Движение за независимость Курдистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Если евреям повезло, что их интересы на какой-то момент совпали с интересами Советского Союза и Соединенных Штатов и было создано государство Израиль, то курдам повезло меньше. Хотя проблема была та же, и решить ее было проще, чем в случае с Израилем, поскольку курдское население в своем большинстве продолжало жить на территории исторического Курдистана. Но территория эта оказалась в центре борьбы за выживание и самоопределение народов, а если без высоких слов, то, по сути, это борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые природные ресурсы, находящиеся на территории Курдистана, и внутренние интересы стран, на чьей территории находится Курдистан (Сирия, Ирак, Турция, Иран), не способствовали решению курдской проблемы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2-4
1 История курдов с древнейших времен до XIX века……………………………5-10
2 Культура и искусство курдов…………………………………………………..10-13
2.1 Религиозные взгляды курдов ……………………………………………………10
2.2 Обряды и игры курдов………………………………………………………...10-12
2.3 Культура курдов……………………………………………………………….12-13
3 Этапы борьбы за независимость………………14-21
4 Современное состояние курдов…………21-22
5 Право народов на самоопределение в международном праве и положение иракских курдов…………………………………………………………….22-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………25-26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………27-28

Файлы: 1 файл

сама работа.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

В основе резкого обострения курдского вопроса в Турции и  Иране в период между двумя  мировыми войнами, вылившегося в  серию восстаний, лежали непримиримые противоречия между национализмом  Турции и Персии, стремившимися к насильственному превращению их в однонациональные государства, с одной стороны, и поднимающимся курдским национализмом, требовавшим самоопределения для курдов, с другой.

Курдский национализм  в Ираке, а также в Сирии противостоял в основном «мандатным» (в сущности колониальным) режимам, установленным империалистами Англии и Франции, хотя нарастали его противоречия и с набиравшим силу арабским движением.

Во всех странах, разделивших  Курдистан, курды потерпели полное поражение по трем основным причинам. Во-первых, их враги оказались намного сильнее в военно-политическом отношении. Во-вторых, курдские национальные силы были плохо организованы, разобщены, а их руководство, феодально-клерикальное по своему социальному составу, было ослаблено традиционным племенным партикуляризмом. В-третьих, они не смогли тогда получить действенной помощи извне. Западные державы видели в курдских движениях или угрозу своим имперским интересам на Ближнем Востоке, или инструмент для оказания давления на Турцию и Иран.

1922 год принес курдам  одновременно и великую радость,  и великое горе. Именно тогда  шейх Махмуд провозгласил независимость  единого курдского государства  со столицей в Сулеймании (современное  расположение — на северо-востоке  Ирака). Были созданы герб и национальный флаг, отчеканена собственная монета, вышла газета на курдском языке. Но англичане вернулись. Сулеймания подверглась бомбардировке и была разрушена. Курдистан снова потерял независимость. В 1929-32, 33-36 гг. происходили перманентные выступления в Барзане и Барзинджане.

Только в Восточном (Иранском) Курдистане во время второй мировой войны (после ввода в  Иран советских и английских войск), казалось, создалась обстановка, благоприятствующая реализации национальных чаяний курдского  народа. В 1943 году борьбу курдов в Ираке возглавил Молла Мустафа Барзани, проведший 11 лет в ссылке. Несмотря на то, что в 1945 году восстание было подавлено, оно стало важным фактором дальнейшего сплочения курдов. В том же году было манифестировано создание Демократической партии Курдистана, а год спустя в Мехабаде возникла самопровозглашенная Курдская автономная область. В той части Западного Ирана, где стояла Красная Армия, уже после окончания войны, в 1946 году, была создана на демократических началах курдская самоуправляющаяся автономия, так называемая Мехабадская республика. Однако она просуществовала меньше года и пала под натиском правительственных карательных войск, пользовавшихся полной поддержкой англичан и американцев. Независимости курдов не хотели ни в Ираке, ни в Иране. В 1947 году выступление курдов было подавлено, чему немало способствовал американский генерал Шварцкопф. Курдские лидеры – Кази Мохаммед и два его брата – были казнены. "Демократический" Запад показал в те годы свою враждебность делу национального освобождения курдов.

Особенно проявила себя в этом отношении Англия, проводившая  антикурдский курс в оккупированном ею Юго-Восточном Иране и в  фактически подчиненном ей Ираке, где  полыхало курдское восстание во главе  с Мустафой Барзани. Советский Союз, не имевший еще тогда атомной бомбы, которую он мог бы использовать в качестве инструмента политического давления на США и другие страны Запада, вынужден был уступить нажиму последних и вывести свои войска из Ирана.

И все же первый в новейшее время опыт курдской независимости не прошел бесследно. Курды доказали свою способность к самоуправлению, а противники курдского национального движения показали свое истинное лицо.

Последующие полтора десятилетия – глухая пора в истории, когда не было отмечено заметных проявлений курдского национального движения. Силы сопротивления, дезорганизованные предыдущими поражениями, не были готовы к активным выступлениям. Во всех странах, разделивших Курдистан, правили бал реакционные авторитарные режимы, твердо стоявшие на позициях великодержавного шовинизма и беспрекословно следовавшие прозападному курсу.

Со второй половины 50-х  годов обстановка вокруг Курдистана начала меняться, что привело к  быстрой актуализации курдской проблемы. Советский Союз решительно шагнул на афро-азиатскую арену, видя в ней подходящий плацдарм для противоборства с Западом в продолжавшейся холодной войне. Особую активность проявляла Москва именно на Арабском Востоке. Пробил час нового подъема курдского национально-освободительного движения.

Толчком к нему послужила июльская революция 1958 года в Ираке, покончившая с проанглийским монархическим режимом, одним из столпов западного влияния на Ближнем Востоке. Это была очередная победа арабского национализма, свершившаяся в стране, где обитало многочисленное курдское население, традиционно имевшее большой опыт освободительной борьбы. Конфликт на национальной почве был неизбежен, он и произошел в 1961 году, положив начало восстанию под руководством, пожалуй, самой крупной фигуры в курдском освободительном движении в новейшее время – генерала Мустафы Барзани. Восстание с приливами и отливами, временными успехами и неудачами длилось до 1975 года и вызвало большой международный резонанс. Советский Союз оказывал повстанцам Барзани политическую помощь. Однако и на этот раз курдам не удалось взять верх.

Тем не менее, движение Иракских курдов под руководством Мустафы Барзани в 60-70-х годах ознаменовало наступление нового этапа в развитии курдского вопроса. Его международное влияние оказалось весьма значительным. Курдское население Западной Азии восприняло события в Иракском (Южном) Курдистане как сигнал к возобновлению общенациональной борьбы. Во всех частях Курдистана появились признаки активизации сил национального протеста, выражавших солидарность с барзанскими повстанцами. Восстание курдов в Северном Ираке вызвало сочувственные отклики в третьем мире (в том числе и в некоторых арабских странах), а также в либерально-демократических кругах Запада.

К 1975 году восстание затухли (хотя партизанское движение в горах  продолжалось). Мустафа Барзани вынужден был эмигрировать. Уже в который раз в своей трагической многовековой истории курды стали жертвой непреодолимых обстоятельств, которые сложились как на региональном, так и глобальном уровнях. Сговор между Багдадом и Тегераном (Иран в обмен на некоторые территориальные уступки со стороны Ирака в спорных районах перекрыл проходившие по его территории коммуникации, по которым шло снабжение повстанческой армии Барзани и освобожденных ею районов Южного Курдистана) поставил курдских инсургентов в почти безвыходное положение. «Брежневская разрядка», пик которой пришелся как раз на середину 70-х годов, резко сократила для Советского Союза возможность оказывать курдам реальную помощь. В такой ситуации попытка Мустафы Барзани обратить свои взгляды в сторону США и Израиля успеха не имела.

Поражение курдского  восстания в Ираке было не абсолютным, а относительным и притом временным. Не говоря уже о его непреходящем воздействии на международную обстановку, оно привело к существенному  сдвигу в самом Ираке. Багдад вынужден был пойти на важную политическую уступку курдскому национальному движению: на большей части Иракского Курдистана (за исключением нефтеносного Киркукского округа) был образован Курдский автономный район (КАР) с местным самоуправлением, что и было закреплено в конституции страны. И хотя диктаторский баасистский режим сделал все, чтобы выхолостить эту автономию, сам факт ее долговременного юридического существования важен как прецедент одного из вариантов поэтапного решения курдского национального вопроса, имеющего определенное международно-правовое значение.

С конца 1970-х годов  в развитии курдского вопроса  наступил новый этап. В первую очередь  обозначились существенные изменения  в странах проживания курдов. В  Ираке в 1979 году Садам Хусейн стал президентом и сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Особенно наглядно его диктаторский стиль управления проявился во внешней политике, отличающейся исключительной агрессивностью, авантюризмом и циничностью. Восьмилетняя кровопролитная война с Ираном, окончившаяся безрезультатно, и позорная кувейтская эпопея говорят сами за себя. В Иране «исламская революция» 1978—1979 годов оказалась не в состоянии положительно влиять на решение курдской проблемы. В Турции внутренняя нестабильность и невиданный рост терроризма привели в 1980 году к очередному военному перевороту. Тем временем, в курдских районах на востоке страны назревал и вскоре разразился острый этнический конфликт. Только в Сирии не было никаких видимых изменений, но не отмечалось и никакого заметного прогресса в решении курдской проблемы.

На этой почве произошел  серьезный сдвиг в курдском национальном движении. В нем возникли два новых  и чреватых серьезными последствиями  явления. Во-первых, наступила его  значительная радикализация, которую связывают с деятельностью Партии рабочих Курдистана (ПРК) в Турции руководимой Абдуллой Оджалаиом. Вооружившись идеологией революционного национализма, в которой традиционные марксистско-ленинские положения подверглись своеобразной интерпретации в кастровском духе, эта партия организовала в Турецком Курдистане широкое повстанческое движение, начавшиеся в 1984 году и продолжающееся по сию пору. ПРК повсеместно создала разветвленную и хорошо организованную сеть своих ячеек и пользуется значительным и растущим влиянием во всем Курдистане, а также в многочисленной курдской диаспоре на Западе. Во-вторых, в 1991 году иракская армия была разгромлена в ходе операции «Буря в пустыне», и Запад открыто выступил в защиту восставших иракских курдов. На территории Курдского автономного округа, занимающего три четверти иракского Курдистана, был образован так называемый «Свободный Курдистан» – полунезависимое государственное образование с собственными органами власти, находящееся вне подчинения Багдада, но пользующееся военной защитой НАТО (в основном США), а также получающее от Запада значительную гуманитарную помощь. Несмотря на раздоры между руководителями «Свободного Курдистана», наносящими значительный ущерб общему делу, эта часть Курдистана сейчас ближе, чем какой-либо другой его район, к осуществлению извечной мечты курдского народа о свободе и независимости.

4 Современное состояние курдов

В настоящее время  численность курдов оценивается  примерно в 30 миллионов человек. Подавляющее  их большинство живет в Курдистане – горной стране, расположенной на смежных территориях Турции, Ирана, Ирака и Сирии, в самом центре западноазиатского (ближневосточного) региона примерно между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы. Его площадь - свыше 450 тысяч квадратных километров: на долю Турецкого Курдистана приходится приблизительно 230 тысяч квадратных километров, иранского - 125 тысяч, иракского – 80 тысяч, сирийского – 15 тысяч квадратных километров. Около 48 процентов всех курдов живут в Турции, 25 - в Иране, 17 - в Ираке, 4 процента - в Сирии, остальные - на территории республик бывшего СССР (свыше 300 тысяч в Закавказье и Предкавказье, в центральноазиатских государствах) и стран Запада.

Курдистан интегрирован в социально-экономические системы разделивших его государств, образуя наименее развитые в социальном, экономическом и культурном отношении их окраины.

Курдистан располагает  значительными природными ресурсами, в частности нефтяными месторождениями  мирового значения (в Иракском Курдистане). Его недра содержат также хромовую, медную, железную и урановую руды. Обильно орошаемые естественным путем ущелья Курдистана представляют собой богатые возможности для ведения интенсивного лесного и сельского хозяйства.

Живущие оседло крестьяне  выращивают зерновые, бобовые, лен, хлопчатник, табак. А кочевые и полукочевые курдские племена занимаются коневодством, разводят курдючных овец, коз, ослов, быков, реже - буйволов и верблюдов. Обработкой шерсти традиционно занимаются женщины. Они изготовляют войлок, ткут ковры, шали, полотенца для шатров, согласно многовековому обычаю девушку не выдают замуж, пока она всему этому не научится.

5 Право народов на самоопределение в международном праве и положение иракских курдов

Право народов на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления.

Право на самоопределение  — один из общепризнанных принципов  международного права. Он получил признание  в процессе распада колониальной системы сначала в статье 1 вступившего в силу в 1945 году Устава ООН, а затем в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам  от 14 декабря 1960 г. и последующих международных пактах и декларациях ООН. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Декларация о принципах международного права от 24 октября 1970 г.; Хельсинкский акт 1975 года).

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности  государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН и в Декларации о принципах международного права.

Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение.

Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной  целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих  в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.

Вопрос о праве на курдов на самоопределение вновь стал вызывать тревогу после группы сформирования в Дохуке группы курдской молодежи, призывающей к созданию курдского государства. 
Группа курдского национального государства объявила о своем образовании. Пресс-секретарь Нивар Мохаммед Салим заявил журналистам, что группа была сформирована, чтобы оказать давление на региональные власти, заставив их работать в направлении создания независимого курдского государства.

Информация о работе Движение за независимость Курдистана