Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:57, контрольная работа
Вопрос 1. Как закреплено ограничение прав и свобод в действующей Конституции Российской Федерации? Вопрос 2. В чем состоят различия «права человека» и «права гражданина»? Вопрос 3. Какие права относятся к категории личных прав?
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Контрольная работа
по дисциплине: «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО,
(название дисциплины)
Выполнила студент(ка):_____Кривошеина___
__________________Викторовна__
Специальность:___
Регистрационный номер ________15280/В_______________
(номер договора на обучение)
Подпись студента______________________
Проверил______________________
Москва 2011 г.
Вопрос 1. Как закреплено ограничение прав и свобод в действующей Конституции Российской Федерации?
Ответ: В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. 4.2 ст. 55 гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо. Возможны только общие ограничения и свобод для всего населения путем принятия закона.
Вопрос 2. В чем состоят различия «права человека» и «права гражданина»?
Ответ: Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из Позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории человека, а право частной собственности на землю - только граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство пределами страны только своим гражданам). В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «может быть лишен...», «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право».
Вопрос 3. Какие права относятся к категории личных прав?
Ответ: К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения.
Вопрос 4. Назовите принципы правосудия и дайте им характеристику.
Ответ: Суд действует на общих для всех судов, да и всей системы правосудия конституционных принципах: законности, гласности, состязательности, равноправия сторон, уважения чести и достоинства личности, недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона.
Вопрос 5. Международный Билль о правах человека.
Ответ: В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного Билля по правам человека (резолюция 5(1) от 16 февраля 1946 г.). В настоящее время Билль о правах человека включает следующие международные соглашения:
- Всеобщую декларацию прав человека;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;
- второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.
Вопрос 6. Какие права, свободы и обязанности не распространяются на иностранных граждан?
Ответ: На иностранных граждан не распространяются:
- не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, работать в ОВД;
- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
-на них не распространяется воинская обязанность;
- за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства;
- только к ним может
быть применена такая мера
взыскания - как выдворение;
- при въезде на территорию РФ должны иметь визу (исключение составляют граждане
СНГ);
- им может быть установлено ограничение в передвижении и выборе места жительства (например, в закрытые города);
- при наличии определенных обстоятельств выезд им из России может быть не разрешен (совершение ими уголовного преступления).
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживая на территории РФ, обязаны подчиняться ее законам. За нарушение этих законов они несут ответственность наравне с гражданами РФ. Они не могут, например, занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, не пользуются избирательным правом, не участвуют во всенародном голосовании, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью.
Вопрос 7. Российская Федерация - правовое государство.
Ответ: Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правового характера законодательства и практики его применения. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем ветвям государственной власти, связывает и обязывает их. Принцип связанности государства правами и свободами установлен ст. 2: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Чрезвычайно важным представляется и введение прямого запрета антиправового (право нарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).
Вопрос 8. Международные документы о правах человека.
Ответ: За время своего существования ООН приняла
свыше 100 международных документов в области
прав человека; пактов, конвенций, протоколов,
деклараций, рекомендаций, правил, кодексов,
принципов. Каждый из таких
видов международных документов имеет
свои особенности в смысле их юридического
значения и возможности реализации. Декларации (заявления, объявления) - международно-правовые документы, в
которых провозглашаются какие-либо принципы. Декларации в строгом смысле слова не носят обязательного характера. Они являются лишь рекомендациями, пожеланиями.
Однако эти документы обладают большой
морально-политической силой и по отношению
с ним судят о позициях государств. Декларации
вступают в силу сразу после их принятия
и не предусматривают как отказа государств,
голосовавших «за» данную декларацию,
от своей позиции, так и присоединения
воздержавшихся или голосовавших «против». Пакт о правах человека - это международный договор, участники
которого, - то есть, государства, которые
официально согласились придерживаться
его положений, - заключили с тем, чтобы
уважать, гарантировать и принимать меры
для полного осуществления широкого спектра
(группы) прав человека. Конвенция - международный
договор, соглашение по какому-либо специальному
вопросу. Пакты и конвенции вступают в
силу не после их принятия и подписания,
а лишь после ратификации (утверждения) оговоренным количеством государств.
Государства, участники пактов и конвенций,
берут на себя содержащиеся в этих международных
документах обязательства и должны их
строго выполнять. Для наблюдения за реализацией
соответствующих договоров и соглашений
в рамках соответствующих международных
организаций создаются, как правило, соответствующие
комитеты или комиссии. Комитеты и комиссии
обычно создаются в соответствии с протоколами, являющимися приложениями к пактам и
конвенциям, или согласно положениям самого
пакта или конвенции.
К открытым конвенциям и пактам могут
присоединиться государства, не участвовавшие
в их подготовке и принятии. Государства
могут отказаться от своих обязательств
и выйти из данного международного договора,
то есть денонсировать (уведомить о выходе)
его. В частности, Международные пакты
и протоколы к ним имеют обязательную
юридическую силу для ратифицировавших
их государств, то есть предполагается,
что признаваемые этими государствами
права, закрепленные в ратифицированных
пактах, являются для них законом.
Среди всех этих международно-правовых
документов существует ряд основополагающих
международных договоров и соглашений,
которые сами стали источником международного
права, опираясь на которые мировое сообщество
разработало другие нормы в области прав
человека. В первую очередь, к ним относится Международный билль о правах человека. Он включает в себя Всеобщую декларацию
прав человека (принята Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 года). Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах (принят и открыт для подписания,
ратификации и присоединения Генеральной
Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года). Международный
пакт о гражданских и политических правах
(принят и открыт для подписания, ратификации
и присоединения Генеральной Ассамблеей
ООН 16 декабря 1966 года) и Факультативные
протоколы к нему (приняты Генеральной
Ассамблеей 16 декабря 1966 года и 15 декабря
1989 года). В число основных международных
документов по правам человека документов
входят:
1. Документы, принятые Организацией Объединенных Наций и ее учреждениями. Эти документы разделены на несколько ряд групп:
а) Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, пакты и протоколы к ним); б) Право на самоопределение (декларация и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН); в) Предупреждение дискриминации (декларации, конвенции и протоколы); г) Права женщин (декларации и конвенции); д) Права ребенка (декларации и конвенция); е) Защита от рабства, подневольного состояния, принудительного труда и сходных с рабством обычаев и институтов (конвенции и протоколы); ж) Права человека в области отправления правосудия: защита лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению (декларации, конвенции, принципы, правила, кодексы поведения, меры, гарантирующие защиту прав); з) Свобода информации (конвенции); и) Право на труд (конвенции); к) Право на брак и создание семьи (конвенции); л) Право на социальное благосостояние, прогресс и развитие (декларации, конвенции, принципы и правила); м) Право на культурное развитие (декларации и рекомендации); н) Право на гражданство, убежище и защита беженцев (декларации, конвенции и протоколы); о) Право на защиту от геноцида (конвенции и протоколы); п) Гуманитарные права (конвенции и протоколы).
2.Региональные документы, принятые в рамках Совета Европы, региональных межгосударственных организаций Азии, Африки, Америки, а также в результате деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ранее - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) и проводимых ею конференций по правам человека и человеческому измерению.
Вопрос 9. Совет Европы и Европейский Суд: механизм защиты прав человека.
Ответ: Старейшей региональной организацией на Европейском континенте является Совет Европы. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.
На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб, как государств, так и отдельных лиц.
2 мая 1994 г. члены
Совета Европы приняли
Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств - членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста. Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела могут передавать в Суд Комиссия или государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол № 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация после подачи жалобы в Комиссию и при наличии двух условий: Комиссия признала жалобу приемлемой, а попытка достичь дружественного урегулирования оказалась безрезультатной. Дело должно быть передано в Суд в трехмесячный срок после передачи доклада Комиссии в Комитет министров Совета Европы.
Вопрос 10. ООН: история, цели, принципы.
Ответ: Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности. На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года. Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан - Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН. Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые». Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года. Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития. Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации». Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой. Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании. Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств. Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств. Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"