Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:45, реферат
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга, как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично.
Введение…..…………………………………………………………….….3
1. Основные черты этнорелигиозного терроризма…………………...4
2. Причины этнорелигиозного терроризма……………………………5
3. Состояние этнорелигиозной преступности в России….…………11
4. Заключение…………………..………………………………………...14
5. Библиографический список …..………………………….…………17
На тему: «Этнорелигиозный терроризм»
Вариант№5
Научный руководитель:
доцент
Лихотинский В.А.
Оценка: _________________
г.Гуково
2010 год
ПЛАН
Введение…..…………………………………………………
1. Основные черты этнорелигиозного терроризма…………………...4
2. Причины этнорелигиозного терроризма……………………………5
3. Состояние этнорелигиозной преступности в России….…………11
4. Заключение…………………..……………………………
5. Библиографический список …..………………………….…………17
Введение
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга, как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично.
Вся эта пестрота этнической
структуры закономерно
В последние два десятилетия религия стала играть все возрастающую роль в мотивации террористической активности. Религиозный фанатизм (от латинского fanum – жертвенник), обычно основанный на святости жертвы во имя Бога, образует особый контекст для понимания терроризма. Насилие во имя веры имеет три источника.
Это:
– «эсхатология насилия», когда некоторые группы верующих ощущают, что они должны избавить мир от скверны, расчистив дорогу «новой эре»;
– осознание собственной
«избранности» и
– «суррогатные» религии, когда сверхценные, по мнению их последователей, идеи могут утверждаться насилием.
1. Основные черты этнорелигиозного терроризма
Этнорелигиозный терроризм в современном мире является самым распространенным и самым опасным видом терроризма. По масштабам с ним может сравниться лишь общеуголовный. Однако, последний носит достаточно скрытый характер и, главное, он несравненно менее опасен, мало или практически не связан ни с внутренней, ни с внешней политикой государства и не оказывает на нее сколько-нибудь серьезного влияния. За редкими исключениями общеуголовный терроризм обычно не выдвигает каких-то масштабных требований, имеющих общесоциальный характер.
Под этнорелигиозным терроризмом следует понимать такой, при котором преступление стимулируется мотивами обеспечения торжества своей нации или (и) религии, реализации национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистских, за счет подавления или даже уничтожения других национальных и религиозных групп (причем и в рамках одной религии). Этнорелигиозный терроризм вырастает на почве экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, вражды и ненависти, неумения и нежелания видеть в других группах партнеров для переговоров и компромиссов, уважения их интересов и учета их.
Данный вид терроризма могут реализовать не только представители данной этнорелигиозной группы, но и люди любой другой национальности или вероисповедания, вообще неверующие, которые за плату, из-за обид на власть, по игровым и иным мотивам участвуют в террористических и военных действиях. Как правило, они не являются руководителями террористических или бандитских групп, а выполняют функции рядовых исполнителей. О таких преступниках убедительно говорит американский опыт в Афганистане и российский - на Северном Кавказе. Вдохновителями, организаторами и руководителями этнорелигиозного терроризма чаще являются представители той нации или конфессии, чьи интересы отстаиваются в данном конфликте. Именно они являются авторами основных идей, планов, разрабатывают и готовят конкретные акты терроризма, руководят их исполнением, поддерживают связи с международными террористическими организациями, получают от них помощь и распределяют ее, отчитываются перед «спонсорами» за истраченные деньги. Это элита террористов, отличающаяся лидерскими качествами (организаторскими способностями, сильной волей, настойчивостью, эмоциональной холодностью). Этнорелигиозный характер терроризма определяется и тем, что местное население поддерживает националистические и сепаратистские идеи и планы, конкретных боевиков, готово оказать им помощь.
Опасность акций терроризма заключается в том, что они становятся все более масштабными, число их жертв постоянно растет. Как социально-политическое явление, современный терроризм представляет собой форму применения противоправного насилия для достижения политических, корыстных и иных целей. Проблема терроризма имеет множество аспектов. Ее многообразие не сводится к различным видам и способам осуществления террористических действий. Сложность проблемы обусловлена неоднородностью восприятия разными людьми окружающей действительности, многообразием их оценок социальных, экономических, политических факторов и путей развития общества или своего этноса. Лица, избравшие путь террора, исходят из весьма извращенных представлений о необходимости изменения общественного строя в соответствии со своими взглядами, решения возникающих проблем личного характера методом устрашения, насилия и смерти. Анализ проблемы терроризма не может быть ограничен только юридическими рамками. Его оценка требует учета психологических, социальных, политических и иных факторов, с тем, чтобы в полной мере уяснить побудительные мотивы, представления и т. п. участников этих страшных деяний.
2. Причины этнорелигиозного терроризма
Националистический, этнорелигиозный терроризм и этнорелигиозные конфликты представляют огромную опасность для российской государственности и судеб наших народов. Чеченская война, самое значительное национальное противостояние за всю историю СССР и России, потрясла российское общество, его взгляды на себя и свои перспективы, заставила пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о возможностях власти и народа. Между тем, этнорелигиозные конфликты и порождаемый ими терроризм вполне могут быть рассмотрены в русле конфликтологии межнациональных отношений, сравнительно молодой научной дисциплины, которая стала развиваться в нашей стране в конце 1980-х годов.
Прежде всего нужно отказаться от ряда таких стереотипов, как представление с преходящем характере чувства этнической и религиозной принадлежности и вырастающей на его почве национальной и религиозной нетерпимости, об их ограниченности узкими историческими рамками и уровнем общественного развития. Можно говорить о «механической солидарности» людей одного народа, основанной на кровном родстве, наследственной религии, но возникает вопрос: какова роль религии в порождении, провоцировании этнорелигиозного терроризма? Ответ не может быть однозначным.
Во-первых, в священных текстах разных религий достаточно просто найти призывы к насилию или обоснование справедливости его применения. В этом смысле Коран, например, почти не отличается от Библии, особенно от Ветхого Завета. К тому же очень многое зависит от толкования конкретных текстов, т. е. от позиции того, кто толкует. Вот почему нет никаких оснований считать тот же Коран источником мусульманского экстремизма.
Во-вторых, именно религия является весьма чувствительной ко всем посягательствам на то, что она считает своей святыней или ценностью. Она руками своих церкви готова охранять это также и путем агрессии. В критических ситуациях эти люди особенно склонны к «черно-белому» восприятию мира с разделением всех на «своих» и «чужих».
Церковь делает сугубо религиозные символы национальным достоянием народа и фундаментом его культуры, объявляя их неприкосновенными и особо чтимыми. Они действительно становятся таковыми, они так и воспринимаются людьми, а поэтому действительное или мнимое покушение на них расценивается как величайшая опасность, избегать которой следует любой ценой.
В-третьих, в священных текстах столь же легко обнаружить осуждение насилия, проповедь любви, прощения и милосердия. И в этом отношении Коран не отличается от Библии. Поэтому борьба с терроризмом предполагает максимальную опору на религию и религиозных служителей всех конфессий.
Современный этнорелигиозный терроризм представляет собой главным образом столкновение двух мировых культур - ислама и христианства, Востока и Запада, если понимать их не географически, а как ареалы распространения определенных цивилизаций, это столкновение двух ментальностей, двух мировосприятий, двух отношений к жизни и к труду.
Прежде всего здесь можно
усмотреть зависть и даже ненависть
о бедного и не обладающего
достаточной военной мощью
Особое внимание причинам этнорелигиозного терроризма на Северном Кавказе, их понимание возможно лишь в контексте исторических событий на Северном Кавказе, связанных с борьбой его народов за независимость. Однако предоставление им независимости сейчас не разрешит назревший конфликт и не поможет преодолению терроризма.
Во-первых, Чечне уже предоставлялась независимость. Это закончилось тем, что там было создано не современное государство, а лишь нелепая и жестокая пародия на государство, которая сделала государственный террор своей чуть ли неофициальной политикой. Более того, тогдашние правители так называемой Ичкерии позволили себе открытую агрессию против России, великой державы, обладающей ядерным оружием, напав на Дагестан.
Во-вторых, рассмотрение борьбы за независимость Чечни, в качестве причины терроризма, не выдерживает никакой критики. Для чеченских экстремистов и боевиков не столь важен сам предлог для террористического нападения, они, как и любые другие террористы, могут воспользоваться любым предлогом. Вот почему представляется неправильным утверждение, что, завоевав Северный Кавказ, Россия нажила себе вечных врагов. Даже если бы не было этого завоевания, враги все равно были бы.
Для современного терроризма характерны следующие черты: увеличение количества террористических актов и числа их жертв, циничность и жестокость исполнения этих актов; высокий уровень финансирования террористической деятельности; использование различными государствами отдельных террористических группировок для расширения сфер геополитического влияния; участие международных террористических организаций в распространении своего влияния на другие регионы, активные попытки установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей, полезных ископаемых; профессионализм и подготовленность террористов на основе большого опыта их участия в различных конфликтах; интернациональный характер террористических группировок; усиленные попытки овладения оружием массового поражения для его возможного использования; связь терроризма с наемничеством; возросшая техническая оснащенность наиболее опасных террористических группировок; размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом; установление устойчивых связей между террористическими организациями и транснациональной организованной преступностью, в первую очередь наркобизнесом; попытки лидеров некоторых террористических организаций придать своей деятельности видимость национально-освободительной борьбы; появление новых видов терроризма, в частности информационного и электронного (компьютерного).
В конце XX века Россия столкнулась с проблемами международного терроризма, вызванного прежде всего распадом Советского Союза, обострением национальных противоречий как внутри России, так и в государствах СНГ.
Этнорелигиозный терроризм является одним из разновидностей терроризма и в настоящее время является наиболее распространенным в мире. Под терроризмом в первую очередь надо понимать устрашение, наведение страха, создание атмосферы ужаса для достижения каких-либо целей, принятия определенных решений третьей стороной, хотя в некоторых случаях требования не формулируются, и даже может иметь место демонстрация себя, своих сил и возможностей, а тем самым достигается и устрашение. Устрашение третьей стороны представляет собой основное отличие терроризма от разбоя и вымогательства.