Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 20:15, контрольная работа
2. Соотношение международного и внутригосударственного права. Российская доктрина и практика по поводу соотношения международного и внутригосударственного права.
Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права является одним из центральных в теории международного права.
В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.
Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.
Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).
По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)). Международные организации подразделяются также на организации общей компетенции (ООН, АСЕАН) и специальной (ОПЕК ВТО). Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей)4.
5. Международный суд ООН: состав, компетенция, принятие решений
Международный суд - учреждение, существующее на постоянной основе, состоящее из независимых судей, призванное решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения.
Международный Суд ООН является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Образован в 1945г. Впервые суверенные государства рискнули учредить международный суд лишь в 1922 г. на основе Статута Лиги Наций. Имеется в виду Постоянная палата международного правосудия. За почти 20-летнюю историю было рассмотрено 37 споров и принято 29 консультативных заключений по запросам Совета Лиги.
Палату сменил Международный суд ООН, в основу Статута которого положен Статут Постоянной палаты. Согласно Уставу Международный суд является главным судебным органом ООН. Но практически его роль более значительна. Он является главным судебным органом международного сообщества в целом, центром всей системы мирного разрешения споров.
Действующий на постоянной основе Международный суд лучше, чем арбитраж, приспособлен к последовательности в применении и толковании норм международного права. Соответственно значительнее и его влияние на это право. Статус Международного суда составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Все члены ООН являются участниками Статута. Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Срок полномочий судей — 9 лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей.
Согласно ст. 34 Статута Международного Суда ООН его основную компетенцию составляет рассмотрение дел, сторонами в которых выступают государства. Традиционно основное место в данной области занимали споры о принадлежности участков государственной территории, о разграничении морских пространств и континентального шельфа.
Например, спор между ФРГ, Данией и Нидерландами о делимитации континентального шельфа Северного моря, спор между Грецией и Турцией о континентальном шельфе в Эгейском море, спор между Канадой и США о делимитации морских границ в заливе Мэн и т. д. По общему признанию ученых, Суд не может рассматривать споры между частными лицами и государствами, а тем более споры между частными лицами.
Тем не менее, в современных условиях интересы государств оказываются все более привязанными к интересам их граждан и юридических лиц. Как следствие, в Международном Суде ООН получают рассмотрение такие дела, предмет разбирательства в которых оказывается непосредственно связанным с правами и обязанностями частных лиц. В связи с этим наука и практика международного права придают существенное значение критериям допустимости таких претензий в рамках международного судебного разбирательства.
Показательным в этом плане является дело компании Barcelona Traction. Согласно материалам данного дела компания Barcelona Traction была учреждена в Канаде и впоследствии создала в Испании ряд дочерних компаний. В результате действий органов государственной власти Испании указанные дочерние компании перешли к испанским лицам, а компания Barcelona Traction была лишена активов в сумме 90 млн. долларов США. Главными акционерами компании Barcelona Traction являлись бельгийские компании, на основании чего Бельгия предъявила Испании требование о возмещении вреда, причиненного бельгийским акционерам [6, с. 158-160]. Международный Суд ООН отказал в рассмотрении данного дела по существу, однако сформулировал ряд выводов, отражающих его принципиальную позицию по вопросу о возможности защиты государством частных лиц5.
Юрисдикция. Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.
Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.
Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса.
Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.
После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.
По итогам судебного разбирательства выносится решение, оно подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств6.
Список литературы
1 Муромцев Г.И. Соотношение международного и внутригосударственного права(эволюция основных подходов) / Г.И. Муромцев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2002. - № 2. - С. 85.
2 Международное право. Лекция 2. Понятие, предмет
и система международного права. [Электронный
ресурс].− Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m232/
3 Джантаев Х.М. Механизмы соотношения норм международного договора и внутригосударственного (национального) права Российской Федерации в военной области / Х.М. Джантаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2005. - № 2. С. 125.
4 Международное
право. [Электронный ресурс].− Режим доступа:
http://www.bibliotekar.ru/
5 Полухина Р. Э. Возможности защиты частных лиц в Международном Суде ООН / Р. Э. Полухина // Общество и право. – 2009. – № 5 (27). С. 308-309.
Информация о работе Контрольная работа по "Международное право"