Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:30, контрольная работа
Признание государств и правительств, появление нового субъекта права является важным явлением для любой правовой системы. Тем более если таким субъектом выступает государство. Существующие государства и другие субъекты международного права не могут игнорировать международную правосубъектность новообразованного государства, но по политическим соображениям иногда воздерживаются от установления двусторонних правоотношений или обусловливают их возможность признанием. Однако нормальное развитие международного сотрудничества предусматривает, что новое государство получит в кратчайшие сроки признания со стороны других государств и выступит полноправным участником международных правоотношений.
Вопрос 1 3
Вопрос 2 5
Вопрос 5 7
Список литературы 11
Оглавление
Вопрос 1. Признание государств и признание правительства. Конститутивная и декларативная теория признания. Признание де-юре, де-факто и ad hoc.
Ответ: Признание государств и правительств, появление нового субъекта права является важным явлением для любой правовой системы. Тем более если таким субъектом выступает государство. Существующие государства и другие субъекты международного права не могут игнорировать международную правосубъектность новообразованного государства, но по политическим соображениям иногда воздерживаются от установления двусторонних правоотношений или обусловливают их возможность признанием. Однако нормальное развитие международного сотрудничества предусматривает, что новое государство получит в кратчайшие сроки признания со стороны других государств и выступит полноправным участником международных правоотношений.
Таким образом, международно-правовое признание государства - это односторонний правовой акт субъекта международного права, которым констатируется юридический факт образования нового государства и выражается намерение вступить с новым субъектом международного права в международные правоотношения. Нормы института международно-правового признания носят в основном обычный характер, а попытки его кодификации пока не имели успеха. Именно признание может быть четко определено или носить молчаливый характер.
В науке международного права существуют две основные теории признания государств - декларативная и конститутивная. Согласно декларативной теории государство признается субъектом международного права с момента своего образования, независимо от признания со стороны других субъектов международного права. Эта теория нашла свое отражение в упомянутой Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 г., где установлено, что «существование государства не зависит от ее признания другими государствами" (ст. 3). Конститутивная теория утверждает, что новое государство становится субъектом международного публичного права только в случае признания ее уже существующими государствами, то есть именно такое признание и образует (конституирует) нового субъекта международного права. Эта теория получила практического воплощения в политике европейских государств после Венского конгресса 1815 г. В современном международном праве одна из этих теорий не действует в чистом виде. С одной стороны, новая суверенное государство, безусловно, международные права и обязанности с момента своего образования. Но, с другой стороны, международная правосубъектность государства так и останется юридической фикцией, если ни один из существующих субъектов международного права не изъявит желание поддерживать с ней международные правоотношения.
Международно-правовая практика наработала три разновидности признание: de jure, de facto и ad hoc. Признание de jure означает полное и окончательное официальное признание нового государства в качестве субъекта международного права. При этом установление международных отношений происходит на высоком дипломатическом уровне. Признание de facto имеет место при сомнениях относительно жизнеспособности нового государства, когда устанавливаются международные отношения в некоторых сферах сотрудничества (экономической, культурной, экологической и других), а именно признание может быть отозвано. Признание ad hoc означает официальный контакт с непризнанным государством для решения конкретной проблемы в двусторонних отношениях (например, в случае необходимости возвращения самолета, которого было угнано террористами на территорию непризнанного государства)1.
От признания государства как субъекта международного права следует отличать признание правительства в качестве законного представителя государства на международной арене. Такое признание возникает в случае прихода нового правительства к власти неконституционным путем. Практике известны два подхода к признанию правительств. Первый подход был сформулирован министром иностранных дел Мексики Эстрадой, который указал, что признание означает вмешательство во внутренние дела других государств. Второй подход, известный как «доктрина Тобара» (представителя Венесуэлы), был отражен в Конвенции государств Центральной Америки от 20 декабря 1907 Согласно этой конвенции государства-участники брали на себя обязанность не признавать правительства, пришедшие к власти путем революции или переворота, пока не будет сформировано новое правительство путем свободных выборов.
Вопрос 2. Соотношение международного и внутригосударственного права. Российская доктрина и практика по поводу соотношения международного и внутригосударственного права.
Ответ: В практике международных отношений и внутреннем праве государств встречаются различные способы решения вопроса о формах взаимодействия МП и национального законодательства. Можно выделить две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутригосударственного права. Слово "концепция" обозначает не только позицию ученых того или иного государства данному вопросу, но и отражает отношение страны к международному праву (МП). Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права (МП или внутригосударственного права). Дуалистическая концепция рассматривает МП и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения. Отечественная международно-правовая доктрина и законодательство РФ придерживаются в целом дуалистической концепции. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Пункт 3 статьи 5 закона о международных договорах РФ 1995 г. дополняет конституционное правило: "Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты". Возникает вопрос, что понимается под "правовой системой РФ", поскольку федеральное законодательство содержания данного понятия не раскрывает. По ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. в национальную правовую систему включаются "конституция, законы, постановления, указы, прецедентное право, обычные нормы и практику, а также нормы, вытекающие из обязательных международных документов". В теории права термин "правовая система" может означать: 1) систему права с точки зрения ее организационного строения (совокупность принципов права, отраслей, подотраслей, институтов и норм); 2) совокупность правовых норм какого-либо государства (национальные правовые системы) или МП; 3) социально-правовой феномен, состоящий из различных элементов, в числе которых называют: правовые нормы; результат их реализации (правоотношения); правовые учреждения; и другие. Советская доктрина международного права исходила из того, что международное право и право внутригосударственное представляют собой две относительно самостоятельные правовые системы, не подчиненные одна.
Советская концепция
Если влияние норм
внутригосударственного права
Сегодня следование
принципу примата норм
Если международное право налагает обязательство на государство в целом, то национальное право определяет органы государства либо должностные лица, ответственные за обеспечение выполнения международных обязательств государства. Взаимодействие международного и внутригосударственного права происходит в виде их взаимного влияния друг на друга. Внутригосударственное право оказывает двоякое влияние на международное право.
Вопрос 5. Международный суд ООН: состав, компетенция, принятие решений.
Ответ: Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом.
Международный суд состоит из 15 судей, причем в нем не может быть двух граждан одного государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены главные правовые системы всего мира. Национальная группа может выставить не более четырех кандидатов. До выставления кандидатур она обязана запрашивать мнение высших судебных органов, юридических факультетов, высших правовых учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Судьи избираются на девятилетний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут занимать другую должность.
С момента функционирования Суда представитель СССР, а в дальнейшем России постоянно избирается членом Международного суда.
Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание Суда — Гаага, Нидерланды.
К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.
Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда. Последние могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipsofacto, в отношении любого иного государства, принявшего такое обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:
-толкования договора;
-любого вопроса
-наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;
-характера и размеров
Такие заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю, и они означают признание обязательной для себя юрисдикции Международного суда.
Суд не может рассматривать споры между физическими и юридическими лицами и международными организациями.
Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, и в процессе судебного разбирательства применяет:
-международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
-международный обычай как
-общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
судебные решения (обязательные лишь для участвующих в деле сторон) и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Статут Суда не ограничивает его право разрешать дело exaequoexbono (по справедливости, а не по формальному закону), если стороны с этим согласны.
Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются судом.
Обычно Суд осуществляет свою деятельность на пленарных заседаниях, однако по просьбе сторон он может образовать подразделения ограниченного состава, которые называются камерами. Решение, постановленное одной из камер, считается вынесенным самим Судом. В рамках Суда была образована камера по рассмотрению экологических дел, ежегодно образуется камера по упрощенным процедурам.
Официальными языками Суда являются французский и английский. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Письменное судопроизводство состоит из представления Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, возражений на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных, адвокатов.
Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на нее Судом, то Совет Безопасности по просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).
Помимо рассмотрения спора Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу. По установленному порядку четыре главных органа ООН, два вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 17 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ вправе запрашивать такое заключение Суда. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании3.
В настоящее время потенциал Международного суда используется не в полной мере. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН.
Список литературы:
1.Англо-русский юридический
2.Международное частное право. В 3 томах. Том 1. Общая часть. Учебник: Л. П. Ануфриева — Москва, БЕК, 2000 г.- 288 с.
3.Международное частное право. Книга 1: Н. Ю. Ерпылева, М. Б. Касенова — Санкт-Петербург, Омега-Л, 2008 г.- 734 с.
4.Международное частное право. Книга 2: Н. Ю. Ерпылева, М. Б. Касенова — Москва, Омега-Л, 2008 г.- 856 с.
5.Международное частное право: Г. Федосеева — Москва, Профобразование, 2000 г.- 320 с.
6.С. Н. Лебедев. Избранные труды
по международному
1 Международное частное право. В 3 томах. Том 1. Общая часть. Учебник: Л. П. Ануфриева — Москва, БЕК, 2000 г.- 288 с.
Международное частное право. Книга 1: Н. Ю. Ерпылева, М. Б. Касенова — Санкт-Петербург, Омега-Л, 2008 г.- 734 с.
Информация о работе Контрольная работа по «Международному праву»