Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:37, курс лекций
Работа содержит конспект лекций по международному частному праву.
Тема 7. Трудовые отношения.
1. Трудовая
деятельность иностранных
2. Внешняя трудовая миграция.
Методические рекомендации. Следует уяснить, что для установления применимого права в области трудовых отношений используются, следующие коллизионные привязки:
- закон места заключения трудового договора;
- закон места производственной деятельности;
- закон флага на морском транспорте;
- закон гражданства;
- закон места жительства;
- закон нахождения работодателя;
- закон места работы;
- закон места регистрации транспортных средств;
- закон перевозчика и др.
1 вопрос. Трудовая
деятельность иностранных
Международный труд - это отношения, осложненные иностранным элементом. Иностранный элемент может присутствовать как в субъективном составе (субъект отношения - иностранный работник или иностранный работодатель), так и в объекте (труд работника протекает за границей, хотя участники отношения могут принадлежать к одному государству).
В отечественном трудовом законодательстве нет решения коллизионных проблем, т.е ситуаций, когда должен быть прояснен вопрос, законы какого государства следует применять к трудовому правоотношению, которое вызвало конфликт трудовых законов различных стран, иными словами, отсутствуют коллизионные нормы.
Наряду с Конституцией РФ на территории России действует Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г. Применительно к трудоправовому статусу иностранцев, т.е. их положению в области труда и трудовых отношений, действует правило, согласно которому на них распространяется российское трудовое законодательство с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными соглашениями РФ с зарубежными странами.
Особенности правового положения иностранцев в РФ:
- иностранный гражданин
может быть принят на работу
в РФ только при наличии
у него документа, дающего
- постоянно проживающие
в РФ иностранные граждане, т.е
имеющие разрешение на постоянн
- временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране.
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане - это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лечение, на учебу, в отпуск, на отдых.
В действующем российском законодательстве имеются ограничения доступа всех иностранцев к некоторым видам трудовой деятельности. Так, иностранные граждане не могут занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, адвоката, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного, входить в состав летного гражданского воздушного судна, а также морских судовых экипажей. Они не могут быть государственными служащими, заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ, поступать на службу в милицию.
Законодательством установлены система лицензирования привлечения Некоренной рабочей силы и система выдачи разрешений на работу иностранных граждан, въезжающих в Россию. Значительное число иностранных граждан привлекается на работу в России на основе двусторонних межправительственных соглашений, в значительной степени определяющих условия труда граждан соответствующих стран в России.
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдает Федеральная миграционная служба РФ. С января 1996 г. работодатели, привлекающие работников из стран- участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осуществляет контроль за использованием (реализацией) разрешения. За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата- минимальный месячной оплаты труда.
Для получения разрешения работодатель представляет в ФМС РФ: заявление; предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения иностранной рабочей силы; проект трудового контракта или другие документы, подтверждающие договоренность с иностранным гражданином или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения и использования иностранных работников; копия поручения (квитанция) об оплате за оформление и получение разрешения. При выдаче разрешения должно учитываться приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. Разрешением устанавливаются квоты па привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий.
Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы выдается, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не может превышать срока действия разрешения.
Предприниматели (работодатели), получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в ФМС РФ сведения о заключении на основании полученною разрешения трудовых контрактов с иностранными работниками. ФМС РФ направляет информацию о выданных разрешениях за границу, в соответствующие страны и в соответствующие государственные органы, а также в представительства РФ. Эта информация служит основанием для получения иностранными гражданами в дипломатических и консульских учреждениях РФ въездной- выездной визы с правом найма ( поступления на работу).
В случае нарушения работодателем закона, в результате его ущемляются права иностранных работников, ФМС может приостановить действие разрешения или аннулировать его с предупреждением. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользоваться разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, если по его вине возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.
При прекращении деятельности предприятия или проведения им сокращения численности или штатов разрешение, выданное ФМС РФ, теряет силу независимо от окончания срока, на который оно было выдано.
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы - это документ, необходимый для работодателя. Иностранный гражданин-мигрант, въехавший в РФ для осуществления профессиональной деятельности, должен иметь подтверждение на право трудовой деятельности. Оно выдается работнику территориальным органом ФМС РФ по ходатайству работодателя и на основе полученного им разрешения на использование иностранной рабочей силы, Это подтверждение в пределах численности привлекаемой рабочей силы, установленной разрешением ФМС РФ, выдается бесплатно.
Трудовая деятельность
иностранцев допускается в РФ
на основании трудового договора
в соответствии с положениями
российского трудового
На иностранцев
На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства.
Налогообложение иностранных работников совместных предприятий регулируется Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 года.
2 вопрос. Внешняя трудовая миграция.
Специфическая разновидность выезда российского гражданина на работу за пределы РФ- это заключение трудового договора с зарубежным работодателем (нанимателем). Речь в данном случае идет о внешней трудовой миграции из России, или об экспорте российской рабочей силы. Ее следует отличать от эмиграции, т.е. переезда гражданина РФ на постоянное место жительства в зарубежную страну с отказом от гражданства РФ или без намерения возвратиться на родину.
Граждане РФ, выезжающие на работу за границу по трудовому договору, заключенному с зарубежными нанимателями, выходят (за некоторыми исключениями) из-под сферы действия российского законодательства. Факт наличия российского гражданства в данном случае не имеет значения. Па них распространяются трудовое законодательство страны приема, а также международные правила трудовой миграции, если, разумеется, государство приема мигрантов признает эти правила.
Факт выхода работников-мигрантов из сферы действия своего законодательства не означает, что государство происхождения полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, работающих за рубежом. В Конституции РФ (п.2 ст. 61) имеется -положение о том. что РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это закреплено и в ст. 4 Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 18 июля 1996 г. Она объясняет, что граждане РФ, пребывающие за ее пределами, находятся под защитой и покровительством РФ. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите ее 1раждан и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством РФ и международными договорами РФ.
Применение труда российских граждан на территории иностранных государств может иметь место вследствие возникновения трудовых отношений на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.
Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить но договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.
В соглашениях о международной трудовой миграции, заключенных РФ с другими странами (например, ФРГ, Швейцария, Китай, Польша, Финляндия, Словакия) предусмотрено временное (обычно до одного года) направление граждан РФ на работу или на работу-стажировку в перечисленные страны с установлением ежегодных квот для российских гостей-рабочих. В каждом соглашении установлены определенные требования к соискателю временной работы (например, профессиональная подготовка, профессиональные навыки, опыт работы по специальности, возраст, состояние здоровья, знание языка и др.). По соглашениям набор на работу, стажировку или обучение проводит непосредственно, бесплатно ФМС РФ.
Негосударственные организации могут осуществлять деятельность, связанную с зарубежной миграцией, только по разрешению (лицензии) ФМС РФ и ее территориальных органов. Посредническая деятельность в области международной трудовой миграции может осуществляться только российскими юридическими лицами при наличии лицензии, контроль за соблюдением которой возлагается па ФМС РФ и ее территориальные органы.
Посреднические фирмы, получившие государственные лицензии на трудоустройство за рубежом, обязаны выполнять ряд требований, я частности, касающихся соблюдения прав трудящихся-мигрантов. Так, регистрация граждан, желающих найти работу за рубежом, а также предоставление им анкет должны осуществляться бесплатно. Взимание платы за трудоустройство, включая регистрационный сбор, не допускается. Это же относится к взиманию любых видов предоплаты за содействие в трудоустройстве. Не допускаются также отчисления от заработной платы трудоустраиваемого в пользу фирмы, оказавшей помощь в трудоустройстве.
Для российских граждан, выезжающих за рубеж на заработки, особое значение имеют международные правила, закрепленные в конвенциях о правах трудящихся- мигрантов, принятых ООП и МОТ.
Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) содержит следующие важнейшие положения:
- запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений; установлено, что они пользуются не менее благоприятным обращением, чем, то, которое применяется к гражданам государства работы по найму. Это относится как к индивидуальным, так и к коллективным трудовым правам;
- трудящиеся-мигранты
имеют право создавать
- в странах, где
прием на работу трудящихся-
- трудящийся-мигрант
не должен лишаться права на
проживание или получение
- по окончании пребывания
в стране работы по найму
работник- мигрант и члены его
семьи имеют право перевести,
все свои заработки и
- государства работы
по найму должны в случае
необходимости выдавать
- в случае смерти
трудящегося-мигранта или
- работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.
Конвенция ООН следующим образом решает вопрос о пребывании работника-мигранта в стране приема, если его трудовая деятельность по тем или иным причинам прекращается до истечении срока разрешения на пребывание в стране. Здесь предусмотрены два варианта:
1. Работники-мигранты, которым разрешено свободно выбирать вид трудовой деятельности, не считаются утратившими постоянный статус или выданное им разрешение на жительство, если они прекращают работу. Разрешение на жительство не аннулируется, по крайней мере, па протяжении срока, в течение которого они могут иметь прав» на получение пособия по безработице.
Информация о работе Конспект лекций по международному частному праву