Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:01, курсовая работа
Институт выборов - один из самых древних институтов человеческого общества. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существование значение, особенно сословные выборы в городах.
Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие избирательного права. Принципы избирательного права…………………………3
2. Понятие и виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная……………..9
2.1. Понятие избирательной системы…………………………………………………………….....9
2.2. Виды избирательных систем…………………………………………………………………….9
3.2. Мажоритарная избирательная система………………………………………………………10
3.4. Пропорциональная избирательная система…………………………………………………12
3. Сущность выборов………………………………………………………………………………….16
3.1. Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов……………….17
3.2. Назначение и проведение выборов…………………………………………………………...17
3.3. Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………………………………...20
3.4. Предвыборная агитация…………………………………………………………………………20
3.5. Голосование и определение результатов выборов………………………………………..21
4. Референдум в зарубежных странах……………………………………………………………..22
4.1. Понятие референдума.………………………………………………………………………….22
4.2. Виды референдума………………………………………………………………………………23
4.3. Порядок проведение референдума…………………………………………………………...25
4.4. Организация референдума……………………………………………………………………..27
4.5. Форма проведения референдума……………………………………………………………..28
4.6. Определение и подведение итогов референдума…………………………………………29
4.7. Правовые последствия референдума………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………………………………………….32
В ряде стран применяются нетрадиционн
- система единственного непередаваемого голоса (ограниченный вотум);
- кумулятивный вотум;
- система единственного передаваемого голоса;
- преферинциальное голосование;
- панаширование.
При системе единственного передаваемого голоса (которая применялась при выборах нижней палаты в Японии) избиратель в многомандатном округе голосует только за одного конкретного кандидата (а не за партийный список), а победителями становятся несколько кандидатов (их число равное числу мандатов в округе, друг за другом набравшие самое большое число голосов).
Особенность этой системы в том, что по одним признакам (многомандатный округ) она пропорциональная, но голосование идет как при мажоритарной системе (1 голос за 1 конкретного кандидата). Нередко ее называют системой ограниченного вотума, поскольку избиратель имеет меньше голосов (1), чем надо избрать депутатов (несколько).
Кумулятивный вотум (от слова «аккумулировать») отличается от ограниченного вотума тем, что в многомандатном округе избиратель имеет столько же голосов, сколько разыгрываются мандатов, но он может распорядиться своими голосами так, как захочет, - может отдать по голосу разным (лучшим, с его точки зрения) кандидатам, либо отдать сразу все голоса одному из них, либо распределить их по-другому.
Система единственного передаваемого голоса объединяет в себе черты ограниченного и кумулятивного вотумов:
- применяется в многомандатных округах;
- избиратель имеет несколько
голосов, обычно 3, но фактически
использует их как один
- свой голос избиратель отдает разным кандидатам, но в порядке очередности (предпочтительности); например, напротив фамилии одного кандидата ставит цифру 1(то есть голосует за него в 1-ю очередь), напротив другого - цифру 2, напротив третьего цифру 3.
Главный принцип системы единственного передаваемого голоса - голоса уже избранных (и исключенных из распределения) кандидатов передаются тем, кому 1-х голосов не хватило, но которые указаны в передаваемых бюллетенях вторыми.
Данная система применялась
при выборах депутатов
При преферициальном голосовании избиратель голосует как за партийный список, так и за конкретных кандидатов данного списка, тем самым, влияя на расстановку кандидатов данного списка, и, соответственно, на расстановку кандидатов внутри списка и очередность получения ими депутатских мандатов.
Панаширование - возможность голосовать за кандидатов из разных партийных списков или самому дополнительно вписывать в бюллетень фамилии новых кандидатов.
3. Сущность выборов.
Сущность выборов - это определение
партий и должностных лиц, которые
в течение определённого срока
будут управлять государством, государственным
образованием или административно-
В большинстве стран свободные, честные, без фальсификации, регулярные выборы рассматриваются как один из важнейших принципов демократии. Во многих странах выборы положили конец военным и авторитарным режимам, например, в Бразилии, Аргентине и т.д. Но и нередко выборы проходят в условиях авторитарных режимов. Даже иногда тоталитарные режимы практикуют регулярные выборы, которые так обставлены, что противникам тоталитаризма одержать победу невозможно.
А с точки зрения мусульманского права, выборы как институт не заслуживают высокой оценки, хотя и используются в большинстве мусульманских стран. Даже сторонники ислама, стремящиеся следовать средневековому халифату времён Мухаммеда, утверждают, что использование этого института не может гарантировать избрание самых достойных. Поэтому они предпочитают институт аш-шура, т.е. совещание особо авторитетных лиц при правительстве государства, эти лица не избираются, а выделяются среди населения, становятся заметными благодаря их уму, военному опыту, и приглашаются правителем в свой совет. Единогласное мнение совета имеет особую силу, оно становится важнейшим источником права.
Что же касается принципа выборности в условиях военных режимов, то он не отвергается, а военный, революционный совет, его лидер обещают провести выборы, как только наведётся порядок в стране. Эти выборы обычно отодвигаются на неопределённое время, и выборы не проводятся в течение десяти, а то и больше лет.
3.1. Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов.
Вообще, избирательный процесс - это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. В зарубежных странах выборы проводятся в установленные законом сроки, например: в президентских республиках - через строго определённые промежутки времени (в США - в первый вторник ноября каждого чётного года); в парламентских республиках и парламентских монархиях - по истечении срока полномочий представительного органа, т.е. происходят очередные выборы, а в случае досрочного роспуска парламента главой государства - внеочередные выборы, в случае отстранения, отставки, смерти депутата - дополнительные выборы. Сам избирательный процесс включает несколько стадий, одна из них назначение выборов.
3.2. Назначение и проведение выборов.
Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией, например, в Коста-Рике выборы президента осуществляются раз в четыре года в первое воскресенье февраля. Также дата выборов установлена конституцией в таких странах, как США, Латвия, Мексика. В конституциях может быть определена не дата, а условия выборов: они проводятся после истечения срока полномочий данного органа или должностного лица (в Болгарии, Польше, Чехии), а после роспуска представительного органа, например, в Великобритании через двадцать дней. Но и при этих условиях издаётся соответствующий акт о точной дате выборов. Обычно выборы объявляются указом главы государства, и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования. Например, в Болгарии выбора президента назначаются парламентом, а выборы в парламент - президентом.
Далее избирательная
кампания проходит множество стадий,
это и создание избирательных
округов и избирательных
Выборы проводятся по избирательным округам.
Избирательный округ - это наиболее распространённая разновидность избирательных единиц (при многостепенных выборах такими единицами могут стать ниже стоящие представительные органы, при косвенных - избирательные коллегии). Избирательный округ объединяет избирателей определённой территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяется законом, иногда правительством, специальными комиссиями, а по выборам в органы местного самоуправления - актами этих органов.
Избирательные округа бывают территориальными и производственными.
Первые объединяют избирателей по месту
жительства, вторые - по месту работы. Производственные
округа создавались в своё время в Польше
и некоторых других странах, в настоящее
время они существуют в Китае. Но только
производственных округов не бывает, они
всегда сочетаются в масштабе страны или
административно-
Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие территориальный единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. Избирательный участок - это пункт голосования, куда приходят избирателя, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчёт поданных голосов. Избирательный участок охватывает, обычно, небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящиеся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки. По избирательным участкам проводятся регистрация избирателей, они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.
Далее формируются избирательные органы - это обычно избирательные комиссии, в некоторых странах избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр, т.е. орган, который ведёт списки избирателей. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Избирательные органы могут формироваться судами, например, в Коста-Рике, парламентом - в Узбекистане, правительством - в Австрии, органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются как должностные лица.
Избирательные комиссии
могут быть: общегосударственными,
территориальными, окружными, участковыми.
Полномочия общегосударственной комиссии
распространяется на всю страну, в
федеративных государствах свои комиссии
создаются в субъектах федерации. Территориальные
избирательные комиссии образуются в
административно-
Избирательные комиссии и другие избирательные органы бывают постоянными (Испания), временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия).
По общему правилу, голосовать могут только лица, включённые в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования, например, в связи с командировкой, заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень.
При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация и необязательная. Обязанность или отсутствие обязанности регистрации относится не к избирателю, а к комиссии или чиновнику-регистратору. При необязательной регистрации чиновник не включает автоматически избирателя в список, он делает это только по инициативе последнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлением, если хочет быть включённым в список избирателей. При обязательной регистрации избиратель автоматически включается в список, регистратор обязан разыскать всех лиц, имеющих избирательные права, и включить их в этот список.
Списки бывают либо постоянными, либо периодическими. Избиратель, включённый в список, может в некоторых ситуациях получить удостоверенение на право голосования, чтобы в случае отъезда проголосовать в другом избирательном участке.
3.3. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе. Способы выдвижения кандидатов: самовыдвижение, т.е. подача в надлежащий орган заявления кандидата, иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция); партийное выдвижение, т.е. официальное представление от имени партии или путём подачи петиции, подписанной определённым числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет). Частный случай - праймериз (первичные выборы в США, Турции); выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина); выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Нидерланды). Эти способы во многих странах комбинируются.
3.4. Предвыборная агитация.
Она начинается в большинстве
стран после регистрации
Информация о работе Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран