Международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является предоставление цельного и системного понимания процессов международной трудовой миграции и участие в ней России.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
исследовать теоретические основы трудовой миграции;
рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в мировом масштабе;
выявить текущие тенденции направлений миграционных потоков трудовых ресурсов;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Условия и факторы, определяющие международную миграцию трудовых ресурсов в современной мировой экономике
1.1 Понятие, сущность и причины мировой трудовой миграции…………..….5
1.2 Государственное регулирование иммиграции рабочей силы…………..….8
1.3 Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах……………………………………………………………….…13
1.4 Основные центры международной трудовой миграции…………….….…17
2. Анализ трудовой миграции в Российской Федерации……………………..20
3. Перспективы разрешения проблем российского рынка труда………...…..25
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………...……32

Файлы: 1 файл

Курсовая по мировой.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Требуется увеличить  штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение  территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10% – непосредственно миграцией.

В условиях динамичного  развития экономики России в среднесрочной  перспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантах двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

Во втором случае применяются более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома и опыта работы по специальности, соответствующий  возраст. Эта категория мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные специалисты после нескольких лет проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны.

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам  позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на: а) стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б) регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); в) управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны; г) проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны; д) обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е) установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подвижность населения  и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных  экономически отношений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры  трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные  последствия трудовой миграции сегодня  признаются и используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны–экспортера  рабочей силы дополнительного источника  валютного дохода в форме поступлений  от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести  тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная база эмиграции  и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

Наша страна тесно  сотрудничает с МОТ. На Международной конференции труда 6 июня 2006 в Женеве была подписана программа сотрудничества между МОТ и Россией на 2006 - 2009 гг. Одним из основных вопросом программы является управление миграционными процессами в России. В программе подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования национального законодательства, а также международных и двусторонних механизмов, направленных на регулирование миграции и недопущение насилия в отношении трудящихся-мигрантов.

Международная миграция в перспективе будет продолжаться. Все большая часть рабочей  силы, поступая на мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование  международной миграции и цена рабочей  силы нее чаще определяются не отдельными государствами и ТНК, а мировым сообществом и формирование международного рынка труда становится важным фактором процесса глобализации мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1) Ломакин В.К. Мировая  экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.

2) Мировая экономика:  Краткий конспект лекций / Э.Р.  Мамлеева. – Уфа: Уфимск. гос. академия  экономики и сервиса, 2007. – 36 с.

3) Мировая экономика:  Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 575 с.

4). Новокшонова Л.В., Трифонов  Ю.В. Мировое хозяйство: Учебное  пособие. – М.: Юристъ, 2000. – 312 с.

5) Россия: интеграция  в мировую экономику: Учебник / Зименков Р.И. – М.: Финансы и статистика, 2002.

6) Тарлецкая Л. Международная  миграция и социально-экономическое  развитие. «Мировая экономика и  международные отношения», 1998, №  7, с.144. 89

7) Тэор Т.Р. Мировая  экономика. – СПб: Питер, 2002. –  192 с.

8) Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003г. - 127 с.

9) Авдокушин, Е.Ф. Международные  экономические отношения: Учебное  пособие. – М.: 2001.

10) Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2007.

11) Цыпин, И.С., Веснин, В.Р. Мировая экономика: учебник./ И.С. Цыпнин, В.Р. Веснин. – М.: 2009.

12) Колесов, В.П., Кулаков  М.В. Международная экономика:  Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.


Информация о работе Международная трудовая миграция