёты над территориями друг друга. В результате Российская Федерация практически не имеет возможности приобретать соответствующие фотоснимки. Такая ситуация создаёт определённый информационный дисбаланс, что препятствует осуществлению целей договора и противоречит его духу.
С начала 2011 года работа ККОН оказалась затруднена, поскольку Турция увязала рассмотрение вопросов повестки дня пленарных заседаний Комиссии с удалением из неё проекта решения о присоединении Кипра к договору по открытому небу. В результате принятие уже подготовленных проектов решений ККОН было отложено на неопределённый период. Несмотря на предпринятые текущими председательствами ККОН усилия по поиску возможных компромиссных развязок, разблокировать ситуацию пока не удалось.
Угрозой эффективного функционирования договора по открытому небу стало одностороннее решение Грузии от 5 апреля 2012 года «прекратить выполнение обязательств в отношении Российской Федерации по договору по открытому небу», мотивированное установленными Россией ограничениями на осуществление Грузией полетов вдоль границ с Южной Осетией и Абхазией. На практике это подразумевает запрет для России по осуществлению предусмотренных договором наблюдательных полетов над территорией Грузии. Этот шаг является правовым нигилизмом, поскольку договор не предусматривает возможности для одной из сторон произвольно ограничивать права какой-либо другой стороны, а грузинская мотивировка не выдерживает никакой критики, так как Абхазия и Южная Осетия не являются государствами-участниками договора по открытому небу. Решение Тбилиси демонстрирует пренебрежение, с которым он относится к своим международным обязательствам; создает опасный прецедент, который может привести к развалу договора. Российская Федерация обратила внимание государств-участников договора по открытому небу на данную проблему, продолжив выполнение своих обязательств перед другими странами в полном объеме[8].
В конце апреле 2012 года в Минске состоялось 6-е заседание межправительственной российско-белорусской комиссии по открытому небу, специально созданной для рассмотрения функционирования группы Российская Федерация – Республика Беларусь в рамках договора по открытому небу и определения направлений взаимодействия двух государств-участников, её образующих. На заседании стороны рассмотрели выполнение договора за прошедший год, отметили эффективность двустороннего сотрудничества.
Россия в 2012 году имеет право на проведение 42-х наблюдательных полётов (такое же количество может быть выполнено над нашей территорией). На 2012 год запланированы, в частности, восемь полётов Российской Федерации над территорией США, три – над Великобританией, по два – над Германией, Италией, Данией, Польшей, Турцией и Францией, по одному – над странами Бенилюкса, Болгарией, Венгрией, Грецией, Испанией, Канадой, Латвией, Литвой, Норвегией, Португалией, Румынией, Словакией, Словенией, Финляндией, Хорватией, Чехией, Швецией, Эстонией, а также один совместный полёт с Великобританией над Грузией.
Заключение
Договор по открытому небу имеет небольшую историю. Он был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки странами, входящими в состав Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данный договор открыт для вступления в него других государств.
Данный договор имеет свои цели и задачи. Цель договора является развитие и упрочнение мира, стабильности и развития безопасности путем создания режима открытого неба, применительно к наблюдению с воздуха.
К задачам стран участников данного договора относится то, что они должны совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в рамках обязательств, принятых сторонами на себя в ОБСЕ.
Договор позволяет выполнять наблюдения любой точки на территории наблюдаемого государства. Ограничения накладываются только на разрешающую способность аппаратуры наблюдения, установленной на самолете наблюдения.
В договоре по открытому небу предусматривается возможность расширения в будущем его действия на другие области, такие как контроль состояния окружающей среды, урегулирование кризисных ситуаций, предотвращение конфликтов и др.
С моей точки зрения данный договор требует еще серьезной доработки. Так в одностороннем порядке Грузия 5 апреля 2012 года решила прекратить выполнение обязательств в отношении с Российской Федерацией в отношении договора по открытому небу. Для России это означает запрет наблюдательных полетов над территорией Грузии. Хотя договор не предусматривает возможности для одной из сторон произвольно ограничивать права какой-либо другой стороны. Чтобы в дальнейшем подобные ситуации не возникали, необходимо применить определенные меры, прописанные в данном договоре.