Источники международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Под источниками международного права в формальном (юридическом) смысле принято понимать определенные формы закрепления международно-правовых норм – формы, в которых воплощаются результаты соответствующего согласования государственных воль, направленного на формирование правовых норм.

Содержание работы

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………………………….3
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ
ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………….4
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ КАК ОСНОВНОЙ
ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………….6
4. АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………….8
5. РЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ И
АРБИТРАЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………………...13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………15

Файлы: 1 файл

КР Межд.право.docx

— 36.38 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………………………….3

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ

ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………….4

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ КАК ОСНОВНОЙ

ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………….6

 

  1. АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………….8

 

  1. РЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ И

АРБИТРАЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………………...13

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………15

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

Под источниками  международного права в формальном (юридическом) смысле принято понимать определенные формы закрепления  международно-правовых норм – формы, в которых воплощаются результаты соответствующего согласования государственных воль, направленного на формирование правовых норм.

Статут Международного суда (ст. 38) устанавливает, что суд, который  обязан решать переданные ему споры  на основании международного права, применяет:

  1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
  2. международные обычаи, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  3. общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  4. с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

К этому перечню можно  добавить обязательные нормативные  акты международных организаций, которые  в настоящее время также являются источниками международного права, хотя и имеют ограничительное  значение (например, по сфере действия).

Источники международного права  можно разделить на основные и вспомогательные. К первым относят международные договоры и международные обычаи, ко вторым – акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов.

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

Международное право закрепляет понятие международного договора в  ст. 2 Венской конвенции о праве  международных договорах 1969 г. следующим  образом: «договор» означает международное  соглашение, заключенное между государствами  в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или  нескольких связанных между собой  документах, а также независимо от его конкретного наименования. Кроме того, ст. 2 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. предусматривает, что «договор» означает международное соглашение, регулируемое международным правом и заключенное в письменной форме: между одним или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациями; или между международными организациями, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Субъектами международных  договоров могут быть все субъекты международного права, то есть, прежде всего, государства, нации, борющиеся  за государственную независимость, а также международные организации.

Средство и способы, при  помощи которых воля субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения, составляет форму международного договора. Сюда относят воплощающие эту волю словесные формулировки и определения, а также расположение, соотношение  и роль различных частей договора, его структура и наименование.

Общеобязательной формы  международных договоров нет. Форма  конкретного договора зависит от соглашения сторон. Она не влияет на обязательную силу договора и его  юридическую действительность. Главное  – в содержании договора, однако и форма договора имеет значение.

Международный договор –  и в этом одно из его важных отличий  от международного обычая – существует лишь как соглашение, воплощенное  в тексте.

В понятие «форма» входят наименования международных договоров. Это договор, конвенция, соглашение, пакт, протокол, устав, статут, совместное заявление, декларация, коммюнике, хартия, меморандум, регламент, акт, обмен нотами и др.

Как правило, международные  договоры заключаются в письменной форме. Однако между государствами  могут заключаться и устные международные  договоры, так называемые джентльменские соглашения.

Существуют различные  виды международных договоров. В  зависимости от числа участников все международные договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние.

Двусторонние, в свою очередь, могут быть подразделены на договоры, в которых с каждой стороны  имеется по одному участнику (двусторонние в обычном понимании), и на договоры, в которых с одной стороны  имеется несколько участников (например, международная организация), а с  другой –один или несколько участников.

Среди многосторонних договоров  следует различать договоры с  ограниченным числом участников (групповые  или ограниченные) и общие, или  универсальные, многосторонние договоры.

Групповые договоры объединяют ограниченное число государств, в  то время как общие носят универсальный  характер. Примером ограниченных многосторонних договоров могут служить замкнутые  военные группировки типа НАТО, участие  в которых новых государств зависит  от согласия всех участников, такие  договоры являются закрытыми.

Двусторонние и многосторонние договоры при некоторых обстоятельствах  могут переходить друг в друга. Двусторонние – по мере присоединения к ним  других государств. И наоборот, может  случиться так, что международный  договор заключается как многосторонний в обычном понимании этого  слова, но впоследствии среди его  участником образуются две группы.

Среди многосторонних договоров  особое место занимают общие договоры, или договоры универсального характера. Именно им сейчас принадлежит ведущая  роль в создании общеобязательных норм международного права.

В зависимости от видов  объектов можно выделить такие международные  договоры, как политические, экономические, договоры по вопросам культуры, науки  и другие.

В зависимости от уровня, на котором заключен международный  договор, различают договоры межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

В зависимости от участников договора выделяют договоры между государствами, договоры между государствами и  международными организациями и  договоры между организациями.

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

Международный договор представляет собой явно выраженное соглашение между двумя  и более субъектами международного права. При этом важнейшее правообразующее  значение имеют международные договоры универсального характера, договоры, содержащие императивные нормы международного права, нормы jus cogens.

Определенное  правообразующее значение имеют  и договоры, заключаемые двумя  и несколькими государствами  и иными субъектами международного права – договоры, в которых находят свое отражение диспозитивные международно-правовые нормы, договоры, призванные зафиксировать решение тех или иных конкретных проблем, возникающих у ограниченного числа субъектов международного права.

По смыслу подп. b п. 1 ст. 38 Статута Международного Суда ООН международный обычай образуется в результате выявления устоявшейся практики межгосударственного общения – практики, включающей многократно повторяемые действия на международной арене, или наблюдаемое в течение длительного времени воздержание от действий. Эта практика должна быть не только постоянной и длительной, она должна охватывать максимальный круг государств, участвующих в международном общении. Но самое главное – эта практика должна применяться с осознанием ее юридической обязательности или правовой необходимости. Иными словами, должно сложиться opinio juris относительно того или иного способа регулирования международных отношений, применительно к той или иной конкретной ситуации.

Принятие того или иного  правила в качестве обычной нормы  зависит от субъектов международного права и может выражаться в  различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные  заявления). При этом признание правила  поведения обычной нормой может  производиться как путем активных действий, так и путем воздержания  от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

От международно-правового  обычая следует отличать обыкновение. Оно представляет собой правило  поведения субъектов международных  правоотношений, не обладающее качеством  юридической обязательности. Иными  словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому  нарушение обычая рассматривается  субъектами международного права как  правонарушение, нарушение же обыкновения рассматривается как недружественный акт, следовательно, санкцией за нарушение обыкновения может выступить реторсия.

Обычными нормами могут  при определенных условиях стать  нормы резолюций международных  организаций. Так, например, п. 14 Стандартных  правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной  Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г.) гласит: "Хотя настоящие Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право".

Необходимо также учитывать, что среди источников международного права не установлена иерархическая  структура норм; обычные нормы  имеют такую же юридическую силу, как и договорные. Значительное число  действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные  временем кодифицированные обычаи.

  1. АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Правотворческий процесс  в международном праве не ограничивается заключением международного договора и признанием международного обычая в качестве обычной нормы международного права. К новым способам международного правотворчества можно отнести заключительные акты международных совещаний и конференций, резолюции и иные акты международных организаций.

Например, многие современные  межгосударственные организации разрабатывают  и принимают так называемые административно-регламентационные  акты, которые содержат правила, относящиеся  к различным аспектам их внешнего функционирования, и способствуют решению их уставных задач (например, административные регламенты (МСЭ, ВПС); технические регламенты (ВМО); международные стандарты (ИКАО); медико-санитарные правила (ВОЗ); международные правила (МАГАТЭ, Международный орган по морскому дну); регламенты (Европейский союз).

По своей юридической  силе акты международных организаций  могут быть как рекомендательными, так и носить юридически обязательный характер. И правомочие международных организаций на принятие того или иного вида данных актов (обязательного либо необязательного) целиком зависит и основывается на положениях их учредительных актов, подписанных и ратифицированных государствами-членами на основе их суверенного волеизъявления, и других нормативных установлениях, составляющих «правила организации».

Самой универсальной международной  организацией является Организация  Объединенных Наций. Учрежденные Уставом  ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея – рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18).

Совет Безопасности – доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных  военных мероприятиях, собственные  правила процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами  Организации непосредственно и  путем их действий в соответствующих  международных учреждениях.

Успешно действуют специальные комиссии ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.), чьи нормативные модели чаще всего служат стандартом для применения в национально-правовых системах.

Информация о работе Источники международного права