Федеральное Собрание РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Предметом рассмотрения реферата является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.
Целями реферата явились следующие: анализ современного конституционно-правового института парламента в России – Федерального собрания; характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения; определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования; сравнение положений действующей Конституции и развивающего ее законодательства по рассматриваемому вопросу с ранее действовавшими актами.

Содержание работы

Введение 3
1. Структура Федерального Собрания РФ 4
2. Порядок формирования Федерального Собрания РФ 5
3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ 12
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Федеральное Собрание.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

ж) регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий8.

Комитеты палат  по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности. Деятельность комиссий ограничивается определенным сроком или конкретной задачей, для которой она создается. Третья группа полномочий Федерального Собрания РФ связана с принятием законов.

Конституция (ст. 104) предоставила право законодательной  инициативы Президенту РФ, Совету Федерации, членам совета Федерации, депутатам  Государственной Думы, Правительству  РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.

Депутаты Государственной  Думы вносят на рассмотрение: законопроекты  и поправки к ним; законодательные  предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившие силу. Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции).

Часть 3 ст. 104 Конституции  наделила Правительство РФ серьезными полномочиями по воздействию на законодательный процесс, установив, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Это требование является составным элементом системы взаимодействия федеральных органов исполнительной и законодательной власти в рамках установленного Конституцией разделения властей.

Конституция непосредственно  упоминает только о двух видах  законов, принимаемых на федеральном  уровне – федеральных конституционных  законах и федеральных законах. Но Конституционный Суд РФ фактически ввел еще один, третий вид законов – законы РФ о поправках к Конституции РФ.

В иерархии нормативно-правовых актов РФ после Конституции РФ – акта высшей юридической силы - следуют федеральные конституционные  законы.

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение. Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции).

Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные  конституционные законы. Это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного  положения на территории России или  в ее отдельных местностях (ст.56 и 88); о принятии в Российской Федерации и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса Федерации (ст.65, 66 и 137); о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официально об использования (ст.70); о референдуме (ст.84); о режиме военного положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст.103); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ст.114); о судебной системе РФ (ст.118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст.128); о Конституционном Собрании (ст.135). Федеральные конституционные законы не могут быть приняты за пределами этих четырнадцати вопросов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Проект федерального конституционного закона проходит три  чтения в Государственной Думе. Процедура  прохождения проектов федеральных  конституционных законов через  чтения в Государственной Думе идентична процедуре прохождения проектов федеральных законов.

Принятый закон  также в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. В соответствии с ч.1. ст. 3 Федерального закона «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ», федеральные конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания президентом, а в соответствии с ч.2. ст. 4 этого акта – федеральные конституционные законы направляются Президентом официального опубликования.

Процедура принятия федерального закона Государственной  Думой в соответствии с ее Регламентом  осуществляется в трех чтениях. Во время  первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений депутаты приступают к принятию решения по законопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае решения об одобрении законопроекта и продолжении работы над ним проект передается на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку. По результатам обсуждения законопроекта дума может решить: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, отклонить законопроект, принять закон9.

После того, как  комитет вновь представит в палату доработанный проект закона, проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе происходит детальное  обсуждение законопроекта. Существо второго чтения заключается в рассмотрении поправок к законопроекту. В результате рассмотрения законопроекта во втором чтении Государственная Дума либо принимает законопроект, либо отклоняет его. Перед третьим чтением проект проходит юридическо-техническую и редакционную проработку. Завершающей стадией является третье чтение законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом.

Принятые Государственной  Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105 части 2 и 3 Конституции). Часть 4 статьи 105 Конституции предоставляет Совету Федерации право одобрять или отклонять федеральные законы. При этом в Конституции предусмотрено два варианта одобрения. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации, в случае если за такое решение проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, а также в случае, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Федерации. Не все принятые Государственной Думой федеральные законы могут быть одобрены Советом Федерации без рассмотрения. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Принятый федеральный  закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Процедура официального опубликования федеральных законов была установлена посредством принятия федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» В соответствии с ч.1 ст.3 и ч.2. ст.4. этого акта федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом и направляются для официального опубликования Президентом.

Если Президент  в течение пяти дней отклонит федеральный  закон, то Государственная Дума и  Совет Федерации вновь рассматривает  этот закон, если же при повторном  рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции).

 

Заключение.

Исходя из всего выше изложенного, можно определить сущность и роль Федерального Собрания в системе  органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание –  Парламент РФ, высший законодательный  и представительный орган государственной  власти, состоящий из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

В Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной  власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она формируется в результате прямых и всеобщих выборов по мажоритарной системе. Половина от общего состава Государственной Думы избирается по одномандатным избирательным округам; вторая половина – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, которые выдвигаются избирательными объединениями или партиями.

Совет Федерации и  Государственная Дума избирают из своего состава Председателей, которые ведают внутренним распорядком соответствующих палат. Весьма важнейшими структурными подразделениями палат Совета Федерации и Государственной Думы являются образуемые ими комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими органами. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

В Российской Федерации  законодательный процесс состоит  из следующих стадий: 1.внесение законопроекта (законодательная инициатива);

2.рассмотрение (обсуждение) законопроекта в палатах;

3.принятие закона;

4.опубликование закона.

Список литературы.

 

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный Закон «О Выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2003г. № 175 – ФЗ.
  3. Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05.08.2000г. № 113 – ФЗ.
  4. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (с изменениями от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)
  5. Федеральный закон “О счетной палате РФ” от 11.01.1995 года, № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  6. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ (утв. постановлением Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД. - СЗ РФ, 1998, N 7) (с изменениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г., 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 15 марта, 19 мая, 2 июня, 28 июня, 7 июля, 4, 27 октября, 6, 15, 22 декабря 2000 г., 14 марта, 5 апреля, 13, 22 июня 2001 г., 8 февраля, 20 марта, 20, 27 сентября, 23 октября, 15 ноября, 15 декабря 2002 г.)
  7. Регламент Совета Федерации (в ред. постановления палаты от 9 июня 1999 г. N 259-СФ. - СЗ РФ, 1999, N 24, ст. 2921)
  8. Баглай М. В., Габричидзе А.Б. Конституционное право РФ.- М., 2000. – 600 с.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587с.
  10. Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных законов// Государство и право. – 2001. - № 2. – С.11 – 19.
  11. Кутафин О.Е. Государственное право РФ. - М.: Юридическая литература, 1996. – 520 с.
  12. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право РФ.-  М.: Юристъ, 1998. – 480 с.
  13. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России.- М.: Изд. МГЭИ, 1997. – 548 с.
  14. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: ИКД ЗЕРКАЛО-М, 2001. – 628 с.
  15. Чиркин В.Е. Федеральное Собрание Парламент России//Государство и право. – 2000. - № 8. – С.113-114.

Информация о работе Федеральное Собрание РФ