Философия международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:58, реферат

Описание работы

Бедствие мировых войн и революций, постигшее мир и потрясшее всю жизнь народов до самого корня, есть, по существу своему, явление стихийное и поэтому оно только и может иметь стихийные причины и основания. Но всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз разгоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом – всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему развитию и своей цели. Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение, ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование стихии остается его высшим заданием. И, как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека должен принять свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождению и перерождению. Но это то и значит осмыслить стрясшуюся беду, как великое духовное разоблачение.

Файлы: 1 файл

Мой реферат по философии права.docx

— 23.64 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Как бы ни было велико значение материального  фактора в истории, какою бы силою  потребности тела не приковывали  к себе интерес и внимание человеческой души – дух человека никогда не превращается в пассивную, недействующую  среду, покорную материальным влияниям и телесным зовам. Мало того, именно слепое бессознательное повиновение  этим влияниям и зовам умаляет  его достоинство, ибо достоинство  его в том, чтобы быть творческою причиною, творящею свою жизнь по высшим целям, а не пассивным медиумом стихийных  процессов в материи.

Историческая эпоха, ныне переживаемая народами, должна быть осмыслена, как эпоха великого духовного  разоблачения и пересмотра.

Бедствие мировых войн и революций, постигшее мир и  потрясшее всю жизнь народов  до самого корня, есть, по существу своему, явление стихийное и поэтому  оно только и может иметь стихийные  причины и основания. Но всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз разгоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом – всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему развитию и своей цели. Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение, ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование стихии остается его высшим заданием. И, как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека должен принять свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождению и перерождению. Но это то и значит осмыслить стрясшуюся беду, как великое духовное разоблачение.

Стихия, ныне вовлекшая человека в неизмеримое  злосчастье великих войн и потрясений, есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души. Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в  любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными  науками, в конечном счете, он обращен  к сущности человека, личности как  субъекта общественно-исторического  процесса. Какие бы вопросы ни исследовала  юридическая наука, в конечном итоге  цель этого изучения в раскрытии  сущности поведения, деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в  целом. Причем из всей совокупности общественных отношении юридическая наука  обращает внимание, прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения  людей именно в этой области. Проблема правосознания как субъективного  фактора, определяющего деятельность людей в государственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию характера  этих общественных отношений и деятельности людей1.

И если задача организовать мирное и справедливое сожительство людей на земле есть задача права  и правосознания, то современный  кризис обнажает, прежде всего, глубокий недуг современного правосознания.

Этим объясняется актуальность выбранной мной темы работы.

Целью данной курсовой работы является изучение правосознания как  явления социальной культуры.

Задачами в данной работе являются изучение понятия правосознания, его места в правовом регулировании, а также специфика российского  правосознания.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы. Она состоит из введения, трех глав, которые дают ответы на поставленные задачи, заключения и списка используемой литературы. Заключение имеет немаловажное значение, поскольку содержит обобщение изложенного материала, а также выводы, сделанные в процессе написания данной работы.

 

1. Общая характеристика правосознания

Правосознание - явление  идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Теория государства и  права традиционно исследует  такие ка тегории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В литературе существует мнение, что наряду с такими достаточно четко обособленными частями науки, как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и теория правосознания.

Сознание возникает в  процессе любой деятельности и проявляется  в ней. Поэтому функции или  назначение правового сознания могут  быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической  концепции, разделяемой многими  авто рами, основные функции правосознания - познавательная, оце ночная и регулятивная. Все другие функции практически охватыва ются ими, в частности информативная, прогностическая и проч.

Познавательной функции  соответствует определенная сумма  юридических знаний, являющихся результатом  интеллектуаль ной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение  личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и  правовой практики. Эмоциональное от ношение выражается в определении  значимости полученных зна ний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения ин дивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

В содержание правосознания  входят четыре основных вида оценочных  отношений: к праву и законодательству (его принци пам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, пре ступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адво катуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).

В результате практической реализации ценностного отноше ния с участием воли, выполняющей роль энергетического двига теля, возникает новое образование - интеллектуально-эмоцио нально-волевое, именуемое правовой установкой. Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности опре деленным образом воспринимать и оценивать информацию, про цессы, явления и готовность действовать в отношении их в соот ветствии с этой оценкой. В своей совокупности установки органи зуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направлен ность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно пра вовая ориентация - это совокупность правовых установок инди вида или общности (группы, коллектива), непосредственно фор мирующих внутренний план, программу деятельности в юриди чески значимых ситуациях.

Регулятивная функция  правосознания осуществляется по средством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде пра вомерного или противоправного поведения*.

 

2. Структура правосознания

В структурном отношении  правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. Правовая идеология  - это система взглядов и представлений,  которые в теоретической форме  отражают правовые явления общественной  жизни. Теоретическое отражение  правовых идей и взглядов содержится  в научных исследованиях по  вопросам государства и права,  их сущности и роли в общественной  жизни. Поскольку в них содержатся  объективные выводы и обобщения,  это позволяет государству и  его органам эффективно использовать  их в правотворческой и правоприменительной  деятельности.

2. Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых  выражается отношение различных  социальных групп, профессиональных  коллективов, отдельных индивидов  к праву, законности, системе правовых  учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует  те переживания, чувства, мысли  людей, которые возникают в  связи с изданием норм права,  состоянием действующего законодательства  и практическим осуществлением  его требований. Радость или огорчение  после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения  при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение  к нарушениям правовых предписаний  - все это относится к области  правовой психологии.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение  в сознание людей научных представлений  о правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и  индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное  правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных  личностей. Они включают все то, типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное  правосознание - это чувства и  представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание  развивается через правосознание  отдельных индивидов. Однако оно  неизмеримо богаче, чем правосознание  индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений  различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного  человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

1 И. Фарбер, Правосознание как форма общественного сознания, М.,1963 г.


Информация о работе Философия международного права