Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:28, контрольная работа
Источники конституционного права –это различные формы выражения конституционно-правовых норм.
Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.
Введение 3
1.Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран 5
2.Особенности и структура источников конституционного права 8
Заключение 19
Список использованной литературы 24
Оглавление
Введение 3
1.Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран 5
2.Особенности и структура источников конституционного права 8
Заключение 19
Список использованной литературы 24
Источники конституционного права –это различные формы выражения конституционно-правовых норм.
Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.
Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:
1. Естественное
право - общечеловеческие
Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.
2. Позитивное право - писаное право, закрепленное в соответствующих формах.
Источники:
1. Конституции (основной источник);
2. Конституционные
законы (регулируют важнейшие
3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);
4. Парламентские
законы (иногда вступают в
5. Нормативные
акты правительств и глав
6. Решения
органов местного
7. Судебные
прецеденты (ранее вынесенные решения
судов, принимаемые за
8.Акты, издаваемые
в порядке толкования
9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);
10. Нормы
международного права,
Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат - свод норм мусульманского права.
Далее в работе мы более подробно рассмотрим и охарактеризуем источники конституционного права.
Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
Основным, главным
источником данной отрасли права
в подавляющем большинстве
При этом конституционные
нормы не охватывают всего многообразия
отношений в осуществлении
Это законы, которые можно подразделить на:
а) Конституционные,
вносят изменения в конституцию
или дополняют ее. Они не являются
составными частями конституции, но
регулируют важнейшие государственно-
б) Органические,
принимаются в усложненном
Имеют не менее важное значение в качестве источников государственного права, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содержащиеся в конституциях. Например, органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты парламента, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания и т.д.
в) Чрезвычайные, принимаются только на короткий срок, на несколько месяцев, с правом парламента продлить этот срок. Эти законы могут отступать от положений конституции.
г) Обычные, законы принимаемые парламентом.
Также это парламентские уставы (регламенты парламентов и палат), устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов.
Необходимо выделить и подзаконные акты, а именно:
а) акты главы государства (указы, декреты);
б) нормативные акты правительства (постановления, акты министров);
в) нормативные акты министерств и ведомств;
Естественно
не все акты, а лишь те, которые
содержат нормы конституционного права,
причем часто эти акты коренным образом
изменяют порядок применения конституции,
например, указы и декреты о
введении чрезвычайного положения,
как правило, сопровождающиеся прекращением
действия конституционных прав и
свобод, конституционных и
Замена правительственными актами традиционных источников государственного права является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона (2).
К источникам конституционного права зарубежных стран нужно относить и нормативные договоры: а) международные договоры в части, касающейся вопросов конституционного права; б) внутригосударственные договоры (федеративные и др.).
Акты органов конституционного контроля, (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы, соответствующими или несоответствующими конституции.
Значительное
место в конституционном праве
зарубежных стран занимают судебные
прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения
судов, принимаемые за обязательный
образец при решении
Конституционный
обычай - сложившееся в практике
однообразной деятельности органов
государства правило, имеющее устный
характер, опирающееся на консенсус
(согласие) участников отношений и
не пользующееся судебной защитой в
случае его нарушения (в литературе
они называются согласительными
нормами). Практическая роль обычаев
настолько велика, что игнорировать
их при изучении конституционного права
зарубежных стран невозможно. Обычаи
особенно распространены в деятельности
парламента и правительства
В зарубежной
классической литературе встречаются
утверждения, что источниками
Специфические источники:
а) религиозные источники - в мусульманских странах конституцию заменяю Коран и Сунна, стоящие иногда выше конституции.
б) декларации, хартии, программы и т.п., акты правящих партий во многих развивающихся и социалистических странах (1).
Под источниками конституционного права понимаются писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно–правовые отношения. Существуют различные классификации источников, более и менее развернутые, некоторые насчитывают пять, шесть, семь разновидностей. Мы предлагаем классификацию из десяти основных групп.
Первая группа – законы и иные государственно–правовые акты. Эта группа включает шесть разновидностей законов.
1–й вид – конституция. Конституция – это основной закон, он имеет особую форму, содержание, это основной источник конституционного права и в силу своего особого значения заслуживает отдельного изучения. Ему и будет посвящена отдельная глава настоящей книги.
2–й вид законов – конституционные законы. Они, в свою очередь, делятся на две разновидности. Первая разновидность конституционных законов – это те законы, которые вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его, изменяя какие–то сложившиеся отношения. Принятие этой группы конституционных законов возможно, но не обязательно, т.е. принятие их в конституции предусмотрено в абстрактной форме – они могут быть, но их может и не быть, они принимаются только тогда, когда возникает осознание их необходимости, т.е. возникает потребность изменения каких–то очень существенных общественных отношений. Классическим примером этих конституционных законов являются так называемые "поправки" к американской конституции. Их, как известно, 27 и каждая из них – это существенное дополнение текста американской конституции, общественных отношений урегулированных ею, либо закрепление необходимых изменений в сфере особо важных общественных отношений.
Вторая разновидность конституционных законов – это группа законов, которые составляют, так называемую, неписаную конституцию, т.е. формально это обычные законы, но в силу своей важности они выполняют функцию конституции. Это, например, Хабеас Корпус Акт (HabeasCorpusAct, 1679), Магна Карта (MagnaCarta, 1215), Закон о Парламенте, т.е. законы, входящие в качестве статутного права в неписаную британскую конституцию. Из таких законов состоит конституция Израиля, из трех конституционных законов состоит конституция Швеции. Для принятия обычного закона необходимо простое число голосов членов парламента, для принятия конституционного закона, как правило, – квалифицированное большинство голосов членов парламента – 2/3, 3/4, 4/5, т.е. всегда более половины. Более того, при принятии конституционного закона, если инициатива исходила от парламента, обычно недостаточно голосов квалифицированного большинства членов парламента, а этот закон еще выносится, например, на утверждение посредством референдума.
В федеративных государствах конституционные законы, которые изменяют федеральную конституцию, обычно должны быть одобрены большинством субъектов федерации. Например, для того, чтобы была внесена поправка в конституцию США, необходимо одобрение не менее 38 штатов. Такой порядок объясняет то обстоятельство, что за 200 с лишним лет существования американской конституции в нее было внесено только 27 поправок.
Третий вид законов – это, так называемые, органические законы. Это особый источник, который имеет ряд специфических черт. Принятие органических законов прямо предусмотрено в конституции, в отличие от конституционных законов, суть органических законов в том, что они дополняют конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности. Возможность принятия конституционных законов обычно предусматривается в гипотетической форме. Это, так сказать, абстрактная возможность, которая может быть и не реализована, а органические законы – это всегда неотъемлемая часть системы права любого государства (1).
Органические
законы принимаются простым
Четвертый вид законов – это акты исполнительной власти, имеющие силу закона. Иногда эти акты называют делегированным законодательством. Эти акты формально не называются законами, а всегда имеют какое–то особое название, по которому их можно отличить от других актов. Например, они могут называться ордонансом (во Франции), декретом, прокламацией. Принимаются они либо главой государства (президентом, монархом), либо правительством, главой правительства и даже иногда отдельным министром. Это акты исполнительной власти, но в данном случае они регулируют очень важные вопросы, которые относятся, как правило, к сфере законодательного регулирования. Примером может служить Указ президента Индии о национализации ряда банков, или акт правительства Нигерии, который упразднил федеративное устройство государства (1966 г.), а затем этот же орган правительства восстановил и реорганизовал федерацию (1966–76 г.). В качестве данного источника может быть назван декрет правительства о введении военного положения и т.д.
Информация о работе Источники конституционного права зарубежных стран