Источники международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 11:38, творческая работа

Описание работы

В теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства.
Источниками международного права будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

Файлы: 1 файл

gladkova_tvorcheskaia_rabota.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

БФ СГА

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Международное право

Тема

Источники международного права

Фамилия

 

Имя

 

Отчество

 

№ контракта

 

 

Основная часть

Источники международного права

В теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства.

 Источниками международного  права будут считаться те формы,  в которых выражены правила  поведения субъектов международных  отношений и которые сообщают  этим правилам качество международно-правовой нормы.

Этот термин обычно принято употреблять  в двух значениях - материальном и  формальном. Под материальными источниками  понимаются материальные условия жизни  общества. Формальные источники права, более всего интересующие правоведов, - это те формы в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук в том числе международного права.

Источники международного права отличаются от источников национального права по следующим параметрам.

Во-первых, нормы международного права  устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему  их согласованную общую волю. Поэтому  такие соглашения и являются источниками  международно-правовых норм. Таким образом, правотворчество в международном праве осуществляется между равноправными субъектами, в то время как в национальном праве принят "вертикальный - сверх-вниз - порядок правотворчества.

Во-вторых, субъективному праву  предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят юридические обязательства других субъектов международного права, в то время как в национальном праве подобная ситуация встречается не так часто.

В связи с этим об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках юридических обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь об обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, кроме случаев наличия императивной нормы.

Основная проблема источников международного права заключается в неясности  их перечня. Международно-правовые нормативные  документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Приблизительный  список источников, который некоторыми учеными принимается в качестве списка источников международного права, содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН, которая гласит:

"Суд, который обязан решать  переданные ему споры на основании  международного права, применяет:

1) международные конвенции, как  общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство  всеобщей практики, признанной в  качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные  цивилизованными нациями;

4) с оговоркой, указанной в статье 58, судебные решения и доктрины  наиболее квалифицированных специалистов  по публичному праву различных  наций в качестве вспомогательного  средства для определения правовых  норм".

Под общими международными конвенциями  понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило  поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.

Повторение  действий предполагает продолжительность  их совершения. Международное право  не устанавливает, однако, какой именно временной отрезок необходимо иметь  в виду для формирования обычая.

Решения международных организаций, несмотря на то что они не упоминаются в ст. 37 Статута, могут стать отправным моментом для образования обычая, в случае если они выражают согласованные позиции государств - в теории согласованная позиция государств по поводу конкретной проблемы называется "state practice" (или "государственная практика").

С возникновением правила поведения  процесс образования обычая не завершается. Только признание государствами  в качестве правовой нормы ("opinio juris") превращает то или иное правило поведения  государств в обычай. Обычные нормы по общему правилу имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.

Квалификация  правила поведения в качестве обычая является сложным процессом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом  в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства, также перечисленные в ст. 37 Статута Международного суда ООН: судебные решения и доктрины наиболее признанных специалистов в области международного права различных стран, а также в теории в качестве дополнительных источников выделяют решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся  решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.

Международный суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, он давал им более или менее четкие формулировки. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

В XIX веке труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя исключать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях способствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств, однако следует помнить о том, что даже самый выдающийся труд ученого не может быть принят Международным судом ООН в качестве обязательного источника.

Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать как доказательство признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство. Официальные заявления глав государств и правительств и других представителей, в том числе в международных органах, а также делегаций на международных конференциях также могут служить доказательством существования обычной нормы, поскольку, равно как и совместные заявления государств (например, коммюнике по итогам переговоров), составляют "opinio juris".

Что понимается в ст. 37 Статута Международного суда ООН под "общими принципами права, признанными цивилизованными  нациями", до сих пор неясно. В  теории международного права однозначного ответа на этот вопрос нет, однако большинство юристов-международников склоняются к тому, что это "юридические максимы", известные со времен императора Юстиниана, например: "последующая норма отменяет предыдущую", "специальная норма отменяет общую", "норма с большей юридической силой отменяет норму с меньшей силой", "равный над равным власти не имеет" и т.д.

Другие ученые в качестве общих  принципов права, признанных цивилизованными  нациями, признают не основные принципы международного права, а принципы права  вообще. Указанные положения являются принципами построения международного права, основными идеями, на которых базируется функционирование как международно-правовой системы, так и правовых систем отдельных государств.

Также некоторые ученые обращают внимание на формулировку "цивилизованные нации" и называют ее некорректной, поскольку из судебной практики не ясны критерии "цивилизованности".

В соответствии со ст. 94 Устава ООН  члены Организации обязались  выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором они  являются сторонами. В случае же, если какая-либо сторона не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который правомочен, в частности, решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение.

Доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области права могут служить лишь вспомогательными средствами для определения точного содержания позиций субъектов международного права при применении и толковании международно-правовых норм.

Государства и другие субъекты международного права, согласуя свою волю относительно международного правила поведения, принимают решение и о форме воплощения этого правила, т.е. о том источнике, в котором норма будет зафиксирована. При этом государства свободны в выборе формы закрепления международно-правовой нормы.

В настоящее время, как это отмечается в литературе, в практике международного общения выработаны четыре формы  источников международного права: международный  договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних источника некоторые ученые (например И.И. Лукашук) называют "международным "мягким" правом", под чем подразумевается отсутствие свойства юридической обязательности.

Статут Международного суда ООН в ст. 37 не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций в списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного института - Международного суда ООН и устанавливает правила, обязательные только для этого института.

Согласно учредительным документам (уставам) большинства межправительственных организаций последние имеют  право заключать международные  договоры, а также регламентировать международные отношения посредством своих резолюций.

Согласно общей теории права  под правовым актом понимается оформленное  соответствующим образом внешнее  выражение воли субъектов права. Правовые акты разнообразны и играют различную роль в международно-правовом регулировании.

Правовые акты характеризуются  следующими чертами:

1) словесно-документальной формой;

2) волевым характером (фиксируют  волю субъекта права);

3) могут выступать в качестве  источников норм права, актов  толкования права, актов применения права, актов реализации прав и обязанностей субъектов права.

Что касается правовой природы и  юридической силы регламентов международных  организаций, то этот вопрос остается дискуссионным и открытым. И договоры, и обычаи основаны на согласовании воль создавших их участников международных отношений, а регламент представляет собой односторонний акт международной организации, регулирующий, как правило, дисциплинарные вопросы.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Научный метод

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_метод

2

источники международного права

http://xreferat.ru/59/2276-1-istochniki-mezhdunarodnogo-prava.html

3

источники международного права

http://yandex.ru/yandsearch?text=4.%09Источники%20международного%20права&clid=1882610&lr=194


 

 




Информация о работе Источники международного права