Гражданство: способы приобретения и утраты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является комплексная характеристика способов приобретения гражданства в зарубежных странах.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Дать понятие гражданства.
2. Охарактеризовать способы приобретения и утраты гражданства.

Файлы: 1 файл

междун.право.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Основания для отклонения соответствующего заявления обычно устанавливаются законом, и при отсутствии таких оснований в удовлетворении заявления не должно быть отказано.

Заявление обычно подается в местный орган министерства внутренних дел, но разрешение дает глава государства.

Утрата гражданства как особый случай его прекращения носит в известной мере автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных деяний, как, например, поступление на иностранную государственную службу, либо вследствие неподдержания проживающим за границей лицом связи со своим государством в течение установленного времени. В странах, где предусмотрено автоматическое приобретение гражданства иностранкой в случае вступления ее в брак с гражданином данного государства, расторжение этого брака влечет утрату гражданства, приобретенного указанным образом. Иногда, впрочем, законодатель называет утратой гражданства любой вид его прекращения.

Отказ от гражданства или выход из него могут иметь место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства.

Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам и то в течение сравнительно небольшого срока после натурализации.

Так, согласно ч. 1 ст. 16 Основного закона для Германии «германское гражданство (Staatsangehörigkeit) не может быть отобрано. Утрата гражданства может наступить лишь на основе закона, а против воли лица – лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства».

Часть 2 ст. 11 Испанской конституции устанавливает, что «ни один испанец по происхождению не будет лишен своей национальности»; натурализованные, следовательно, могут быть лишены. Австрийский закон, допускающий лишение гражданства натурализованных граждан, запрещает это по истечении шести лет после натурализации.

Нельзя не вспомнить в связи с данным институтом отмеченное выше лишение гражданства социалистических стран как средство внесудебной расправы с «диссидентами».

Законодательство о гражданстве регулирует также конфликты в отношении гражданства детей в случаях разногражданства родителей, существовавшего изначально или возникшего вследствие изменения гражданства одним из них8.

Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица. В ряде стран разрешается лишать гражданства только натурализованных граждан за преступления, указанные в законе, но иногда в течение лишь определенного срока после натурализации (например, шести лет в Австрии).

В отдельных странах закон предусматривает возможность лишения гражданства и урожденных граждан, но только за действия в пользу иностранного государства, которые причинили ущерб государству гражданина, или за умышленное уклонение от военной службы.

В странах Латинской Америки лишение гражданства (в отношении как натурализованных, так и урожденных граждан) используется в качестве дополнительного наказания, назначаемого судом за некоторые преступления (шпионаж и др.).

Новейшие конституции многих стран запрещают лишать гражданства. Утрата гражданства происходит также в результате рассмотренных выше оптапии трансферта и др., в некоторых из этих процедур есть элементы добровольности, в других — принудительности.

Высылка граждан из страны, ранее практиковавшаяся в некоторых государствах тоталитарного социализма, в большинстве стран запрещена В отношении иностранцев она может быть осуществлена, но только по постановлению суда (Румыния).

В Мексике любого иностранца может выслать орган исполнительной власти.

Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд.

 

 

Заключение

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Гражданство выступает как структурный элемент правового статуса личности, который раскрывает основное содержание связи человека и государства, взаимоотношений с государством и обществом. Само по себе понятие «гражданство» возникло еще в эпоху средневековья, когда в результате разделения труда возникают города, а в них зарождается общественно-политический строй со своим институтом городского гражданства. Прошло не мало времени, пока в конце 18- начале 19 столетия гражданство стало предметом правового регулирования, только тогда начал формироваться институт гражданства, который отвечает современной реальности.

В современном международном праве гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т. с. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «подданство» традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти.

В зарубежных странах существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению — филиация  и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства.

В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы.

Принцип права почвы применяется к тем, гражданство родителей которых или родители которых неизвестны, а зачастую к родившимся на территории данной страны детям граждан другого государства, если только родители не находились в данной стране по службе (например, дипломаты).

В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и право крови, и право почвы.

Натурализация возможна по закону (усыновление, в некоторых  случаях вступление в брак), но обычно она осуществляется по заявлению.

Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства.

Международное право довольно детально регламентирует вопросы, связанные с гражданством, однако мировому сообществу предстоит решить еще не мало проблем, для того чтобы привести международную практику в соответствие с действительностью.

Основной проблемой для международного регулирования вопросов гражданства является то, что далеко не все государства мира участвуют в Международных договорах связанных с гражданством, а те, которые и участвуют далеко не всегда придерживаются их правилам, а как известно, Pacta sunt servanda (договоры нужно соблюдать).

 

Список литературы

  1. Конвенция о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 г. ООН
  2. Алебастрова И.А.. Иностранное конституционное право. М., 1997.
  3. Действующее международное право. В 3 т. М., 2006. Разд. III. Т. 1.
  4. Игнатенко Г.В. Международное право.- М., Норма, 2009
  5. Иностранное конституционное право / Под ред. Маклакова В.В. М., 1996.
  6. Конституционное право зарубежных стран / Баглай М.В., Даниленко В.Н. и др. - М.: Норма, Инфра-М., 1999.
  7. Курс международного права. В 7 т. М., 1989. Т. 2.
  8. Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.
  9. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 2006.
  10. Международное право/  Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова.- М.: Международные отношения.- 2009
  11. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999.
  12. Фельдман Д. И. Система международного права. Казань, 1983.
  13. Черниченко С. Д. Теория международного права. В 2-х т. М., 2009. Т. 2. 
  14. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2005.

 

 

1 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 2007

2 Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.29.

3 Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2005. С. 189.

5 Черниченко С. Д. Теория международного права. В 2-х т. М., 2009. Т. 2.  С. 189.

6 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2005. С. 193.

7 Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран.- МН «Харвест»., 2006

8 Черниченко С. Д. Теория международного права. В 2-х т. М., 2009. Т. 2.  С. 196.


Информация о работе Гражданство: способы приобретения и утраты