Конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что конституционные обязанности играют в жизни любого человека очень важную роль. В наше время очень трудно жить, не зная конституционных обязанностей. Конституционные права, свободы и обязанности отражают наиболее принципиальные связи между личностью, обществом и государством. Права человека образуют ядро, самую сущность того среза жизни общества, который охватывается конституцией.

Содержание работы

Введение 2
1. Основные обязанности человека и гражданина и их закрепление в конституциях зарубежных стран 4
2. Конституционные обязанности человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения 14
3. Конституционные обязанности человека и гражданина в условиях не чрезвычайного положения………………………………………………………17
Заключение 21
Список использованных источников……………………………………...........24

Файлы: 1 файл

Введение курсовая (2).docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Основные обязанности человека и гражданина и их закрепление в конституциях зарубежных стран 4

2. Конституционные обязанности человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения 14

3. Конституционные обязанности  человека и гражданина в условиях  не чрезвычайного положения………………………………………………………17

 

Заключение 21

Список использованных источников……………………………………...........24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе выполненной  работы, будут рассмотрены не только обязанности человека и гражданина, но и его права и свободы не случайно, а в силу того, что в основные обязанности гражданина входит соблюдение Конституции, которая в свою очередь закрепляет права и свободы граждан. Следовательно, можно сделать вывод о том, что обязанности человека и гражданина составляет соблюдение прав и свобод остальных граждан, а так же некоторые другие обязанности непосредственно связанные с этими.

Идея  о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых  прав, легла в основу первых конституционных  актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться  демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека.

Правовое положение личности в обществе и государстве определяется не только правами и свободами, но и обязанностями. Юридические обязанности получают правовое закрепление в самых различных отраслях права (в гражданском, трудовом, семейном, административном праве и так далее). Но ведущая роль в общей системе юридических обязанностей в странах принадлежит конституционным обязанностям человека и гражданина. Институт основных обязанностей человека и гражданина прошел длительный путь и всегда проблемным был вопрос, связанный с его реализацией. В обеспечении основных обязанностей человека и гражданина задействован весь механизм государства, в том числе и органы внутренних дел.

Конституционные обязанности – это высшие правовые (конституционные) требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в правовом демократическом государстве.

Поэтому целью своей работы, считаю то, что мне необходимо рассмотреть конституционные обязанности, а также единство прав и обязанностей в зарубежных странах.

Во многих конституциях различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы "каждый", "все". Применительно же к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: граждане имеют право, гражданин может и т.д.

Иногда вместо употребления слова "гражданин" указывается на принадлежность к нации, например, "все немцы". Следует иметь в виду, что в западных странах термин "нация" означает не этническую, а политико-государственную общность. Отсюда известный термин "Объединенные Нации", под которым понимаются государства. Для причисления себя к нации какого-либо государства достаточно являться его гражданином или поданным.

   Следует отметить, что соотношение между правами человека и правами гражданина даже в демократических странах различно и порой зависит от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Одно и то же право в одной конституции может быть сформулировано как право человека, а в другой – как право гражданина, хотя есть такие права, к характеристике которых все демократические конституции подходят одинаково.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  конституционные обязанности играют в жизни любого человека очень  важную роль. В наше время очень  трудно жить, не зная конституционных  обязанностей. Конституционные права, свободы и обязанности отражают наиболее принципиальные связи между личностью, обществом и государством. Права человека образуют ядро, самую сущность того среза жизни общества, который охватывается конституцией.

Во всех зарубежных странах Содружества  воспринята утвердившаяся в международном  праве концепция гражданских (личных), политических и социально-экономических  прав и свобод. Эта концепция соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. Понимание прав, свобод и обязанностей основано на подходе, принятом в цивилизованном мире.

  1. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Права человека и гражданина становятся реальностью  лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями. Принцип  сочетания прав и обязанностей знали  еще государства античности. Так, принадлежность к римскому гражданству  означала для субъекта возможность  пользования рядом прав и одновременно обременение публичными обязанностями. К таким публичным обязанностям, прежде всего, относились право-обязанность  исполнять функции должностного лица при соответствующем имущественном  цензе, обязанность подлежать цензу, т. е. исчислению имущества и доходов (уклонение преследовалось в уголовным порядке), уплата налога, владение и полезное использование земель покоренных народов. Необходимым компонентом взаимоотношений государства и человека по поводу его прав выступают юридические обязанности, без которых невозможно ни правовое государство, ни реализация самих прав и свобод человека. Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государством прав человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав.

В Международном  пакте о гражданских и политических правах 1966 г. также зафиксировано, что  «отдельный человек имеет обязанности  в отношении других людей и  того коллектива, к которому он принадлежит». Исходя из этих общих положений, государства  закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обязанностей применительно к своим условиям и национальным интересам.

Обязанности – это мера должного поведения, объективная необходимость, требования, предъявляемые государством к человеку с тем, чтобы не нарушались права другого человека и соблюдались интересы государства и общества.

Конституции зарубежных государств до Второй мировой войны обязанности  практически не упоминали. Однако в  современных конституциях Японии, Италии, Португалии, Испании, Кубы, Китая в  названиях соответствующих разделов указано, что они закрепляют не только права и свободы, но и обязанности. Хотя в названиях разделов конституций ряда государств (ФРГ, Греция) не содержится упоминания об обязанностях, в тексте тем не менее присутствуют статьи об обязанностях граждан. В современных конституциях закрепляются в основном обязанности платить налоги, соблюдать законы, не нарушать права других лиц, охранять природу, памятники культуры и т. д. [1,C. 233].

Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции  и в литературе уделяется большое  внимание, то этого нельзя сказать  об основных обязанностях. В Конституции  содержатся лишь пять статей, посвященных  обязанностям. В литературе же имеются  лишь отдельные статьи, в которых  они анализируются. Отсутствие в  литературе полновесного анализа понятия  обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании  поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической обязанности заключается в другом в кажущейся простоте. В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду можно найти указания на известного рода обязанности и повинности гражданина.

Установленные конституциями основные обязанности могут относиться одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина. К первой группе относятся обязанности: соблюдать конституцию и законы (иностранец, как и гражданин, не может ссылаться на незнание закона); платить налоги (между многими  государствами заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, согласно которым на основе взаимности гражданин платит налоги в своей  стране). Все лица, живущие в стране, обязаны сохранять природу и  окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Гражданин несет дополнительные обязанности: его долг — защита родины. В ряде государств существует всеобщая воинская обязанность для граждан. Граждане-мужчины определенного возраста (обычно достигшие 18—19 лет), а в некоторых странах (например, в Израиле) и женщины призываются на определенный срок на военную службу (в разных странах от полугода до двух-трех лет) и после ее окончания увольняются в запас. Резервисты время от времени призываются на военные сборы (обычно на короткое время — от двух недель до полутора месяцев), где проходят военное обучение. Во время войны военнообязанные граждане призываются в действующую армию.

Если убеждения гражданина или  его вероисповедание противоречат несению военной службы (особенно с оружием в руках), военная  служба может быть заменена так называемой альтернативной гражданской службой. Обычно такие граждане работают в  течение армейского или более  длительного срока на стройках, на сельскохозяйственных работах, на работах  тяжелых, грязных, в качестве санитаров  и сиделок в больницах.

Гражданин обязан иметь основное общее  образование (число необходимых  классов школы, как отмечалось, может  быть неодинаковым в разных странах), в ряде стран в соответствии с  законами (там, где предусмотрено  обязательное голосование) он должен участвовать  в выборах.

Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех  обязанностей, которые закон возлагает  на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и  все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности  независимо от того, в каком нормативном  акте она записана.

Как известно, правовая норма, закрепляя  должное поведение людей, регулирует их деятельность посредством установления либо прав, либо обязанностей. Категория "должное поведение", т.е. поведение, обеспечиваемое принудительной силой  государства и соответствующей  санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом, отличие  правовых от всех других социальных норм. Однако она не дает достаточного представления  о правах и обязанностях как таковых, не делает между ними каких-либо различий. Они в рамках должного существуют в степени долженствования, хотя эту степень категория "должного" не в состоянии выразить. Она не может быть с надлежащей полнотой отражена в категориях "возможности" и "необходимости".

Правовая необходимость полнее всего раскрывает существо юридической  обязанности. Она, с одной стороны, указывает, что эта обязанность  существует и развивается в рамках должного, установленного законом и обеспечиваемого государством поведения. С другой же стороны, она выражает содержание обязанности и присущую ей специфику. "Необходимость" для раскрытия обязанности играет такую же роль, какую в понятии прав и свобод личности выполняет "возможность". В данном случае необходимость указывает то направление, в котором должен идти научный поиск при определении понятия юридической обязанности. Очевидно, юридическая обязанность есть не просто должное (правомерное) поведение, а это также и характеризуемое определенным качеством (вид) и находящееся в определенных границах (мера) поведение. Здесь налицо переход от сущности первом порядка к сущности втором порядка. Вторая выражает специфику правовой обязанности полнее и глубже, чем первая, и потому она является содержательнее ее.

Термин "необходимость" в данном случае используется в смысле "социальной связанности" поведения обязанного субъекта. По мнению С. Ф. Кечекьяна, здесь речь идет о связанности, создаваемой правопорядком, о необходимости, диктуемой нормами права и всей системой поведения людей". Иначе говоря, содержащаяся в правовой обязанности необходимость в первую очередь вытекает не из объективных законов общественного развития, а из правовых норм. Но с точки зрения установленного государством правопорядка обязанность это то же общественно необходимое поведение. Как видно, в данном случае идет речь о правовой необходимости, обусловленной природой существующего в стране общественного и государственного строя, т.е. конституционного строя. Как юридическая возможность, так и правовая необходимость особенно отчетливо проявляются в конституционных правах, свободах и обязанностях людей [2,C. 105].

В литературе предпринята не лишенная интереса попытка раскрыть понятие  обязанности через категорию  возможности. Так, Г. В. Мальцев полагает, что "юридическая обязанность  есть не только должное, но и возможное  в человеческом поведении". Однако содержащееся в обязанности возможное поведение в отличие от возможности, заключенной в субъективном праве, является одновременно и государственно необходимым. "Обязанность, – утверждает он, – есть возможность поведения, имеющая необходимый характер, т. е, возможное в поведении одновременно является и необходимым"[3,C. 24].

Как видно, здесь правильно подмечена  связь правовой возможности и  правовой необходимости. В праве  эти категории не только взаимосвязаны, но и взаимно проникают. И, видимо, обоснованно будет характеризовать  юридические права и свободы  и юридические обязанности качествами возможного и необходимого поведения. Это особенно отчетливо можно  проследить на примере конституционных  прав и свобод и обязанностей. Как  известно, право на основное общее  образование является обязательным (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). В этом предписании Конституции заключаются  и возможность (право) и необходимость (обязанность). В органическом соединении возможность и необходимость  находятся также и в политических правах и свободах [4, Конституция Российской Федерации ].

Не следует из этого делать вывод, что как юридические права  и свободы, так и юридические  обязанности целесообразно раскрывать через категорию возможности. Мне  представляется, что это делать нецелесообразно. Во-первых, потому, что при этом смазываются  различия между правами и обязанностями, поскольку и права и обязанности  в равной мере определяются как правовая возможность. Во-вторых, характеризуя как права и свободы, так и  обязанности в виде правовой возможности, нужно оговориться, что в последнем  случае речь идет о необходимой по закону возможности. Но необходимая  по закону возможность и есть правовая необходимость. Методологически правильнее будет раскрывать понятие прав и  свобод через категорию правовой возможности, а юридических обязанностей через категорию правовой необходимости. Такой подход позволяет установить существующие различия между правами, свободами и обязанностями, вскрыть  содержание каждого из этих правовых явлений. К этому же выводу в итоге приходит сам Г. В. Мальцев. "Государственное признание необходимости поведения, пишет он, – такова основная специфическая черта обязанностей в отличие от субъективных прав". Хотя понятие обязанностей следует раскрывать через правовую необходимость, вместе с тем нужно помнить, что между необходимостью и возможностью нет барьера, "китайской стены", что необходимость, имея строгие рамки, содержит в себе известные возможности [5,C. 23].

Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах