Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:27, реферат
Исходя из темы реферата, для начала целесообразно дать определение: что же такое международное преступление?
Профессор Игнатенко Г.В. дает ему такое определение: «Преступления международного характера — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т. е. имеющие международную опасность».
После отбывания заключения лицо, которое не является гражданином государства, в котором оно отбывало заключение, может быть передано государству, которое обязано его принять, или государству, согласившемуся его принять. При этом учитывается желание лица (ст. 108).
Только Суд вправе сократить срок наказания. По отбытии лицом двух третей определенного приговором срока или 25 лет в случае пожизненного заключения Суд рассматривает вопрос о сокращении срока наказания (ч. 3 ст. 110).
Глава III. Индивид как субъект международно-правовой ответственности
В литературе по международному праву широкое распространение получила точка зрения, согласно которой субъектом международного правонарушения и преступления может быть лишь государство, а индивид несет ответственность за свое противоправное поведение только на основе норм внутригосударственного права. Это мнение опровергается практикой современных международных отношений и положениями многих межгосударственных договоров. Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ограничивается исключительно уголовной ответственностью индивидов. Статья 3 устанавливает, что любое лицо, совершившее преступление против мира и безопасности человечества, несет за это ответственность и подлежит наказанию.
Проект проводит различие между ответственностью индивида и государства. Он подтверждает, что лицо может совершить преступление против мира и безопасности человечества не только в качестве индивида, но также как «агент государства», «в интересах государства», «от имени государства». Поэтому обязанность наказывать персонально индивидов не снимает с повестки дня вопрос об ответственности государств. Так статья 5 устанавливает: «Судебное преследование какого-либо лица за преступление против мира и безопасности человечества не освобождает государство от ответственности по международному праву за действие или бездействие, вменяемое этому государству».
Индивид как субъект международного права своими действиями может непосредственно нарушать те или иные принципы и нормы международного права. В подобных случаях он несет ответственность, предусмотренную международными соглашениями. При этом не имеет значения, является ли он представителем государства или частным лицом. Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него говорит: «Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных в статье 3 деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами» (ст. 4)6. Подобное положение закреплено и в Конвенции 1968 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.
Нюрнбергский трибунал в своем приговоре подтвердил, что международно-правовые нормы налагают определенные обязанности на отдельных лиц, которые за их нарушение могут нести уголовную ответственность. В приговоре Трибунала говорилось, что защита выдвинула два аргумента:
По мнению Трибунала, оба эти утверждения должны быть отвергнуты. Уже давно было признано, что международное право налагает долг и обязанности на отдельных лиц так же, как и на государства.7
Нюрнбергский процесс подтвердил принцип уголовной ответственности отдельных лиц за международные преступления. В его приговоре отмечалось, что «преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права».8
Множество международных соглашений, принятых в рамках работы Организации Объединенных Наций, адресованы индивидам. Соглашения запрещают совершение ими определенных действий под угрозой уголовной ответственности. В данных документах содержатся обязательства государств принимать законодательные и иные меры для привлечения к ответственности и наказания лиц, виновных в нарушении норм и принципов международного права. Эти положения закреплены в статьях 1, 4, 5 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, статье 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, статьях 1, 3, 5 Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, а также в иных документах.
Глава IV. Международные органы, осуществляющие международную уголовную ответственность.
Уголовная ответственность
индивидов за международные преступления
может реализовываться
Как уже отмечалось ранее, специфика большинства международных преступлений состоит в том, что они совершаются не частными лицами, лицами, занимающими официальное положение в государстве и действующими от имени государства, организующего такие преступления. Кроме того, официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности. В связи с этим трудно представить себе, что правительство государства, виновное в международных преступлениях, согласится на предание суду исполнителей его распоряжений, а тем более допустит вынесение им обвинительных приговоров. Поэтому в таких случаях особенно необходимо создание международного суда, который должен судить не государство, а конкретных физических лиц, виновных в совершении международных преступлений. С этой целью был создан Международный уголовный суд — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Впервые о создании в 1948 году. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции предложила Комиссии международного права рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который было бы возложено рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида и других преступлений, отнесенных к компетенции этого органа на основании международной конвенции. Международный уголовный суд был учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году и существует с июля 2002 года.
Государства становятся участниками Международного уголовного суда (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.
К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи Международного уголовного суда как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.
В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции Международного уголовного суда.
Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.
Вопросы сотрудничества в борьбе с
международной преступностью
Особое внимание борьбе с международной преступностью уделяют комитеты Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета: Комитет по правовым вопросам, Комитет по социальным и гуманитарным вопросам, Комиссия по правам человека, Комитет по борьбе с преступностью в Венском филиале ООН и др.
Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.
Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.
Первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны. Исходя из положений Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правительство этой страны отказалось его выдать, а состоявшихся во время Второй мировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции (Тегеран, Ялта) было принято решение подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию.
Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся Международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания Второй мировой войны.
Первым — в соответствии с
Соглашением между
Второй Международный военный трибунал был предназначен для суда над главными японскими преступниками и получил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств Устав.
Этот Трибунал включал представителей 11 государств — СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в Трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.
В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Деятельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.
Первая миссия состоялась сразу после воздушной операции НАТО в Косово. 12 июня 1999 года миссия Трибунала вошла в Косово. С июня 1999 по февраль 2000 года ею было проинтервьюировано более трех тысяч свидетелей.
Совет Безопасности по итогам обсуждения ситуации в Югославии единогласно принял резолюцию 827 (1993), в которой одобрил доклад Генерального секретаря о создании Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ).
В соответствии с решением Совета Безопасности ООН, в полномочия МТБЮ входят обвинения по четырем группам нарушений:
Период юрисдикции: Совершенные
на территории бывшей Югославии преступления,
начиная с 1991 года. Согласно Уставу,
суд выносит приговоры в
При создании суда предусматривалось, что МТБЮ закончит свои расследования к 2007 году, однако уже ясно, что мандат его придется продлить. Общее внимание к суду и высокая оценка его влияния определила и значительные расходы. МТБЮ стал масштабнее Нюрнбергского процесса: тысяча сотрудников, семьдесят пять языков, годовой бюджет за сто миллионов долларов.