История государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Главными источниками по истории спартанского государства являются сочинения древнегреческих историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.
В трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Историко – правовые особенности Древней Спарты……………………..5
1.1 Законы Ликурга……………………………………………………………...6
1.2 Вопросы воспитания…………………………………………………….…..7
1.3 Рабовладение…………………………………………………………………9
1.4 Государственный строй…………………………………………………….11
2. Особенности общественного и государственного строя Спарты……….15
3. Право Древней Спарты…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

право Древней спарты.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Историко – правовые особенности Древней Спарты……………………..5
    1. Законы Ликурга……………………………………………………………...6
    2. Вопросы воспитания…………………………………………………….…..7
    3. Рабовладение…………………………………………………………………9
    4. Государственный строй…………………………………………………….11
  2. Особенности общественного и государственного строя Спарты……….15
  3. Право Древней Спарты…………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………18

Литература……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Общественный  и государственный строй древней Спарты сильно  отличается от  других  полисов.  С одной стороны «община равных»,  внутри   которой установились отношения, схожие с коммунизмом,  с другой – эксплуатируемая масса порабощенного населения.

Как сложились  такое  общество?  Что  легло  в  основу  институтов  его власти? Под влиянием чего они из  родоплеменных  органов  стали  институтами рабовладельческого  государства? 

Все же самый  интересный вопрос -  каким  образом  сохранив  во  многом пережитки родоплеменной организации в управлении  государством  и  архаичные черты общественной  жизни,  в  Спарте  сложилось  сильное  рабовладельческое государство, занимавшее значительную территорию  и  державшее  в  подчинении население,  во  много  раз  превосходившее по  своей численности   «общину равных».

В VI в.  до  н.э.  Спарта  завоевала  соседнюю  плодородную  страну Мессению, а остальные территории Южной Греции постепенно были  вынуждены  ей подчиниться и вошли в Пелопоннесский союз,  ставший  самым  сильным  военным союзом  в  Греции.  Спарта,  гегемон  в  Пелопоннесском   союзе,   проводила реакционную  политику,  поддерживая  все  антидемократические   движения   в Древней Греции.

Военная мощь и  высокая  организация  спартанских  войск  не  вызывали сомнения, а общественная жизнь Древней Спарты была нацелена  на  поддержание постоянной боевой готовности всего коллектива спартиатов.

К сожалению, по  истории  древней  Спарты  очень  мало  источников.  В Спарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя  государства, приветствующего  во  всем  краткость  и  четкость,  в  Спарте  отсутствовало искусство ораторства, политические трактаты и т.д. Только стихи  на  военно - патриотические  темы,  дошедшие  в  отрывках  до  нашего  времени,  получили популярность среди спартиатов. Археологические материалы по истории  Древней Спарты тоже довольно скудные, т. к. материальная культура  в  Лаконике  была бедна.

О  начальном  периоде  сложения  спартанского   государства   известно немногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна,  современных  свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не  было),  сохранились  только легенды,  смутно  отражающие  дорийские  миграции  и   установление   власти спартиатов.

Главными источниками  по  истории  спартанского  государства  являются сочинения  древнегреческих  историков  -  Геродота,  Фукидида,   Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.

В трудах  древних данные  отрывочны и не  всегда объективны, только по их  свидетельствам  можно  составить  представления  о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Историко – правовые особенности Древней Спарты

 

 

В противоположность  демократическим Афинам Спарта была своеобразной аристократической республикой. Причины этого уходят в глубокое прошлое.

В ХП-Х1 веках до н.э. в  небольшую область на полуострове  Пелопоннес - Лаконику вторглись дорические племена. Область эта была уже  занята ахейцами. После ожесточенной борьбы оба племени заключили  союз, образовали совместную общину. Возглавлялась она двумя царями - дорийским и ахейским.

Маленькая Лаконика (300 км') оказалась тесной для новой общины. Началась война за овладение соседней Мессенией. Она продолжалась целое  столетие и окончилась победой Спарты.

Земли Мессении стали  общей собственностью победителей. Ее население было обращено в рабов - илотов.

Завоевание поставило  перед спартанской общиной новые  задачи. Следовало создать органы власти, до того времени не известные  ни дорийцам, ни ахецам. Но первобытнообщинный строй еще не был разрушен. Результатом этого явился своеобразный сплав сильной, террористической по своим приемам государственной власти и пережиточно сохранившихся элементов родового устройства. В этом своеобразии - главная особенность Спарты.

В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой Общиной. Ремесла и торговля были  делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Их занятие -.военная служба. Свободное же время посвящалось "хороводам, пирам, празднествам, охоте, гимнастике".

Земля в Спарте была поделена на 10 тысяч равных участков - по числу  полноправных граждан. Число это  должно было оставаться неизменным. Не было участка - не было гражданства.

Обрабатывали землю  илоты. Они имели семьи, наделялись двором и земельным наделом. Обязанности их ограничивались определенной податью.

На эту подать существовали вся община и каждый ее участник в отдельности. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в  пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на устройство которых спартиат отчислял часть своего дохода.

 

 

    1. Законы Ликурга

 

 

Ликургу приписывалось издание ретр - так назывались в Спарте некоторые ее основные законы. Одна из ретр, направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана только топором, а двери только пилой. Законодатель рассчитывал, что это простое жилище никто не пожелает украсить ложами на серебряных ножках или роскошными покрывалами.

Деньги предписывалось чеканить в виде больших и тяжелых  железных монет, чтобы предотвратить  их накопление и затруднить оборот. Золотая и серебряная монеты были запрещены.

Чтобы перевезти сравнительно небольшую сумму денег (10 мин), пишет  Плутарх, требовалась упряжка волов, а для их хранения - большой склад. По мере распространения новой монеты пропала охота воровать, брать взятки или грабить, "коль скоро нечисто нажитое и спрятать было немыслимо".

Семья в Спарте как  бы заморожена на стадии парного брака, а в некоторых отношениях напоминала еще более раннюю ступень - брак групповой. Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним.

"Муж молодой жены, - говорит Плутарх, - если был у  него на примете порядочный  и красивый юноша... мог ввести  его в свою опочивальню, а  родившегося от его семени  ребенка признать своим". Чувство  ревности "Ликург изгнал" как  недостойное. Вместе с тем .не стало и прелюбодеяний. Невест все еще брали уводом, но этот увод был фактически узаконен.

Мужчина уже предпочитает одну, определенную женщину, и эта  последняя, тяготясь обязанностью принадлежать многим, ищет любви одного. Но и то и другое следовало еще скрывать как нарушение традиции, как отступление от правил. Победа парного брака определилась постепенно, и долгое время он соседствует с групповым.

 

 

    1. Вопросы воспитания

 

 

Существенную часть  деятельности государства составляло воспитание молодежи: оно вырабатывало в юноше смелость, дисциплинированность, беспрекословное подчинение.

С семилетнего возраста и до 20-летнего мальчики и юноши  жили вне своих семей, вместе ели  и спали, вместе занимались физическими  упражнениями и военным делом. Им давали грубую одежду, заставляли ходить босиком зимой и летом, поручали трудные работы. Их плохо кормили, чтобы возбудить сметливость, и строго наказывали за обнаруженное воровство. Малейшее недовольство сурово подавлялось. Всякая ошибка наказывалась. Доходило до настоящих истязаний, замаскированных под религиозный обряд. Говорить кратко, а больше молчать считалось непременной добродетелью.

Юношам стремились привить  восхищение спартанскими порядками, выработать у них высокомерное презрение  к илотам.

Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого  и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.

Поэтому  воспитание  и   обучение   являлось   одной   из   главных государственных  забот и осуществлялось на  общественных  началах.  Согласно законам  Ликурга,  все  новорожденные  подвергались   специальному   осмотру старейшин филы. Если  они  находили  ребенка  крепким  и  здоровым,  то  его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один  из  наделов.

Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы  ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав,  что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого  начала отказано в здоровье и силе».

Родители были не в праве сами распоряжаться воспитанием ребенка.  Едва мальчики  достигали  семилетнего  возраста,  их  забирали  у   родителей   и распределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли  и  трудились, причем под  словом  «трудиться»  подразумевалось  выполнение  гимнастических упражнений. «Агела» - значит стадо. В этом названии пережиточно  сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию.  Таким образом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко  времени до дорийского вторжения в Лаконию.

Воспитывали и обучали детей педономы  -  государственные  воспитатели, избранные из  числа  наиболее  достойных  спартиатов.  Начальниками  агел - агелархами  -  были  мальчики   старших   возрастных   групп,   отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью  в  драках.  Дети  должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы,  молча  повиноваться  и молча терпеть наказания. Таким  образом  воспитывалась  привычка  к  строгой дисциплине, которая считалась высшей добродетелью. Таким образом, все воспитание сводилось к  требованиям  беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать  верх  над  противником.

Детей учили  говорить немногословно и метко («лаконизм»),  так,  что в их словах «едкая  острота  смешивалась  с  изяществом,  чтобы  краткие  речи

вызывали пространные  размышления»

Так же учили  пению и музыке. По достижению 20-ти  лет  юноши  получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной  из  сисситий.  Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная  жизнь, поддерживаемая  в  мирное  время,  продолжались  до  старости. 

Государство  заботилось  о  воспитании  не  только  мальчиков,  но  и девочек, так как спартанская община была заинтересована в том, что  бы  дети рождались здоровыми и сильными  и  могли  стать  в  дальнейшем  полноправыми воинами. Несмотря на то,  что  воспитывались  девочки  матерями,  они  также должны были выполнять те же упражнения, что и  мальчики:  бегать,  бороться, бросать диск, метать копья.

Таким  образом,  вся  жизнь  спартанцев  была   подчинена   интересам военизированного государства, что способствовало сохранению  архаичных  черт в быту.

 

 

    1. Рабовладение

 

 

Илоты отдавали своим  господам половину урожая. Остальное было их собственностью. Этим они отличаются от рабов в строгом значении этого понятия и приближаются к крепостным. Илоты считались собственностью государства так же, как и земля.

Они носили особую одежду из шкур животных: она, как клеймо, должна была подчеркивать их бесправие. Каждый год илот должен был перенести некоторое число ударов: чтобы не забывал о своем положении. Илота, отличавшегося своей физической силой, убивали.

Каждый год Спарта объявляла  илотам войну. За этим следовали криптии: молодые спартанцы, вооруженные кинжалами, убивали всякого илота, попадавшегося на дороге, в лесу, в поле.

Однажды спартанские власти, обеспокоенные, очевидно, какими-то сведениями, объявили, что намерены дать свободу тем  илотам, которые оказали спартанцам наибольшие услуги (во время войны каждого воина сопровождало несколько легковооруженных илотов). "Этим, - пишет древнегреческий историк Фукидид, - лакедемоняне (другое название спартанцев) испытывали илотов, полагая, что все, считающиеся наиболее достойными освобождения, скорее всего способны осмелиться восстать против угнетения. Таким образом отделено в первую очередь было около двух тысяч человек. С венками на головах, как бы уже освобожденные, эти илоты обходили храмы, но вскоре исчезли, и никто не знал, какой конец постиг каждого из них".

Информация о работе История государства и права