Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Институт выборов - один из самых древних институтов человеческого общества. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существование значение, особенно сословные выборы в городах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие избирательного права. Принципы избирательного права…………………………3
2. Понятие и виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная……………..9
2.1. Понятие избирательной системы…………………………………………………………….....9
2.2. Виды избирательных систем…………………………………………………………………….9
3.2. Мажоритарная избирательная система………………………………………………………10
3.4. Пропорциональная избирательная система…………………………………………………12
3. Сущность выборов………………………………………………………………………………….16
3.1. Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов……………….17
3.2. Назначение и проведение выборов…………………………………………………………...17
3.3. Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………………………………...20
3.4. Предвыборная агитация…………………………………………………………………………20
3.5. Голосование и определение результатов выборов………………………………………..21
4. Референдум в зарубежных странах……………………………………………………………..22
4.1. Понятие референдума.………………………………………………………………………….22
4.2. Виды референдума………………………………………………………………………………23
4.3. Порядок проведение референдума…………………………………………………………...25
4.4. Организация референдума……………………………………………………………………..27
4.5. Форма проведения референдума……………………………………………………………..28
4.6. Определение и подведение итогов референдума…………………………………………29
4.7. Правовые последствия референдума………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА КПЗС.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

В ряде стран применяются нетрадиционные избирательные системы. Как правило, это усложненные пропорциональные системы с различными нововведениями, смягчающие их недостатки, но делающими их отличными от классической пропорциональной системы. Нередко такие системы именуют модифицированными или полупропорциональными. К таким чаще всего относятся:

- система единственного непередаваемого голоса (ограниченный вотум);

- кумулятивный вотум;

- система единственного  передаваемого голоса;

- преферинциальное голосование;

- панаширование.

При системе единственного  передаваемого голоса (которая применялась  при выборах нижней палаты в Японии) избиратель в многомандатном округе голосует только за одного конкретного кандидата (а не за партийный список), а победителями становятся несколько кандидатов (их число равное числу мандатов в округе, друг за другом набравшие самое большое число голосов).

Особенность этой системы  в том, что по одним признакам (многомандатный округ) она пропорциональная, но голосование идет как при мажоритарной системе (1 голос за 1 конкретного  кандидата). Нередко ее называют системой ограниченного вотума, поскольку избиратель имеет меньше голосов (1), чем надо избрать депутатов (несколько).

Кумулятивный  вотум (от слова «аккумулировать») отличается от ограниченного вотума тем, что в многомандатном округе избиратель имеет столько же голосов, сколько разыгрываются мандатов, но он может распорядиться своими голосами так, как захочет, - может отдать по голосу разным (лучшим, с его точки зрения) кандидатам, либо отдать сразу все голоса одному из них, либо распределить их по-другому.

Система единственного  передаваемого голоса объединяет в себе черты ограниченного и кумулятивного вотумов:

- применяется в многомандатных  округах;

- избиратель имеет несколько  голосов, обычно 3, но фактически  использует их как один передаваемый  голос;

- свой голос избиратель отдает разным кандидатам, но в порядке очередности (предпочтительности); например, напротив фамилии одного кандидата ставит цифру 1(то есть голосует за него в 1-ю очередь), напротив другого - цифру 2, напротив третьего цифру 3.

Главный принцип системы единственного передаваемого голоса - голоса уже избранных (и исключенных из распределения) кандидатов передаются тем, кому 1-х голосов не хватило, но которые указаны в передаваемых бюллетенях вторыми.

Данная система применялась  при выборах депутатов парламента Австрии. Для отечественного избирателя она, скорее всего, окажется слишком запутанной, сложной и непонятной.

При преферициальном голосовании избиратель голосует как за партийный список, так и за конкретных кандидатов данного списка, тем самым, влияя на расстановку кандидатов данного списка, и, соответственно, на расстановку кандидатов внутри списка и очередность получения ими депутатских мандатов.

Панаширование - возможность голосовать за кандидатов из разных партийных списков или самому дополнительно вписывать в бюллетень фамилии новых кандидатов.

 

3. Сущность выборов.

Сущность выборов - это определение  партий и должностных лиц, которые  в течение определённого срока  будут управлять государством, государственным  образованием или административно-государственной  единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии.

В большинстве стран свободные, честные, без фальсификации, регулярные выборы рассматриваются как один из важнейших принципов демократии. Во многих странах выборы положили конец военным и авторитарным режимам, например, в Бразилии, Аргентине и т.д. Но и нередко выборы проходят в условиях авторитарных режимов. Даже иногда тоталитарные режимы практикуют регулярные выборы, которые так обставлены, что противникам тоталитаризма одержать победу невозможно.

А с точки зрения мусульманского права, выборы как институт не заслуживают  высокой оценки, хотя и используются в большинстве мусульманских  стран. Даже сторонники ислама, стремящиеся следовать средневековому халифату времён Мухаммеда, утверждают, что использование этого института не может гарантировать избрание самых достойных. Поэтому они предпочитают институт аш-шура, т.е. совещание особо авторитетных лиц при правительстве государства, эти лица не избираются, а выделяются среди населения, становятся заметными благодаря их уму, военному опыту, и приглашаются правителем в свой совет. Единогласное мнение совета имеет особую силу, оно становится важнейшим источником права.

Что же касается принципа выборности в условиях военных режимов, то он не отвергается, а военный, революционный совет, его лидер обещают провести выборы, как только наведётся порядок в стране. Эти выборы обычно отодвигаются на неопределённое время, и выборы не проводятся в течение десяти, а то и больше лет.

3.1. Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов.

Вообще, избирательный  процесс - это урегулированная законом  и другими социальными нормами  деятельность индивидов, органов, организаций  и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и  самоуправленческие органы. В зарубежных странах выборы проводятся в установленные законом сроки, например: в президентских республиках - через строго определённые промежутки времени (в США - в первый вторник ноября каждого чётного года); в парламентских республиках и парламентских монархиях - по истечении срока полномочий представительного органа, т.е. происходят очередные выборы, а в случае досрочного роспуска парламента главой государства - внеочередные выборы, в случае отстранения, отставки, смерти депутата - дополнительные выборы. Сам избирательный процесс включает несколько стадий, одна из них назначение выборов.

3.2. Назначение и проведение выборов.

Началом официальной  избирательной кампании является назначение даты выборов. Дата выборов может  быть установлена конституцией, например, в Коста-Рике выборы президента осуществляются раз в четыре года в первое воскресенье февраля. Также дата выборов установлена конституцией в таких странах, как США, Латвия, Мексика. В конституциях может быть определена не дата, а условия выборов: они проводятся после истечения срока полномочий данного органа или должностного лица (в Болгарии, Польше, Чехии), а после роспуска представительного органа, например, в Великобритании через двадцать дней. Но и при этих условиях издаётся соответствующий акт о точной дате выборов. Обычно выборы объявляются указом главы государства, и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования. Например, в Болгарии выбора президента назначаются парламентом, а выборы в парламент - президентом.

Далее избирательная  кампания проходит множество стадий, это и создание избирательных  округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация и т.д.

Выборы проводятся по избирательным округам.

Избирательный округ - это  наиболее распространённая разновидность  избирательных единиц (при многостепенных выборах такими единицами могут  стать ниже стоящие представительные органы, при косвенных - избирательные коллегии). Избирательный округ объединяет избирателей определённой территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяется законом, иногда правительством, специальными комиссиями, а по выборам в органы местного самоуправления - актами этих органов.

Избирательные округа бывают территориальными и производственными. Первые объединяют избирателей по месту жительства, вторые - по месту работы. Производственные округа создавались в своё время в Польше и некоторых других странах, в настоящее время они существуют в Китае. Но только производственных округов не бывает, они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах округа создаются по этническому признаку, например, в Сингапуре, Фиджи. Существует три вида территориальных округов: одномандатные, многомандатные, общегосударственные. Общегосударственные округа в зарубежных странах обычно называют национальными округами. От одномандатного округа избирается один депутат в парламент или местный представительный орган, число выдвинутых кандидатов может быть различным. От многомандатного округа избираются два и более депутата, иногда даже более десяти. А национальный округ может включать всех депутатов парламента, так было в своё время в Конго, когда избирателям предлагался список кандидатов от единственной партии, соответствующий числу мест, но может создаваться и для избрания части депутатов, как, например, в Венгрии. Остальные избираются по одномандатным и многомандатным округам.

Избирательный округ  подразделяется обычно на избирательные  участки, представляющие территориальный  единицы, обслуживаемые одним пунктом  для голосования. Избирательный участок - это пункт голосования, куда приходят избирателя, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчёт поданных голосов. Избирательный участок охватывает, обычно, небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящиеся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки. По избирательным участкам проводятся регистрация избирателей, они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.

Далее формируются избирательные  органы - это обычно избирательные  комиссии, в некоторых странах  избирательные трибуналы, избирательные  советы, гражданский регистр, т.е. орган, который ведёт списки избирателей. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Избирательные органы могут формироваться судами, например, в Коста-Рике, парламентом - в Узбекистане, правительством - в Австрии, органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются как должностные лица.

Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми. Полномочия общегосударственной комиссии распространяется на всю страну, в  федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах. Окружные избирательные комиссии образуются в избирательных округах, участковые - на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковой избирательной комиссии - составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчёт голосов. Победителя они не определяют, для этого свои протоколы они предоставляют в вышестоящую избирательную комиссию.

Избирательные комиссии и другие избирательные органы бывают постоянными (Испания), временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия).

По общему правилу, голосовать могут только лица, включённые в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования, например, в связи с командировкой, заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень.

При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация и необязательная. Обязанность или отсутствие обязанности регистрации относится не к избирателю, а к комиссии или чиновнику-регистратору. При необязательной регистрации чиновник не включает автоматически избирателя в список, он делает это только по инициативе последнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлением, если хочет быть включённым в список избирателей. При обязательной регистрации избиратель автоматически включается в список, регистратор обязан разыскать всех лиц, имеющих избирательные права, и включить их в этот список.

Списки бывают либо постоянными, либо периодическими. Избиратель, включённый в список, может в некоторых ситуациях получить удостоверенение на право голосования, чтобы в случае отъезда проголосовать в другом избирательном участке.

3.3. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Обычно о возможных  кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе. Способы выдвижения кандидатов: самовыдвижение, т.е. подача в надлежащий орган заявления кандидата, иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция); партийное выдвижение, т.е. официальное представление от имени партии или путём подачи петиции, подписанной определённым числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет). Частный случай - праймериз (первичные выборы в США, Турции); выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина); выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Нидерланды). Эти способы во многих странах комбинируются.

3.4. Предвыборная агитация.

Она начинается в большинстве  стран после регистрации кандидата  или опубликования их списка, и  им официально разрешается вести  предвыборную агитацию. Только в отдельных  странах (например, Румыния) это разрешается со дня объявления даты голосования или с определённой даты до дня голосования. Законодательство зарубежных стран по-разному регулирует условия такой агитации, в одних странах довольно жёстко, в других - мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации, запрещая все другие. Также закон регулирует начало и время окончания предвыборной агитации, в некоторых странах даже определяется место расклейки афиш. Наиболее детально регулируются вопросы использования СМИ, финансирования выборов. В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определённых должностных лиц, органов местного самоуправления. Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса. Обычно запрещается агитация в воинских частях, в общественном транспорте, она не должна мешать деятельности государственных органов, запрещается вторгаться в личную жизнь граждан и кандидатов. Закон устанавливает предел финансовых затрат на ведение избирательной кампании. Нередко государство выделяет из бюджета определённую сумму кандидатам или выдвигающим их партиям на избирательные расходы. Эта сумма может быть выдана в равном размере всем кандидатам, но чаще она зависит от числа собранных партией голосов и выдаётся партиям после выборов в качестве возмещения избирательных расходов.

Информация о работе Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран