Государство как субъект международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Для российского законодательства характерно отрицательное отношение к выступлениям государства в качестве непосредственного субъекта внешнеторговых сделок. Эта возможность у государства имеется, но она должна быть ограничена, поскольку любой такой случай может повлечь за собой возникновение общей ответственности государства. В ст. 11 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г. предусмотрено, что государство - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования - осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

Содержание работы

1. Особенности правового положения государства как участника частных правоотношений, осложненных иностранным элементом

2. Иммунитет государства: понятие, виды. Иммунитет собственности государства

3. Доктрины абсолютного, функционального и ограниченного иммунитета государства

Задача

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государство как субъект международного частного права.docx

— 31.57 Кб (Скачать файл)

Государство как субъект  международного частного права

 

 Контрольная работа

 

 Государство как субъект  международного частного права

 

 

2008

 

Содержание

 

 

1. Особенности правового  положения государства как участника  частных правоотношений, осложненных  иностранным элементом

 

2. Иммунитет государства:  понятие, виды. Иммунитет собственности  государства

 

3. Доктрины абсолютного,  функционального и ограниченного  иммунитета государства

 

Задача

 

 Список использованной  литературы

 

 

1. Особенности правового  положения государства как участника  частных правоотношений, осложненных  иностранным элементом

 

 

 Для российского законодательства  характерно отрицательное отношение  к выступлениям государства в  качестве непосредственного субъекта  внешнеторговых сделок. Эта возможность  у государства имеется, но она должна быть ограничена, поскольку любой такой случай может повлечь за собой возникновение общей ответственности государства. В ст. 11 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г. предусмотрено, что государство - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования - осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. Государство должно нести ответственность тогда, когда оно само становится стороной в отношениях такого рода (кредитные соглашения, инвестиционные соглашения, соглашения о разделе продукции и др.) либо когда оно дает гарантии по сделкам юридических лиц и тем самым, в случае невыполнения обязательства этими юридическими лицами, оно должно будет нести ответственность по соответствующим обязательствам. Так, в Федеральном законе от 4 января 1999 г. "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" говорится, что федеральные органы государственной власти не несут ответственности по внешнеэкономическим договорам, заключенным субъектами РФ, за исключением случаев, когда такие договоры заключены с согласия Правительства РФ либо когда оно предоставило гарантии по такому договору (ст. 8). Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.) государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

 

 Государственный долг  Российской Федерации обеспечивается  всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим  государственную казну.

 

 В объем государственного  внешнего долга Российской Федерации  включаются: объем основного долга  по полученным Российской Федерацией  кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций,  фирм и международных финансовых  организаций, а также объем  обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской  Федерацией.

 

 Российская Федерация  не несет ответственности по  долговым обязательствам субъектов  РФ, если указанные обязательства  не были гарантированы Российской  Федерацией, а субъекты РФ не  отвечают по долговым обязательствам  Российской Федерации.

 

 Российская Федерация,  ее субъекты, муниципальные образования  отвечают по своим обязательствам  принадлежащим им на праве  собственности имуществом. Государственные  и муниципальные юридические  лица не отвечают по долгам  государства и муниципальных  образований, а те, в свою очередь,  не несут ответственности по  обязательствам созданных ими  юридических лиц, за исключением  случаев, предусмотренных законом  (ст. 126 ГК РФ). Согласно п. 5 ст. 115 ГК  РФ (в ред. Закона от 14 ноября 2002 г.) Российская Федерация или собственник  имущества казенного предприятия  несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного  предприятия при недостаточности  его имущества. Если государство  или муниципальное образование создали учреждение, то при недостаточности его имущества они несут субсидиарную ответственность (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

 

 В соответствии с  п. 4, 5 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация  не отвечает по обязательствам  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований,  а те не отвечают по обязательствам  друг друга, а также Российской  Федерации. Но это правило не  действует в случае, когда Российская  Федерация приняла на себя  гарантию (поручительство) по обязательствам  субъекта Российской Федерации  или юридического лица.

 

 ГК РФ (часть первая), как уже отмечалось выше, исходит  из того, что в отношениях, регулируемых  гражданским законодательством,  Россия как государство выступает  на равных началах с иными  участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К российскому государству и  к субъектам РФ применяются  нормы, определяющие участие юридических  лиц в отношениях, регулируемых  гражданским законодательством,  если иное не вытекает из  закона или особенностей данных  субъектов (ст. 124 ГК РФ). В этой  статье говорится о применении  права к внутренним отношениям. О применении права к гражданско-правовым  отношениям, осложненным иностранным  элементом, следует говорить особо.

 

 В новом российском  законодательстве в области международного  частного права учтены современные  тенденции в вопросе об участии  государства в гражданско-правовых  отношениях, осложненных иностранным  элементом. В ст. 1204 ГК РФ предусмотрено: "К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом,  с участием государства правила  настоящего раздела применяются  на общих основаниях, если иное  не установлено законом".

 

 Это положение сформулировано  как двусторонняя коллизионная  норма. Оно не ограничено в  отношении только российского  государства или его субъектов,  а подлежит применению и к  гражданско-правовым отношениям, в  которых участвует иностранное  государство в тех случаях,  когда к нему будут применяться  нормы российского международного  частного права, установленные  в разд. VI третьей части ГК РФ. Иные нормы могут применяться,  если они установлены в другом  законе, именно в законе, а не  в акте меньшей юридической  силы. Именно поэтому в таких  случаях не будет действовать  принцип автономии воли сторон, в силу которого стороны могут  выбрать право, подлежащее применению. Так, в ст. 6 Закона о соглашениях  о разделе продукции 1995 г. указано,  что такие соглашения заключаются  в соответствии с законодательством  РФ. В литературе обращалось внимание  на то, что в случае применения  ст. 6 отпадает вопрос о выборе  применимого права, поскольку  она не дает возможности применить  иное право, кроме российского.

 

 Такой же подход  должен быть проявлен в отношении  применения права к обязательствам  по займам. В принципе к ним  должно применяться право страны, выпустившей заем. Как правило,  при заключении контрактов Российской  Федерации или субъектов РФ  с иностранными юридическими лицами и гражданами должно применяться российское право. Если же предусматривается выбор иного права, то такое условие должно быть тщательно проработано с учетом всех последствий, вытекающих из установления возможности применения иностранного права, а не российского.

 

 Особое положение государства  как участника международных  хозяйственных отношений выражается  в том, что к обязательствам  государства может применяться  только его право, кроме случаев,  когда государство прямо выразило  свое согласие на применение  иностранного права. Поэтому правоотношения  по договору государства с  иностранной компанией или иностранным  гражданином регулируются внутренним  законодательством другого государства  или международным правом, если  в договоре не предусмотрено  иное.

 

 Ответственность государства  по его обязательствам должна  определяться его собственным  правом. Российское государство  отвечает по своим обязательствам  принадлежащим ему на праве  собственности имуществом, а также  имуществом, которое закреплено  за государственными юридическими  лицами на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления. Эти юридические лица не отвечают  по обязательствам государства,  а последнее не несет ответственности  по их обязательствам за исключением  субсидиарной ответственности. Таким  образом, имущество, не закрепленное  за государственными предприятиями,  входит в государственную казну.  Кроме этого имущества в казну  входят также средства государственного  бюджета. И именно имуществом  государственной казны Россия  как государство должна отвечать  по своим обязательствам.

 

 

2. Иммунитет государства:  понятие, виды. Иммунитет собственности  государства

 

 

 Термин "иммунитет"  происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный  от чего-либо, освобожденный) и  существительного immunitas (освобождение  от налогов, от службы и т.п.).

 

 Само понятие "иммунитет  государства" сложилось в международном  праве сначала в качестве обычной  нормы, а затем стало определяться  судебной практикой, законодательством  и международными договорами. Иммунитет  иностранного государства, существующий  в международных отношениях, отличается  от иммунитета государства от  предъявления к нему исков  в его собственных судах. Установление  последнего и определение его  пределов входит исключительно  в сферу компетенции государства  и определяется только его  законодательством и международными  договорами, заключенными этим государством.

 

 Иммунитет иностранного  государства отличается от иммунитета  международных организаций, хотя  в их основе лежат одни и  те же принципы.

 

 В международной практике  применяются более узкое понятие  "юрисдикционные иммунитеты" и  более широкое понятие "иммунитет  государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос  об иммунитете имущества государства  возникает в связи с рассмотрением  какого-либо иска в суде. Все  эти иммунитеты связаны между  собой, потому что их основа  одна - суверенитет государства,  который не позволяет применять  в отношении государства какие-либо  принудительные меры.

 

 Юрисдикционные иммунитеты  государств и их собственности  получили общее признание в  качестве одного из принципов  обычного международного права.  Под государством в Конвенции  ООН о юрисдикционных иммунитетах  государств и их собственности  понимается "государство и его  различные органы управления; составные  части федеральных государств", учреждения государств "либо другие  образования в той мере, в какой  они правомочны совершать и  фактически совершают действия  в осуществление суверенной власти  государства".

 

 Признание иммунитета  государства не означает, что  вообще нельзя рассматривать  спор по сделке, заключенной с  государством, или же что нельзя  вообще предъявить иск о возмещении  вреда к иностранному государству.  Речь идет о том, что иск  к государству теоретически надо  предъявлять в судах этого  государства. На практике иски  по сделкам обычно рассматриваются  в международных коммерческих  арбитражных судах. Следует подчеркнуть  и другое: признание иммунитета  ни в коей мере не должно  состоять в освобождении государства  от выполнения принятых им  на себя обязательств или в  освобождении государства от  ответственности за неисполнение  обязательств.

 

 Иммунитет государства  основывается на том, что оно  обладает суверенитетом, что все  государства равны. Это начало  международного права выражено  в следующем изречении: "Par in parem non nabet imperium" ("Равный не имеет  власти над равным").

 

 В теории и практике  государств обычно различают  несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения  иска и от принудительного  исполнения решения.

 

 Судебный иммунитет  заключается в неподсудности  одного государства судам другого  государства (Par in parem non habet jurisdictionem - Равный над равными не имеет  юрисдикции). Без согласия государства  оно не может быть привлечено  к суду другого государства.  Причем не имеет значения, в  связи с чем или по какому  вопросу государство намереваются  привлечь к суду.

 

 Иммунитет от предварительного  обеспечения иска состоит в  следующем: нельзя в порядке  предварительного обеспечения иска  принимать без согласия государства  какие-либо принудительные меры  в отношении его имущества.  Под иммунитетом от принудительного  исполнения решения понимается  следующее: без согласия государства  нельзя осуществить принудительное  исполнение решения, вынесенного  против государства. Понятие юрисдикционных  иммунитетов является общим для  этих трех видов.

Информация о работе Государство как субъект международного частного права