Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:59, статья
В Законе о гражданстве даны многочисленные отсылки к международным договорам, а ст. 9 в обобщенном виде определяет применение международных договоров. В ее первой части предусмотрено, что "при решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы"; во второй части статьи воспроизведена традиционная формулировка о применении правил международного договора, если они являются иными, чем правила Закона. Кроме того, в части второй ст. 49 говорится о применении на территории России международных договоров бывшего СССР по вопросам гражданства.
Гражданство и международное право
Гражданство как правовая
категория является институтом государственного
(конституционного) права. Соответствующие
нормы содержатся в конституциях
и в специальных законах о
гражданстве. Применительно к Российской
Федерации это ст. 6, 61, 62 Конституции
и Закон о гражданстве
В Законе о гражданстве
даны многочисленные отсылки к международным
договорам, а ст. 9 в обобщенном виде
определяет применение международных
договоров. В ее первой части предусмотрено,
что "при решении вопросов гражданства
наряду с настоящим Законом подлежат
применению международные договоры
Российской Федерации, регулирующие эти
вопросы"; во второй части статьи
воспроизведена традиционная формулировка
о применении правил международного
договора, если они являются иными,
чем правила Закона. Кроме того,
в части второй ст. 49 говорится
о применении на территории России
международных договоров
Российские законодательные
нормы о гражданстве
В ч. 1 ст. 1 Закона провозглашено, что в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Эта норма в полной мере согласована с Всеобщей декларацией прав человека (п. 1 ст. 15). Право на гражданство закреплено в Еропейской конвенции о гражданстве 1997 г. (п.а ст. 4).
Более категорично, чем в Декларации, определена в Законе (ч. 2 ст. 1), а затем и в Конституции РФ (ч. 3 ст. 6) позиция по вопросу лишения гражданства. Формула Декларации такова: никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Включенное в текст слово "произвольно" свидетельствует о допущении лишения, но в рамках законного решения. Законодательство ряда зарубежных государств допускает лишение гражданства при совершении тяжкого преступления (например, § 1481 раздела "Гражданство и натурализация" Свода законов США). Российское законодательство, как и законодательство других республик бывшего СССР, исключает слово "произвольно" и фиксирует правило, согласно которому гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.
Международное право оказало влияние на урегулирование во многих странах вопроса о гражданстве женщин при вступлении в брак. Имеется в виду преодоление традиций, воплощавшихся в национальном законодательстве, согласно которым гражданство жены автоматически следует за гражданством мужа. В большинстве государств, придерживавшихся такого правила, применяется норма относительно права женщины, вступающей в брак с иностранным гражданином либо избрать гражданство мужа, либо сохранить свое гражданство. В нашей стране традиционно действует норма, признанная и в Законе о гражданстве РФ, в соответствии с которой заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства (ч. 1 ст. 6).
Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. определила, что заключение или расторжение брака между гражданином какого-либо государства и иностранцем, а также перемена гражданства мужем "не будут отражаться автоматически на гражданстве жены".
Вместе с тем Конвенция
предусмотрела возможность
В случаях территориальных изменений, когда часть территории одного государства переходила к другому государству, посредством заключения двусторонних либо многосторонних договоров определялась правовая принадлежность населения передававшейся территории.
В Мирном договоре с Италией,
подписанном после второй мировой
войны, 10 февраля 1947 г., был специальный
раздел "Гражданство. Гражданские
и политические права", в котором
в связи с предусмотренной
передачей Италией ряда участков
территории Югославии и Греции были
установлены правила изменения
гражданства итальянских
Добровольный выбор
В современный период ситуации
территориальных изменений
Непосредственную связь с международно-правовым регулированием имеют действующие во многих государствах конституционные и специальные нормы относительно обеспечения государством прав и законных интересов своих граждан, находящихся вне пределов данного государства.
Основу именно такого подхода
составляет положение Международного
пакта о гражданских и
"Каждый человек, где
бы он ни находился, имеет
право на признание его
Отдельные государства заключают двусторонние договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства. Таково, например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20 января 1995 г.
В конституциях и законах
о гражданстве новых
Закон "О гражданстве
Российской Федерации" возлагает
на государственные органы, дипломатические
представительства и
Отсылка в законе к международным
договорам и международным
Соответствующие должностные лица имеют право:
1) встречаться и сноситься
с гражданами своего
2) посещать граждан,
В качестве условия реализации
последнего права в конвенциях сформулированы
положения об обязанностях компетентных
властей государства пребывания
в течение определенного
Международно-правовые нормы имеют существенное значение при регламентации двойного гражданства.
Возникновение двойного гражданства возможно в определенных ситуациях, обусловленных различиями (коллизиями) законов государств, в частности неоднозначным решением вопроса о гражданстве детей, родители которых являются гражданами различных государств. В зарубежном законодательстве двойное гражданство, как правило, не предусматривается. Лишь в отдельных случаях допускается его признание в соответствии с международными договорами. Так, согласно Конституции Испании 1978 г. (ч. 3 ст. 11), государство может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америки или с теми странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией.
Двойное гражданство, естественно,
осложняет статус лица, поскольку
его правовая связь одновременно
с двумя государствами
В Европейскую конвенцию
о гражданстве, принятую и открытую
для подписания 14 мая 1997 г., включена
глава о множественном
Законодательство СССР содержало норму о непризнании за гражданином СССР принадлежности к гражданству иностранного государства (двойного гражданства). Такой подход лежал в основе заключавшихся в послевоенные годы с различными государствами конвенций об урегулировании ситуаций с двойным гражданством, согласно которым лица, считавшиеся гражданами обоих договаривающихся государств, могли избрать гражданство одного из них, а при отсутствии заявления о выборе считались гражданами того из договаривающихся государств, на территории которого они проживали.
В последующем были подписаны с некоторыми государствами (Болгария, Румыния, Монголия и др.) конвенции (соглашения) о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства. Они регламентировали две ситуации, способные породить двойное гражданство. Во-первых, родители, один из которых является гражданином одного из договаривающихся государств, а второй — гражданином другого договаривающегося государства, могут по обоюдному согласию избрать для ребенка гражданство одного из этих государств, в связи, с чем подают совместное заявление компетентным органам государства, гражданство которого они избирают для ребенка. В случае непредставления такого заявления ребенок считается гражданином того из договаривающихся государств, на территории которого он родился, а если ребенок родился на территории третьего государства — гражданином того из договорившихся государств, в котором родители имели местожительство до выезда. Во-вторых, каждое из договаривающихся государств обязалось не принимать в свое гражданство лиц, которые являются гражданами другого договаривающегося государства, без согласия компетентных органов последнего.
Одновременно был решен
вопрос о том, что граждане одного
договаривающегося государства, которые
до вступления в силу соответствующей
конвенции (соглашения) приобрели гражданство
другого договаривающегося
Новое законодательство Российской Федерации занимает не столь жесткую по сравнению с законодательством СССР позицию применительно к двойному гражданству. Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В данном тексте кажется более уместным союз "и" (вместо "или"), поскольку для статуса двойного гражданства необходимы оба юридических компонента — как национальный закон, так и международный договор.
В Законе о гражданстве РФ были даны несколько иные формулировки, отражавшие сдержанное отношение к двойному гражданству. В ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве (в редакции от 17 июня 1993 г.) сказано, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.