Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:58, реферат
Бедствие мировых войн и революций, постигшее мир и потрясшее всю жизнь народов до самого корня, есть, по существу своему, явление стихийное и поэтому оно только и может иметь стихийные причины и основания. Но всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз разгоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом – всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему развитию и своей цели. Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение, ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование стихии остается его высшим заданием. И, как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека должен принять свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождению и перерождению. Но это то и значит осмыслить стрясшуюся беду, как великое духовное разоблачение.
Введение
Как бы ни было велико значение материального фактора в истории, какою бы силою потребности тела не приковывали к себе интерес и внимание человеческой души – дух человека никогда не превращается в пассивную, недействующую среду, покорную материальным влияниям и телесным зовам. Мало того, именно слепое бессознательное повиновение этим влияниям и зовам умаляет его достоинство, ибо достоинство его в том, чтобы быть творческою причиною, творящею свою жизнь по высшим целям, а не пассивным медиумом стихийных процессов в материи.
Историческая эпоха, ныне переживаемая народами, должна быть осмыслена, как эпоха великого духовного разоблачения и пересмотра.
Бедствие мировых войн и революций, постигшее мир и потрясшее всю жизнь народов до самого корня, есть, по существу своему, явление стихийное и поэтому оно только и может иметь стихийные причины и основания. Но всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз разгоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом – всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему развитию и своей цели. Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение, ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование стихии остается его высшим заданием. И, как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека должен принять свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождению и перерождению. Но это то и значит осмыслить стрясшуюся беду, как великое духовное разоблачение.
Стихия,
ныне вовлекшая человека в неизмеримое
злосчастье великих войн и потрясений,
есть стихия неустроенной и ожесточившейся
человеческой души. Проблема сознания,
его назначения и функционирования
является одной из важнейших в
любой области общественной науки.
Какой бы вопрос ни изучался общественными
науками, в конечном счете, он обращен
к сущности человека, личности как
субъекта общественно-исторического
процесса. Какие бы вопросы ни исследовала
юридическая наука, в конечном итоге
цель этого изучения в раскрытии
сущности поведения, деятельности индивидов,
социальных групп, классов, общества в
целом. Причем из всей совокупности общественных
отношении юридическая наука
обращает внимание, прежде всего на
сферу государственно-правовых отношений,
изучая структуру сознания и поведения
людей именно в этой области. Проблема
правосознания как
И если задача организовать мирное и справедливое сожительство людей на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис обнажает, прежде всего, глубокий недуг современного правосознания.
Этим объясняется актуальность выбранной мной темы работы.
Целью данной курсовой работы является изучение правосознания как явления социальной культуры.
Задачами в данной работе являются изучение понятия правосознания, его места в правовом регулировании, а также специфика российского правосознания.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы. Она состоит из введения, трех глав, которые дают ответы на поставленные задачи, заключения и списка используемой литературы. Заключение имеет немаловажное значение, поскольку содержит обобщение изложенного материала, а также выводы, сделанные в процессе написания данной работы.
1. Общая характеристика правосознания
Правосознание - явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Теория государства и права традиционно исследует такие ка тегории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В литературе существует мнение, что наряду с такими достаточно четко обособленными частями науки, как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и теория правосознания.
Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.
Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авто рами, основные функции правосознания - познавательная, оце ночная и регулятивная. Все другие функции практически охватыва ются ими, в частности информативная, прогностическая и проч.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуаль ной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».
Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное от ношение выражается в определении значимости полученных зна ний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения ин дивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принци пам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, пре ступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адво катуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).
В результате практической реализации ценностного отноше ния с участием воли, выполняющей роль энергетического двига теля, возникает новое образование - интеллектуально-эмоцио нально-волевое, именуемое правовой установкой. Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности опре деленным образом воспринимать и оценивать информацию, про цессы, явления и готовность действовать в отношении их в соот ветствии с этой оценкой. В своей совокупности установки органи зуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направлен ность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно пра вовая ориентация - это совокупность правовых установок инди вида или общности (группы, коллектива), непосредственно фор мирующих внутренний план, программу деятельности в юриди чески значимых ситуациях.
Регулятивная функция правосознания осуществляется по средством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде пра вомерного или противоправного поведения*.
2. Структура правосознания
В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).
1. Правовая идеология
- это система взглядов и
2. Правовая психология
- это совокупность чувств, привычек,
настроений, традиций, в которых
выражается отношение
На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.
Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то, типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.
Индивидуальное
правосознание - это чувства и
представления о праве
1 И. Фарбер, Правосознание как форма общественного сознания, М.,1963 г.