Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:03, контрольная работа
1. Общая характеристика Кодекса Юстиниана.
2. Понятие «родство» в Древнем Риме.
3. Значение преторского эдикта в римском праве.
Федеральное агенство по образованию и науке Российской Федерации
Уральский финансово-юридический институт
Факультет заочного обучения
Контрольная работа
по дисциплине: «Римское право»
Выполнила:
Студентка группы Ю-1509
Черепахина Я. А.
Вариант №4
Екатеринбург 2011
Ко́декс Юстиниа́на (лат. Codex Iustiniani) — часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.
Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Комиссия, назначенная в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.
Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16 апреля вступил в действие. С изданием Дигест и Институций возникла необходимость в переработке кодекса, которая была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда. Итогом работы стало издание в в 534 году нового кодекса, названного Codex repetitae praelectionis («Кодекс второго издания»).
Кодекс состоит из 12 книг, книги, в свою очередь, состоят из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones), которые делятся на параграфы.
Кодекс Юстиниана сохранился лишь в изданиях Corpus juris civilis, то есть не в полном оригинальном виде. Веронский палимпсест начала VII века, содержавший в себе полный текст Кодекса, сохранился не целиком. Остальные древнейшие рукописи Кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг Кодекса. Они начинают пополняться с XI века. В конце XII века появились рукописи и последних 3 книг. Но и после этого кодексом считались только первые 9 книг, а три последние составляли особый отрывок, известный под названием tres libri.
Греческие конституции, содержащиеся в Кодексе, которые всегда выпускались западными рукописями (лат. Graeca non leguntur), были прибавлены только к печатному изданию XVI века по источникам церковного и светского права Византийской империи.
Понятием "родство" в Древнем Риме принято было обозначать близость лиц, принадлежащих к одной семье. Но римская семья строилась на сугубо патриархальной основе, в качестве которой выступала вначале безграничная власть paterfamilias. Поэтому и родственниками считались все, кто подлежал этой власти, вне зависимости от наличия или отсутствия между ними кровных уз. Родство, основанное на подчинении власти одного и того же paterfamilias, именовалось агнатским, а родственники — агнатами. Ими становились даже чужие (с точки зрения кровных связей) лица, попадавшие под эту власть (например, жены сыновей), и, с другой стороны, из их числа исключались даже собственные дети главы семьи, перешедшие под власть другого paterfamilias (например, дочери, вышедшие замуж либо подвергнутые эмансипации). Выход из—под власти paterfamilias прекращал все правовые связи соответствующего лица с его (теперь уже бывшей) семьей, поскольку факт кровного происхождения в древнейшую эпоху никакого юридического значения не имел, если не сочетался с patria potestas.
Развитие товарно—денежных отношений, являясь фактором, определявшим все основные социальные процессы в римском обществе, постепенно подтачивало и патриархальные устои римской семьи. Это выразилось как в сужении власти paterfamilias над членами семьи, сопровождаемом ростом их личной и имущественной самостоятельности, так и в том, что на смену основанному на "административных" началах агнатскому родству со временем пришло так называемое когнатское, т.е. кровное родство, базирующееся уже на общности происхождения.
Применительно к когнатскому родству следует различать линии и степени. Линии в свою очередь бывают двух видов: прямая (связывающая лиц, происходящих одно от другого, например, отец, сын, внук, правнук) и боковая (объединяющая лиц, имеющих общего предка, например, брат и сестра, дядя и племянник). Прямая линия именуется восходящей или нисходящей в зависимости от того, "проводится" ли она от потомства к предку либо от предка к потомству. Для определения родственной близости недостаточно, однако, установить линию, связывающую данных лиц. Необходимо, кроме того, указать степень родства, исчисляемую количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого. Отсчет рождений ведется по прямой линии — непосредственно между этими лицами, а по боковой — от общего предка. Например, брат и сестра состоят во второй степени родства. В то же время среди братьев и сестер различаются полнородные (происходящие от общих родителей) и неполнородные, т.е. имеющие только общую мать (единоутробные) или только общего отца (единокровные).
От родства следует отличать свойство как отношение между мужем и родственниками жены и, наоборот, между женой и родственниками мужа, -а также между родственниками обоих супругов. Свойство, как и родство, дифференцируется по степеням, соответствующим степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому необходимо выявить степень свойства, связывающего его с другим супругом. Например, сестра жены находится во второй степени свойства с ее мужем. Степени родства имели значение при наследовании и при вступлении в брак, ибо заключение брака между близкими родственниками не допускалось. Этот запрет распространялся и на близкие степени свойства.
В Древнем Риме нормы частного
права, выработанные особыми должностными
лицами — Преторами. В Дигестах (См. Дигесты)
указывалось, что преторы могут «подкреплять,
дополнять или поддерживать цивильное
право», т. е. исконное римское право, основанное
на законе. Поскольку цивильное (гражданское)
право в силу присущего ему формализма
не сумело приспособиться к условиям быстро
развивавшихся хозяйственных связей рабовладельческого
общества, преторское право к концу республиканского
периода превратилось по существу в самостоятельную
правовую систему. При вступлении в должность
претор, стремясь обеспечить более гибкую
защиту интересов частных собственников,
издавал специальный эдикт (edictum tralaticium),
который предусматривал введение новых
исков и др. процессуальных средств, фактически
прекращая действие устаревших норм. Преторский
эдикт действовал в течение 1 года, но каждый
новый претор при составлении эдикта использовал
наиболее важные правовые установления
своих предшественников. Нормотворческий
характер деятельности преторов усилился
с середины II в. до н. э., после издания закона
Эбуция, согласно которому претору было
дано право составлять в ходе судебного
процесса обязательную для судей юридическую
инструкцию. Преторское право существенным
образом реформировал такие институты
частного права, как владение, договор,
наследование. На основе приторского права
сложился новый вид собственности, особая
форма «преторского наследования» и др.
После падения республики нормотворческая
деятельность преторов вступила в противоречие
с растущим полновластием императоров.
После того как во II в. н э. по указанию
императора Адриана римский юрист Сальвий
составил окончательный текст преторского
эдикта (edictum perpetuum Hadriani), явившийся своего
рода кодификацией преторского права,
развитие преторского права прекратилось.
В IV-V вв. н. э. произошло сближение систем
преторского и цивильного права, приведшее
к полному их единообразию.
ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО — часть Римского Права, сложившегося в республиканскую эпоху Древнего Рима главным образом из эдиктов преторов. На основании закона Эбуция (сер. II в. до н.э.) претор получил право, решая вопрос об обосновании иска, вырабатывать собственную инструкцию (т.е. формулу) для назначаемой им по данному делу судьи. При каких обстоятельствах будет допускаться иск и в каких случаях в нем будет отказано, претор объявлял заранее в своем эдикте. В кон. II в. н.э. юристу Сальвию Юлиану было поручено объединение нормы преторского права в единый «Постоянный эдикт». На этом развитие преторского права прекратилось.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/