Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 12:14, курсовая работа
Поэтому целью настоящей работы является “обнажение” проблем федерализма в России. Исходя из поставленной цели в работе, поставлены следующие задачи:
изучить федеративное устройство, понятие и принципы российского федерализма;
проанализировать российское федеративное устройство и его историю;
определить основные проблемы федерализма в России.
Введение…………………………………………………………………………4
Становление, развитие и конституционно – правовой статус Российской Федерации…………………………………………………………7
1.1 Становление и развитие Российской Федерации……………………..….7
1.2 Конституционно – правовой статус Российской Федерации…………..10
2 Конституционно – правовой статус и административно – территориальное устройство субъектов Российской Федерации………………………….……15
2.1 Конституционно – правовой статус республики в составе Российской Федерации………………………………………………………………………15
2.2 Конституционно – правовой статус краев, областей, городов федерального значения………………………………………………………………………….24
2.3 Конституционно – правовой статус автономной области, автономных округов………………………………………………………………………..…26
2.4 Административно – территориальное устройство субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….…….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемых источников и литературы…………………………….34
Дальневосточный институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Всероссийский государственный университет юстиции
(РПА Минюста России)» в г. Хабаровске
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
______________________________
(наименование факультета)
______________________________
(наименование кафедры)
КУРСОВАЯ РАБОТА
______________________________
(название дисциплины)
_____________________________
(наименование темы)
Выполнил студент___________ курса
__________________________ группы
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель
______________________________
(ученая степень, ученое звание)
______________________________
(должность)
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата защиты «___»___________20__ г.
Оценка ___________________________
Подпись
научного руководителя ____________
ХАБАРОВСК 20__ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Становление
и развитие Российской
1.2 Конституционно – правовой статус Российской Федерации…………..10
2 Конституционно
– правовой статус и
2.1 Конституционно
– правовой статус республики
в составе Российской
2.2 Конституционно
– правовой статус краев, областей,
городов федерального значения…
2.3 Конституционно
– правовой статус автономной
области, автономных округов………………………………
2.4 Административно
– территориальное устройство субъектов
Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы…………………………….34
Введение
Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по – разному определяют своё внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.
В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира – это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.
Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства. Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве (соотношение между частями и между частями и целым). В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску. Как известно, Российская Федерация долгое время входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларированном в конституциях республик, других принципиальных документах. В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Такой подход напоминает известную русскую матрешку, внутри которой помещается еще несколько матрешек меньшего размера. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий.
Проследить развитие и просчеты, симметричность и асимметричность, состав и статус субъектов Российской Федерации как единого целого – задача данной работы.
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
Во – первых, мы сами каждый день видим по телевизору или из других источников, что в Российской Федерации все больше нарастают сепаратистские и другие очень опасные для нашего государства националистические настроения, причиной которых является неправильная политика наших властей и “недоработанная” форма государственного устройства и, что из этого следует, федеративное устройство России нуждается в радикальной реформе. Но для того, чтобы его реформировать, надо разобраться в его глубинных проблемах.
Во – вторых, меня, как будущего государственного служащего, да и просто всех жителей многонациональной России, должны интересовать проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России, вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо от национальной принадлежности.
Поэтому целью настоящей работы является “обнажение” проблем федерализма в России. Исходя из поставленной цели в работе, поставлены следующие задачи:
Глава 1 Становление, развитие и конституционно – правовой статус Российской Федерации
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918г., провозгласила Россию федерацией: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик».1 Подчеркивалось стремление «создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России». Декларация предоставляла возможность рабочим и крестьянам каждой нации самостоятельно решить, желают ли они войти в состав Российской Федерации или нет, а если желают, то на каких основаниях.
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство её составных частей. Принятая в июле 1918г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. Конституция РСФСР твердо определила форму федерации, складывающейся в России. РСФСР должна была стать федеративным государством с автономными образованиями. В первой половине 1918г. Основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918г. создается новая форма автономии – трудовая коммуна, с 1920г. начинает широко применяться ещё одна форма автономии – автономная область.
Все автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий её функции). В отличие от автономной республики автономные трудовые коммуны не имели атрибутов государственности. Аналогичный с трудовыми коммунами правовой статус имели и автономные области.
С 1923г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он прежде всего характеризуется изменением форм автономии. В 1923г. упраздняются автономные трудовые коммуны. Возникает новая форма автономии – национальный округ. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей. В годы Великой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию. Были депортированы калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, крымские татары, немцы, греки, курды, корейцы и другие народы. После двадцатого съезда КПСС репрессированные народы стали восстанавливаться в правах, а государственность многих из них начала возрождаться. Конституция РСФСР 1978 года вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и её право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов. Последовательная демократизация всех сторон жизни страны, ослабление тоталитарного режима усилили стремление союзных республик к обретению подлинной независимости, что привело к трагедии – распаду Союза ССР.
10 апреля 1992г. в Конституцию РФ был включен в качестве её составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта 1992г. Договором признается суверенитет республик в составе Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт – Петербург. 21 апреля 1992г. шестой Съезд народных депутатов Российской Федерации своим законом внес изменения в официальное название страны. Вместо Российской Советской Федеративной Социалистической Республики она стала называться «Российская Федерация – Россия». Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов. Сейчас в составе Российской Федерации находятся 85 субъектов:
Республика
Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика
Башкортостан, Республика Бурятия, Республика
Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская
Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская
Республика, Республика Карелия, Республика
Коми, Республика Крым, Республика Марий
Эл, Республика Мордовия, Республика Саха
(Якутия), Республика Северная Осетия -
Алания, Республика Татарстан (Татарстан),
Республика Тыва, Удмуртская Республика,
Республика Хакасия, Чеченская Республика,
Чувашская Республика - Чувашия;
Алтайский
край, Забайкальский край, Камчатский
край, Краснодарский край, Красноярский
край, Пермский край, Приморский край,
Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская
область, Архангельская область, Астраханская
область, Белгородская область, Брянская
область, Владимирская область, Волгоградская
область, Вологодская область, Воронежская
область, Ивановская область, Иркутская
область, Калининградская область, Калужская
область, Кемеровская область, Кировская
область, Костромская область, Курганская
область, Курская область, Ленинградская
область, Липецкая область, Магаданская
область, Московская область, Мурманская
область, Нижегородская область, Новгородская
область, Новосибирская область, Омская
область, Оренбургская область, Орловская
область, Пензенская область, Псковская
область, Ростовская область, Рязанская
область, Самарская область, Саратовская
область, Сахалинская область, Свердловская
область, Смоленская область, Тамбовская
область, Тверская область, Томская область,
Тульская область, Тюменская область,
Ульяновская область, Челябинская область,
Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;
Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
1.2 Конституционно – правовой статус Российской Федерации
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле её многонационального народа. Её правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г., Федеративным договором от 31 марта 1992г. Конституционно – правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным государством. Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с её субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.