Индустриализация Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:01, реферат

Описание работы

В XVIII в. в Западной Европе все еще продолжали господствовать феодальные отношения или их довольно заметные пережитки. Но завершение перехода к капиталистическому хозяйству было близко и очевидно. Главными событиями этой эпохи в социально-экономической сфере стали: зарождение и становление буржуазных экономических отношений, господство конкуренции при бурном росте промышленности.
В экономическом отношении Западная Европа в XVIII в. явила собой образец относительно быстрых темпов промышленного развития. Уже в начале столетия европейская мануфактура вошла в завершающую стадию своего развития и в ряде стран (Англии, Голландии, некоторых отраслях производства во Франции) стала преобладать над ремеслом. В большинстве же других европейских стран (Франции, Германии) развитие мануфактуры сдерживалось пережитками феодализма, цеховыми привилегиями, узостью внутреннего рынка.
Цель данной работы выявить особенности перехода к индустриальной хозяйственной системе Франции, Германии, США и Японии.

Содержание работы

Введение 3
1 Особенности индустриализации Франции. Специфика промышленного переворота 4
2 Становление машинной индустрии в Германии. Экономическая отсталость до середины XIX в. 6
2.2 Промышленный переворот 7
2.3 «Прусский путь» в сельском хозяйстве 7
3 Особенности индустриализации США. Колониальное хозяйство 9
3.1 Особенности промышленного переворота 10
3.2 Фермеры и плантаторы 11
3.3 Экономические последствия Гражданской войны 11
4«Революционно-реформистский» путь становления промышленного капитализма в Японии 13
4.1 Предпосылки промышленного переворота. 13
4.2 Основные этапы и особенности промышленного переворота. 17
Заключение 25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Особенности перехода к индустриальной хозяйственной системе Франции, Германии, США и Японии .doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Развитие промышленности в значительной степени было обусловлено военно-стратегическими задачами, модернизацией армии и флота. Поэтому военные отрасли, связанные с ними производства были приоритетными, именно в них внедрялись достижения научно-технического прогресса. Строительство новых верфей и модернизация старых ускорили развитие судостроения. Для обеспечения военно-промышленного комплекса сырьем и топливом реконструировались и расширялись горные предприятия. На них работали иностранные инженеры, использовалась передовая техника.

Государство придавало большое значение развитию текстильной промышленности. Строившиеся прядильные фабрики оснащались новейшей английской техникой. Шелкомотальные фабрики сооружались по передовым французским и итальянским образцам. Создавались предприятия по производству сукна, не изготовлявшегося ранее. Наряду с этим правительство организовало цементные, кирпичные, стекольные, сахарные, мыловаренные и другие заводы. Особое внимание оно уделяло развитию новых видов транспорта и современных средств связи, которые способствовали снижению стоимости транспортных перевозок, расширению внутреннего рынка, экономическому объединению страны. Правительство пыталось привлечь частный капитал к строительству железных дорог. Для этих целей была организована компания, акционерам которой государство гарантировало 7% ежегодных прибылей. Однако она распалась, не успев приступить к работе, так как не удалось собрать и половины требуемой суммы. Государству пришлось обратиться к английскому займу. С его помощью в 1872 г. была проложена первая железная дорога Токио–Иокогама протяженностью 28,8 км. В том же году при помощи английских специалистов была проведена первая телеграфная линия.

К началу 80-х годов собственность государства достигла значительных масштабов. Государственное предпринимательство выступало в форме правительственных заказов частным предприятиям. Широко практиковалась выдача субсидий, предоставление налоговых льгот, передача производственных фондов на безвозмездной основе определенному кругу предпринимателей, как правило, являвшихся кредиторами правительства. Подобная практика повлияла на развитие текстильной промышленности, судостроения и судоходства.

Государственное вмешательство не ограничивалось промышленной сферой. Правительство активно проводило операции на мировом рынке, сбывая чай, рис, шелк, закупая на вырученные средства промышленное оборудование и сырье, которые продавались японскими фабрикантам. В начале 70-х годов правительство приступило к организации новой кредитно-денежной системы. При поддержке государства была создана группа «национальных банков». В ее задачи входило налаживание системы денежного обращения, финансирование промышленных и торговых частных предприятий. Капитализированные пенсии бывших князей, самураев вкладывались в национальные банки, число которых к 1879 г. достигло 153. Причем 75% банковского капитала принадлежало самураям. Государство оказывало поддержку акционерным внешнеторговым компаниям. По заказам правительства проводились геологические изыскания, в ходе которых были открыты запасы угля, железной руды, золота.

Частное предпринимательство на этом этапе промышленного переворота отличалось определенными особенностями. Денежные средства старых торгово-ростовщических домов и бывших феодалов вкладывались в основном в кредитные операции и торговлю, составляя основу банковского и торгового капитала.

Строительство новых предприятий осуществлялось преимущественно представителями средней и мелкой городской буржуазии, а также помещиками в отраслях легкой промышленности, в производствах по переработке сельскохозяйственного сырья, где было легче внедрять машины, находить рынок сбыта и дешевую рабочую силу.

Первая частная прядильная фабрика, оснащенная американскими станками, была пущена в 1872 г. Однако основная масса вновь сооружаемых предприятий базировалась на примитивной технике, отличалась высокой долей ручного труда, поскольку размеры капиталов, инвестированных средней и мелкой буржуазией, помещиками, были, как правило, небольшими. Зато число мануфактур и мелких фабрик быстро росло. За период 1868–1877 гг. их численность достигла 489.

Таким образом, в 70-е годы главной особенностью промышленного переворота являлось перемещение капиталов из аграрного сектора экономики в промышленный, а также активное участие государства в индустриализации. Высокий уровень расходов порождал дефицит государственного бюджета. Для его сокращения проводились дополнительные выпуски бумажных денег, государственных ценных бумаг. Золотое содержание бумажных денег упало за период 1873–1881 гг. в два раза, что вызвало рост цен на товары и услуги. Однако инфляционная политика не принесла желаемых результатов. Государственных ресурсов не хватало на содержание нерентабельных предприятий.

В 80-е годы правительство перешло к осуществлению новой экономической политики. Ее цель состояла в создании условий для активизации частного предпринимательства путем приватизации государственной собственности. В ноябре 1881 г. был издан указ о передаче государственных предприятий в частные руки. Правительство сосредоточивало усилия на развитии чисто военных отраслей (арсеналы армии и флота). Департамент промышленности был упразднен, а вместо него учрежден Департамент сельского хозяйства и торговли. Продажа государственных объектов осуществлялась на льготных условиях, цены устанавливались в 2–3 раза ниже фактических, практиковалась рассрочка платежей на длительные сроки. Государственные предприятия сдавались в аренду, передавались в счет погашения долгов правительственным кредиторам. Железнодорожное строительство также стало сферой приложения частного капитала. В 1881 г. была основана первая акционерная компания с капиталом в 20 млн. иен, получившая землю и правительственные гарантии минимальной прибыли в 8% годовых (на 10–15 лет). В последующее десятилетие было организовано еще 15 компаний. Правительство устанавливало за их деятельностью контроль.

Передача объектов государственной собственности в частные руки изменила направления предпринимательской активности, что проявилось в переориентации капиталовложений.

Правительство с начала 80-х годов отказалось от инфляционной политики. В целях накопления средств повышались прямые налоги, прежде всего поземельный; местные налоги возросли в 1,5 раза; значительно увеличились косвенные налоги (на сакэ, биржевые посреднические операции был введен гербовый сбор). Для обеспечения валютных поступлений власти организовали специальный валютный Иокогамский банк, развернувший активную деятельность на внешних рынках, впервые обеспечив положительное сальдо во внешней торговле. Все это вызвало превышение государственных расходов над доходами, позволив осуществить денежную реформу. Государство в 1882 г. учредило Японский банк и наделило его правом эмиссии новых банкнот. Из обращения было изъято около 1/3 обесцененных бумажных денег. В 1886 г. был установлен серебряно-золотой стандарт. Реформа способствовала стабилизации денежной и кредитной системы, развитию экспорта, ограничению импорта, накоплению средств государством. Восстановление прежнего курса иены привело к снижению цен на сельскохозяйственную продукцию, что с повышением налогов резко снизило доходность и ускорило разорение мелких хозяйств. Этот процесс стал главным источником пополнения рынка рабочей силы в стране.[4]

Рост капиталовложений в промышленность обеспечивал строительство крупных предприятий, оснащенных новой техникой. Всего за период с 1877 по 1886 г. было построено 760 частных промышленных предприятий.

Ход промышленного переворота тормозился отсутствием собственного машиностроения и металлургической промышленности. Производство машин и аппаратов делало первые шаги. Механические заводы были маломощны, а их количество – незначительно. Общий технический уровень производства был низким. Развитие черной металлургии сдерживалось недостаточной сырьевой базой. Выплавка железа производилась кустарным способом. Попытка создания современного металлургического завода в г. Камаси потерпела неудачу. Отрасли промышленности, имевшие сырьевую базу, развивались более успешно. Наиболее передовыми в техническом отношении являлись военное производство и судостроение. Высокими темпами развития отличалось железнодорожное строительство. За 1882–1890 гг. протяженность железных дорог возросла в 10 раз. Образовалась единая железнодорожная сеть, что имело важнейшее значение для развития внутреннего рынка.

Успешное развитие сельскохозяйственного производства, промышленности и транспорта, установление твердой валюты оказали благоприятное воздействие на рост торговли, особенно внешней. Внутренний рынок был ограничен низкой покупательной способностью основной части населения, получавшего либо низкую заработную плату, либо небольшой доход от мелкого земледельческого хозяйства. Внешняя торговля отличалась значительной динамикой, сдвигами в структуре товарооборота, свидетельствовавшими об изменениях в промышленности и сельском хозяйстве. Возникновение национальных внешнеторговых акционерных компаний в 70–80-е годы, создавших заграничные агентства в торговых центрах Европы и Азии, расширило возможности японского капитала. Японские товары вывозились главным образом в Китай и Корею. Обеспечение рынков для японской промышленности становилось одной из первостепенных задач внешней политики страны.

Этап промышленного переворота, приходившийся на 80-е годы, был важным периодом становления промышленного капитализма в Японии, несмотря на то, что сельское хозяйство оставалось основой экономики страны, и в нем было занято около 2/3 населения страны. В результате приватизации объектов государственной собственности активизировалось частное предпринимательство в промышленности, транспорте, строительстве, что нашло отражение в промышленном подъеме второй половины 80-х годов. Ведущими отраслями промышленности оставались легкая и пищевая. Среди ограниченного комплекса отраслей тяжелой промышленности приоритетным являлось военное производство.

Одной из отличительных особенностей становления капиталистического хозяйства в Японии являлось то, что еще в ходе промышленного переворота началось формирование монополий. Одни из них создавались в целях конкурентной борьбы с иностранными товарами, переполнявшими японские рынки по причине их слабой таможенной защиты. Другим направлением образования монополий было расширение сферы деятельности семейных торгово-ростовщических домов путем учреждения банков, приобретения на льготных условиях промышленных предприятий, ранее принадлежавших государству, участия в акционерных транспортных компаниях и т.п. Подобная практика становилась основой для создания специфических японских монополий – дзайбацу – в форме конгломератов, включавших в себя предприятия различных отраслей промышленности, банки, железнодорожные, судоходные, торговые компании.

Таким образом, Япония завершила свой переход к индустриальной хозяйственной системе тем, что сельское хозяйство составляло 2/3 экономики страны, а остальная часть была направлена на военное производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, можно отметить краткие особенности перехода к индустриальной системе каждой страны.

Во Франции промышленный переворот серьезно задержался по той причине, что упорно проводимая континентальная блокада Англии Наполеоном лишила страну важнейших видов сырья (хлопка и индиго).

В Германии запоздавший промышленный переворот был очень бурным. «Прусский путь» в сельском хозяйстве оказался не выгодным для крестьянства, зато позволил предпринимателям организовать крупное сельскохозяйственное производство.

Промышленный переворот в США в значительной степени опирался на иммиграционный процесс, что являлось отличительной чертой капитализма переселенческого типа.

Развитие промышленности Японии в значительной степени было обусловлено военно-стратегическими задачами, решая эти задачи новое правительство широко использовало западноевропейский и североамериканский опыт, учитывая национальные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Вощанова Г.П., Годзина Г.С., История экономики: Учебное пособие – М.: ИНФРА - М, 2001-232с.;

2.      Конотопов М.В, Сметанин С.И. «История экономики зарубежных стран» 5-е издание – М: КноРус, 2006, 320с.;

3.      О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкина. «История экономики» Учебник - М: ИНФРА-М, 2002. - 384с.;

4.      Страгис Ю.П. «История экономики» - М:Проспект, 2007-525с.

 

2

 



Информация о работе Индустриализация Франции