Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:28, курсовая работа
Избирательное право употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) — это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
1.Понятие принципов избирательного права в конституционном 2
праве зарубежных государств
1.1. Принципы избирательного права 2
1.2. Универсальные международные избирательные стандарты 3
2. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации 4
Анализ Конституции Испании 4
Анализ Конституции Великобритании 7
Анализ Конституции КНР 10
3. Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству 12
Литература 17
Изменения в конституции вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством в 2/3 числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством всех депутатов ВСНП).
Принципами, на
которых действует
2. Принцип равного избирательного права – каждый избиратель имеет один голос. Однако в КНР этот принцип тоже имеет свою специфику – устанавливается преимущество для национальных меньшинств и особое представительство Народно-освободительной армии Китая при формировании СНП всех уровней, имеет место неравное представительство городского и сельского населения.
3. Принцип тайного голосования тоже не везде действует. Иногда встречаются проведения голосований путем поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного населения очень высок.
4. Принцип личного
голосования. Однако если
3.Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству
Необходимо выделить особенности реализации принципов избирательного права в Великобритании, Испании, КНР.
Обычно в зарубежных конституциях названы лишь принципы избирательного права, а детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа, избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключения незаконного давления на волю избирателей. Там, где выборы непрямые (например, в Китае), принцип прямых выборов не осуществляется или реализуется лишь частично, в низовом звене. Конституции не упоминают принцип равного избирательного права, если определенные социальные группы имеют преимущества на выборах (например, в Китае один депутат в парламент избирается от меньшего количества городского населения, чем от сельского). Нет принципа всеобщности там, где имеются «лишенцы» — лица, лишенные избирательных прав по социальному или политическому признаку, это теперь еще сохраняется в отношении так называемых контрреволюционеров в Китае. Совокупность лиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом. Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Испания). В Великобритании в выборах могут участвовать граждане государств - членов британского Содружества.
Избирательные права имеют не все граждане данной страны. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату).
В связи с имеющимися ограничениями в пассивном избирательном праве существуют понятия неизбираемости и несовместимости. Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Во многих странах требуется, чтобы такие лица ушли в отставку заблаговременно — за 6 месяцев до выборов, а то и за год, что должно исключить использование их служебного положения и влияния на выборах. Неизбираемость бывает абсолютная (например, члены королевской семьи в Испании не могут баллотироваться в парламент). Во многих странах пассивное избирательное право предоставляется в полном объеме лишь после внесения кандидатом избирательного залога (обычно требуется, чтобы такой залог был внесен кандидатом из собственных средств). Например, 500 фунтов стерлингов в Великобритании. Только после этого он регистрируется в качестве кандидата и его имя может быть включено в избирательный бюллетень. Залог не возвращается и идет в доход государства, если кандидат не соберет установленного законом процента голосов (в Великобритании - 5% поданных голосов).
Большинство названных
выше цензов и ограничений, избирательных квалификаций
имеют естественный характер и не являются
дискриминацией. Так, лишение избирательных
прав пэров в Великобритании обусловлено
тем, что они занимают места по наследству
в верхней палате, лишение избирательных
прав злостных банкротов в Италии осуществляется
только судом и т.д. Для дискриминации
может быть использован ценз оседлости,
когда для включения в избирательные списки
требуется проживать несколько месяцев
в общине — низовой административно-
1) каждый избиратель имеет равное число голосов; обычно это один голос (Великобритания, Испания, КНР);
2) в стране
существует единый
3) депутат избирается от равного числа жителей или избирателей (в разных странах подсчет численности населения избирательного округа ведется в зависимости либо от числа жителей, либо от числа избирателей), в многомандатных округах должна соблюдаться пропорция мандатов и избирателей, в едином общегосударственном (национальном) округе должна действовать одна и та же квота (избирательный метр); 4) закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов.
Нарушением
этого принципа может стать так
называемый плюральный вотум, когда
большинство избирателей имеют один голос, а некоторые
— несколько голосов (обычно два), как
это было в Великобритании до конца 40-х
голов в отношении лиц, имевших университетское
образование: они дополнительно голосовали
в том округе, где ранее учились. Уже упоминалось
о практике Китая, где один депутат во
Всекитайское собрание народных представителей
избирается от городского населения в
восемь раз меньшей численности, чем от
сельского населения. Это неравенство
в Китае объясняют необходимостью укрепить
руководящую роль рабочего класса в крестьянской
стране. Равенство избирательного права
предполагает создание равных по численности
населения (или равных в пропорции числа
мандатов и населения) избирательных округов.
Конечно, обеспечить равенство с точностью
до одного человека невозможно, тем более
что по избирательным законам обычно при
нарезке округов не разрешается нарушать
границы единиц административно-
Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время она существует в Китае11.
Стоит отметить,
что принцип тайного
В данной стране осуществляются открытые выборы путем поднятия руки при выборах низового звена собраний народных представителей в Китае.
Литература:
1.Андриянов В. Н. Международные избирательные стандарты и российское уголовное законодательство // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6.
2.Громыко А. Всеобщие выборы в Великобритании 2005 г.// Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 3.
3.Гудошников Л., Поляков В. Развитие конституционного права КНР (1988 –2004 г.г.) // Проблемы Дальнего Востока. 2004. №4.
4.Колдаев В. М. Конституционное право Великобритании : учеб. пособие. – М. : ЮИ МИИТа, 2004.
5.Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Волтерс. Клувер, 2006.
6.Конституция Испании. / Конституции Зарубежных стран. – М., 2000.
7.Кудинов O.A.. Правоведение (основы права): Учебное пособие. — М.: «Ось-89»., 2005
8.Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2009. 9.Миронов Н. М. Современные международные отношения и международно-правовое регулирование внутригосударственных избирательных стандартов // Международный журнал международного права. 2004. № 2.
1 Кудинов O.A.. Правоведение (основы права): Учебное пособие. — М.: «Ось-89»., 2005, с.73
2 Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Волтерс. Клувер, 2006, С.54.
3 См.: Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М., 2009. С. 22.
4 См.: Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М., 2009. С. 41–44.
5 См.: Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М., 2009. С. 111–114.
6 Конституция Испании. / Конституции Зарубежных стран. – М., 2000, С.21.
7 Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Волтерс. Клувер, 2006, С.84.
8 Колдаев В. М. Конституционное право Великобритании : учеб. пособие. – М. : ЮИ МИИТа, 2004, С.32.
9 Громыко А. Всеобщие выборы в Великобритании 2005 г.// Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 3.
10 Гудошников Л., Поляков В. Развитие конституционного права КНР (1988 –2004 г.г.) // Проблемы Дальнего Востока. 2004. №4.
11 Миронов Н. М. Современные международные отношения и международно-правовое регулирование внутригосударственных избирательных стандартов // Международный журнал международного права. 2004. № 2.