Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:04, контрольная работа
Какие международные организации относятся к региональным международным организациям при ООН?
Наряду с универсальными международными организациями в теории международного права выделяют региональные организации. Называются они так, потому что их членами являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.
Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований.
Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем.
Свобода прокладки кабелей и трубопроводов означает, что при прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий в свободе использования открытого моря.
Свобода возведения искусственных установок и островов означает, что каждое государство имеет право на возведение островов, установок, сооружений и их эксплуатацию в открытом море.
Свобода рыболовства в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода научных исследований в исключительной экономической зоне были упразднены и заменены новыми положениями.
Правовой режим открытого моря признает особые права государств в отношении архипелажных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, как это определено в Конвенции по морскому праву 1982 г.
Хозяйственная деятельность государств в открытом море осуществляется в соответствии с международными конвенциями: по рыболовству; по китобойному промыслу; по отстрелу тюленей и морских котиков; по сохранению живых ресурсов Антарктики. Такая деятельность должна следовать нормам конвенций по борьбе с загрязнением морской среды. И, кстати, этим вопросам — экологическим — Конвенция по морскому праву 1982 г. уделяет много внимания. Ряд экологических конвенций заключен на региональном уровне (Средиземное море, Балтика, Черное море и др.).
Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву — подписана в ямайском городе Монтего - Бэй в декабре 1982 года. Она является одним из наиболее комплексных инструментов международного права. Ее 320 статей и 9 приложений содержат всеобъемлющий правовой режим мировых океанов и морей, устанавливающий правила, регулирующие всю деятельность в океанах и использование их ресурсов, в том числе судоходство и воздушные перелеты, разведку и добычу минералов, сохранение и загрязнение, рыболовство и перевозки. В ней закреплено понятие о том, что все проблемы, связанные с океаническим пространством тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться в комплексе. Это единый документ, совмещающий кодификацию традиционных правил использования океанов и разработку новых норм, регулирующих вновь возникающие проблемы. Этот уникальный инструмент часто называют «конституцией океанов».
В настоящее время общепризнано, что любая деятельность, связанная с океаном, и морское право должны соответствовать положениям Конвенции, авторитет которой базируется на ее практически всеобщем признании. К Конвенции присоединилось более 140 государств, еще больше стран находятся в процессе ее ратификации или присоединения к ней. Почти все государства признают и соблюдают ее положения.
Конвенция устанавливает следующее разделение морского пространства:
1.Внутренние воды - часть моря, расположенная между побережьем и исходной линией;
2.Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии;
3.Прилежащая зона — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий);
4.Исключительная экономическая зона — часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии;
5.Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела;
6.Архипелажные воды - воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными через наиболее выступающие в море точки наиболее отдаленных островов, составляющих единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства (государства-архипелага).
Используя национальное и международное законодательства и соответствующую схему принятия решений, государства последовательно поддерживают Конвенцию как преимущественный международный правовой инструмент в данной области. Ее безусловный авторитет явился результатом практически всеобщего признания некоторых из ее ключевых положений, в том числе: предел зоны территориальных вод в 12 морских миль; суверенное право прибрежных государств на ресурсы «исключительной экономической зоны» в пределах до 200 морских миль; их суверенное право на ресурсы континентального шельфа за пределами этой зоны. Конвенция принесла стабильность в сферу судоходства, установив право мирного прохода через территориальные морские воды и право транзитного прохода через узкие проливы, используемые для международного судоходства.
Конвенция получила признание благодаря воздействию на возможность прибрежных государств контролировать морские научные исследования, предупреждение загрязнения, доступ со стороны моря в государства, не имеющие выхода к морю. Более того, в настоящее время она признана как схема и основа для любых будущих инструментов, направленных на дальнейшее определение прав и обязательств в отношении океанов, что нашло отражение в принятии в 1995 году Соглашения об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими.
В соответствии с Конвенцией 1982 г. экономическая зона устанавливается лишь для обеспечения тех интересов прибрежных государств, которые связаны с использованием естественных ресурсов. Поэтому по Конвенции в зоне сохраняются свободы открытого моря — судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и даже других видов использования морей, правомерных с точки зрения международного права и относящихся к этим свободам.
В практике некоторых стран имеют место попытки выйти за пределы тех целей, ради которых выдвигалась сама идея экономической зоны. Некоторые страны пытаются распространить свой контроль в зоне на иностранное судоходство.
Следует также отметить, что и в отношении территориальных вод нередко принимаются нормативные акты, предусматривающие арест и задержание иностранных судов в территориальных водах за любые нарушения законов и правил прибрежного государства. В то же время положения Конвенций 1958 и 1982 гг. предусматривают применение указанных мер лишь в связи с ответственностью, возникшей только вследствие прохода. Выдвигаются также такие требования, в соответствии с которыми проход через территориальные воды иностранных торговых судов с атомными энергетическими установками возможен лишь после получения разрешения на это со стороны прибрежного государства.
Среди международно-правовых проблем Мирового океана важное место занимает проблема научных исследований, приобретающая значительную актуальность и заметную остроту. Это обусловлено необходимостью проведения научных исследований в условиях широкого развития других видов деятельности — судоходства, рыболовства и др., введением разрешительного режима научных исследований в экономических зонах и на континентальном шельфе прибрежных государств, осложнением режима захода научно-исследовательских судов в порты иностранных государств.
Нельзя не признать, что в целом положения Конвенции 1982 г. служат позитивной основой для успешного развития научных исследований Мирового океана. Они нацелены на обеспечение международного сотрудничества государств в этой области, активного участия международных организаций, например, Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО, в содействии проведению исследований в различных районах Мирового океана и заходам научно-исследовательских судов в иностранные порты. Согласно Конвенции государства должны стремиться принимать разумные правила для облегчения доступа в свои порты и содействия в предоставлении помощи иностранным научно-исследовательским судам.. Следует также иметь в виду, что хотя Конвенция предусматривает разрешительный режим для научных исследований в экономической зоне и на континентальном шельфе, по общему правилу прибрежные государства должны давать согласие на проведение исследований и могут отказать в этом лишь в определенных Конвенцией случаях (ст. 246, п. 5). С другой стороны, согласие на проведение исследований оговорено рядом условий, которые должны соблюдаться государством и международными организациями, желающими проводить исследования.
Конвенция определяет практически все виды загрязнения, возникающие в результате любой деятельности. Государство флага должно принимать необходимые меры и обеспечивать, чтобы его суда (транспортные, рыболовные, научно-исследовательские и др.) отвечали всем необходимым нормам и стандартам. В случае нарушения судном каких-либо норм и стандартов государство флага должно безотлагательно расследовать такое нарушение и в соответствующих случаях возбудить разбирательство, включая уголовное, в отношении виновных, независимо от места совершения нарушения.
Конвенцией предусматривается, что прибрежное государство в экономической зоне может устанавливать законы и правила для предотвращения загрязнения моря с судов, при условии, однако, что такие законы и правила соответствуют общепринятым международным нормам и стандартам.
Существенным новшеством, которое вводит Конвенции 1982 г. в международное право, является так называемая юрисдикция государства порта в отношении выполнения судами международных норм и стандартов по предотвращению загрязнения моря. Главное здесь состоит в том, что любому государству, в порт которого зашло иностранное судно, будет предоставлено право провести расследование нарушения, совершенного не только в пределах его юрисдикции, но и вне этих пределов. Более того, при наличии достаточных доказательств государство порта вправе возбудить преследование с целью наказания виновных в соответствии со своим законодательством.
В целом же, Конвенция 1982 г. разработана как единый «пакет», баланс взаимоприемлемых компромиссов, в ней учтены предложения всех стран.
Список использованной литературы:
1. Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М. Действующее международное право. В 3 т. М., 1997. Т. 3. Разд.20.
2. Колосов М. Ю. Международное право, уч. М., Международные отношения, 2005.
3. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. Международное право: Учебник/ М.: Междунар. отношения,. 608 с.
4. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.
5. Яковлев И.И. Международный орган по морскому дну. М.,1986.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"