Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Избирательное право употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) — это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание работы

1.Понятие принципов избирательного права в конституционном 2
праве зарубежных государств
1.1. Принципы избирательного права 2
1.2. Универсальные международные избирательные стандарты 3
2. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации 4
Анализ Конституции Испании 4
Анализ Конституции Великобритании 7
Анализ Конституции КНР 10
3. Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству 12
Литература 17

Файлы: 1 файл

Конституционно-государственное право зарубежных стран.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Изменения в  конституции вносятся по предложению  Постоянного комитета Всекитайского  собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством в 2/3 числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством всех депутатов ВСНП).

Принципами, на которых действует избирательная  система КНР, являются: 1. Принцип всеобщности закреплен в статье 34 Конституции КНР. Однако законодательство КНР предусматривает серьезные изъятия из принципа всеобщности избирательного права, поскольку закрепляет возможность лишения избирательных права, как части политических прав в следующих случаях: 1) по приговору суда (ст. 50 УК КНР); 2) в качестве дополнительной меры наказания для контрреволюционных элементов – лиц, совершивших деяния с целью свержения диктатуры пролетариата, подрыва социальной системы или нанесения вреда Китайской Народной республике (ст. 52 УК КНР); 3) избирательных прав лишаются приговоренные к смертной казни, а также к пожизненному лишению свободы; 4) душевнобольные, которые не в состоянии осуществить избирательные права.

2. Принцип равного  избирательного права – каждый  избиратель имеет один голос. Однако в КНР этот принцип тоже имеет свою специфику – устанавливается преимущество для национальных меньшинств и особое представительство Народно-освободительной армии Китая при формировании СНП всех уровней, имеет место неравное представительство городского и сельского населения.

3. Принцип тайного  голосования тоже не везде действует. Иногда встречаются проведения голосований путем поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного населения очень высок.

4. Принцип личного  голосования. Однако если избиратель  неграмотен или по причине  физического недостатка не может заполнить избирательный бюллетень сам, то он может уполномочить другое лицо заполнить бюллетень и проголосовать вместо него. В случае отсутствия избирателя в день выборов он может с согласия избирательной комиссии уполномочить в письменной форме другого избирателя проголосовать вместо него, однако одно лицо может иметь поручения не более чем от трех избирателей.

3.Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству

Необходимо  выделить особенности реализации принципов избирательного права в Великобритании, Испании, КНР.

Обычно в  зарубежных конституциях названы лишь принципы избирательного права, а детальное  регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или  органического закона. В большинстве  случаев упоминаются четыре принципа, избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключения незаконного давления на волю избирателей. Там, где выборы непрямые (например, в Китае), принцип прямых выборов не осуществляется или реализуется лишь частично, в низовом звене. Конституции не упоминают принцип равного избирательного права, если определенные социальные группы имеют преимущества на выборах (например, в Китае один депутат в парламент избирается от меньшего количества городского населения, чем от сельского). Нет принципа всеобщности там, где имеются «лишенцы» — лица, лишенные избирательных прав по социальному или политическому признаку, это теперь еще сохраняется в отношении так называемых контрреволюционеров в Китае. Совокупность лиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом. Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Испания). В Великобритании в выборах могут участвовать граждане государств - членов британского Содружества.

Избирательные права имеют не все граждане данной страны. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату).

В связи с  имеющимися ограничениями в пассивном  избирательном праве существуют понятия неизбираемости и несовместимости. Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать  свои кандидатуры на выборах, пока они  не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Во многих странах требуется, чтобы такие лица ушли в отставку заблаговременно — за 6 месяцев до выборов, а то и за год, что должно исключить использование их служебного положения и влияния на выборах. Неизбираемость бывает абсолютная (например, члены королевской семьи в Испании не могут баллотироваться в парламент). Во многих странах пассивное избирательное право предоставляется в полном объеме лишь после внесения кандидатом избирательного залога (обычно требуется, чтобы такой залог был внесен кандидатом из собственных средств). Например, 500 фунтов стерлингов в Великобритании. Только после этого он регистрируется в качестве кандидата и его имя может быть включено в избирательный бюллетень. Залог не возвращается и идет в доход государства, если кандидат не соберет установленного законом процента голосов (в Великобритании - 5% поданных голосов).

Большинство названных  выше цензов и ограничений, избирательных квалификаций имеют естественный характер и не являются дискриминацией. Так, лишение избирательных прав пэров в Великобритании обусловлено тем, что они занимают места по наследству в верхней палате, лишение избирательных прав злостных банкротов в Италии осуществляется только судом и т.д. Для дискриминации может быть использован ценз оседлости, когда для включения в избирательные списки требуется проживать несколько месяцев в общине — низовой административно-территориальной единице (в Великобритании — 12 мес.). Равное избирательное право — это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Избирательное право является равным, если:

1) каждый избиратель  имеет равное число голосов; обычно это один голос (Великобритания, Испания, КНР);

2) в стране  существует единый избирательный  корпус, т.е. все избиратели не  разделены на социальные или  иные группы с неодинаковым (обычно  заранее фиксированным) представительством, как, например, в Китае, когда городское и сельское население представлено в парламенте неодинаково;

3) депутат избирается  от равного числа жителей или  избирателей (в разных странах  подсчет численности населения  избирательного округа ведется в зависимости либо от числа жителей, либо от числа избирателей), в многомандатных округах должна соблюдаться пропорция мандатов и избирателей, в едином общегосударственном (национальном) округе должна действовать одна и та же квота (избирательный метр); 4) закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов.

Нарушением  этого принципа может стать так  называемый плюральный вотум, когда  большинство избирателей имеют один голос, а некоторые — несколько голосов (обычно два), как это было в Великобритании до конца 40-х голов в отношении лиц, имевших университетское образование: они дополнительно голосовали в том округе, где ранее учились. Уже упоминалось о практике Китая, где один депутат во Всекитайское собрание народных представителей избирается от городского населения в восемь раз меньшей численности, чем от сельского населения. Это неравенство в Китае объясняют необходимостью укрепить руководящую роль рабочего класса в крестьянской стране. Равенство избирательного права предполагает создание равных по численности населения (или равных в пропорции числа мандатов и населения) избирательных округов. Конечно, обеспечить равенство с точностью до одного человека невозможно, тем более что по избирательным законам обычно при нарезке округов не разрешается нарушать границы единиц административно-территориального деления (в противном случае при отсутствии территориальных избирательных комиссий крайне затрудняется организация выборов и определение их результатов). Поэтому избирательные законы допускают определенное неравенство в численности населения избирательных округов, обычно на 25—30% в ту или иную сторону. Через определенный, иногда фиксируемый в законе промежуток времени границы избирательных округов пересматриваются (например, в Великобритании — через 15 лет). Нарушением принципа равенства в связи с нарезкой избирательных округов является так называемая избирательная география (геометрия), иногда обозначаемая американским термином «джерримендеринг» (от собственного имени одного американского губернатора, который использовал нарезку округов в интересах своей партии, и английского слова, переводимого, в частности, как «мастерить»). Используя этот прием, администрация, стоящая у власти, нарезает избирательные округа таким образом, чтобы победить хотя бы с минимальным перевесом в большинстве округов, а электорат (сторонников) другой или других партий сосредоточить с самым крупным перевесом в меньшинстве округов. С этой целью предварительно проводятся конкретно-социологические исследования, выясняются симпатии избирателей различных населенных пунктов. Поэтому создаваемые округа иногда принимают причудливые формы серпа, коромысла и т.д., так как их кроят по-разному. Правда, в последние десятилетия предприняты некоторые меры против такого приема. Мы уже упоминали об установлении сроков обязательного пересмотра границ округов независимо от того, какая партия будет у власти в этот период. Кроме того, запрещается разрывать избирательные округа: они должны быть слитными, и т.д.

Многостепенные  выборы организуются иначе. Низовые  представительные органы избираются непосредственно  гражданами, а затем уже эти  органы избирают депутатов в вышестоящие  представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время она существует в Китае11.

Стоит отметить, что принцип тайного голосования  нарушен в Китае.

В данной стране осуществляются открытые выборы путем поднятия руки при выборах низового звена собраний народных представителей в Китае.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Андриянов В. Н. Международные избирательные стандарты и российское уголовное законодательство // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6.

2.Громыко А. Всеобщие выборы в Великобритании 2005 г.// Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 3.

3.Гудошников Л., Поляков В. Развитие конституционного права КНР (1988 –2004 г.г.) // Проблемы Дальнего Востока. 2004. №4.

4.Колдаев  В. М.  Конституционное  право  Великобритании : учеб. пособие. – М. : ЮИ МИИТа, 2004.

5.Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Волтерс. Клувер, 2006.

6.Конституция Испании. /  Конституции Зарубежных стран. – М., 2000.

7.Кудинов O.A.. Правоведение (основы права): Учебное  пособие. — М.:   «Ось-89»., 2005

8.Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2009. 9.Миронов Н. М. Современные международные отношения и международно-правовое регулирование внутригосударственных избирательных стандартов // Международный журнал международного права. 2004. № 2.

 

1 Кудинов O.A.. Правоведение (основы права): Учебное пособие. — М.:   «Ось-89»., 2005, с.73

2 Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Волтерс. Клувер, 2006, С.54.

3 См.: Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М., 2009. С. 22.

См.: Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М., 2009. С. 41–44.

5 См.: Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М., 2009. С. 111–114.

6 Конституция Испании. /  Конституции Зарубежных стран. – М., 2000, С.21.

7 Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Волтерс. Клувер, 2006, С.84.

8 Колдаев  В. М.  Конституционное  право  Великобритании : учеб. пособие. – М. : ЮИ МИИТа, 2004, С.32.

9 Громыко А. Всеобщие выборы в Великобритании 2005 г.// Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 3.

10 Гудошников Л., Поляков В. Развитие конституционного права КНР (1988 –2004 г.г.) // Проблемы Дальнего Востока. 2004. №4.

11 Миронов Н. М. Современные международные отношения и международно-правовое регулирование внутригосударственных избирательных стандартов // Международный журнал международного права. 2004. № 2.


Информация о работе Избирательное право