Источники международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Международное публичное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.
Международное частное право (МЧП) — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и виды источников международного права 4
Международный договор как источник международного права. 8
Обычай как источник международного права 11
Иные источники международного права 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Международное право 3 курс источники международного права.docx

— 45.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Понятие и виды источников международного права 4

Международный договор как источник международного права. 8

Обычай как источник международного права 11

Иные источники международного права 13

Заключение 17

Список использованной литературы 18

  Введение

 

  Международное право — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

  В международном  праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

  Международное публичное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

  Международное частное право (МЧП) — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

  Основная  специфика международного частного права — наличие в регулируемых правоотношениях иностранного элемента и использование коллизионных норм.

  Источниками международного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

  Для международного публичного права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для международного частного права — законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

  В теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.).

  Таким образом, источниками международного права  будут считаться те формы, в которых  выражены правила поведения субъектов  международных отношений и которые  сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Понятие и виды источников международного права

 

  Термин "источники  права" обычно принято употреблять  в двух значениях - материальном и  формальном. Под материальными источниками  понимаются материальные условия жизни  общества. Формальные источники права, более всего интересующие правоведов, - это те формы, в которых находят  свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права.

  Источники международного права отличаются от источников национального права по следующим параметрам.

  Во-первых, нормы международного права устанавливаются  его субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласованную общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм. Таким образом, правотворчество в международном праве осуществляется по "горизонтали", т.е. между равноправными субъектами, в то время как в национальном праве принят "вертикальный" - сверху вниз - порядок правотворчества.

  Во-вторых, субъективному праву предусмотренных  нормами международного права субъектов всегда противостоят юридические обязательства других субъектов международного права, в то время как в национальном праве подобная ситуация встречается не так часто.

  В связи с этим об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках юридических  обязательств субъектов международных  правоотношений. В большинстве случаев  предпочтительнее вести речь об обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, кроме случаев наличия императивной нормы.1

  Основная  проблема источников международного права  заключается в неясности их перечня. Международно-правовые нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Приблизительный перечень источников, который некоторыми учеными принимается в качестве списка источников международного права, содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН, которая гласит:

  "Суд,  который обязан решать переданные  ему споры на основании международного права, применяет:

  a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

  b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

  c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

  d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".

  Под общими международными конвенциями  понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

  Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило  поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.

  Повторение  действий предполагает продолжительность  их совершения. Международное право  не устанавливает, однако, какой именно временной отрезок необходимо иметь в виду для формирования обычая.

  Решения международных организаций, несмотря на то что они не упоминаются в ст. 38 Статута, могут стать отправным моментом для образования обычая, в случае если они выражают согласованные позиции государств - в теории согласованная позиция государств по поводу конкретной проблемы называется "state practice" (или "государственная практика").

  С возникновением правила поведения  процесс образования обычая не завершается. Только признание государствами в качестве правовой нормы ("opinio juris") превращает то или иное правило поведения государств в обычай. Обычные нормы по общему правилу имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.

  Квалификация  правила поведения в качестве обычая является сложным процессом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом  в письменном виде. Поэтому для  установления существования обычая используются вспомогательные средства, также перечисленные в ст. 38 Статута Международного суда ООН: судебные решения и доктрины наиболее признанных специалистов в области международного права различных стран, а также в теории в качестве дополнительных источников выделяют решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.

  К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся  решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.

  Международный суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, он давал им более или менее четкие формулировки. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

  В XIX веке труды выдающихся ученых в  области международного права часто  рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя исключать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях способствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств, однако следует помнить о том, что даже самый выдающийся труд ученого не может быть принят Международным судом ООН в качестве обязательного источника.

  Вспомогательным средством для определения существования  обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать как доказательство признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство. Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, а также делегаций на международных конференциях также могут служить доказательством существования обычной нормы, поскольку, равно как и совместные заявления государств (например, коммюнике по итогам переговоров), составляют "opinio juris".

  Что понимается в ст. 38 Статута Международного суда ООН под "общими принципами права, признанными цивилизованными  нациями", до сих пор неясно. В теории международного права однозначного ответа на этот вопрос нет, однако большинство юристов-международников склоняются к тому, что это "юридические максимы", известные со времен императора Юстиниана, например: "последующая норма отменяет предыдущую", "специальная норма отменяет общую", "норма с большей юридической силой отменяет норму с меньшей силой", "равный над равным власти не имеет" и т.д.

  Другие  ученые в качестве общих принципов  права, признанных цивилизованными нациями, признают не основные принципы международного права, а принципы права вообще. Указанные положения являются принципами построения международного права, основными идеями, на которых базируется функционирование как международно-правовой системы, так и правовых систем отдельных государств.

  Также некоторые ученые обращают внимание на формулировку "цивилизованные нации" и называют ее некорректной, поскольку из судебной практики не ясны критерии "цивилизованности".2

  В соответствии со ст. 94 Устава ООН члены  Организации обязались выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором они являются сторонами. В случае же, если какая-либо сторона не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который правомочен, в частности, решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение.

  Доктрины  наиболее квалифицированных специалистов в области права могут служить  лишь вспомогательными средствами для  определения точного содержания позиций субъектов международного права при применении и толковании международно-правовых норм.

  Государства и другие субъекты международного права, согласуя свою волю относительно международного правила поведения, принимают решение и о форме воплощения этого правила, т.е. о том источнике, в котором норма будет зафиксирована. При этом государства свободны в выборе формы закрепления международно-правовой нормы.

  В настоящее время, как это отмечается в литературе, в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних источника некоторые ученые (например И.И. Лукашук) называют "международным "мягким" правом", под чем подразумевается отсутствие свойства юридической обязательности.

  Статут  Международного суда ООН в ст. 38 не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций в  списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного института - Международного суда ООН и устанавливает правила, обязательные только для этого института.

Информация о работе Источники международного права